МОЙ НАЗВАННЫЙ ЙЕМЕНСКИЙ БРАТ
— Тагир, а почему вы как-то странно называете нашего советника — Юрвач? — Спросил меня подполковник Ахмед, начальник
штаба 2-й танковой бригады ВС Йеменской Арабской Республики.
— Почему Юрвач? Его зовут Юрий Иванович, — объяснил я.
— А нам можно его так называть?
— Да ради Бога…
И с этого времени советника командира бригады полковника Демяшкина Юрия Ивановича весь личный состав называл толь-
ко так — Юрвач.
Почему злой Али стал шейхом Али Арабы из-за специфики своего языка очень оригинально произносят иностранные имена и слова: так Олег в их исполнении звучит как Олека, Кирилл — Крыл, Саша — Шаса. Клеопатра звучит как Килобатра, автомобиль Тойета — Тётя. Переводчик Алишер из Узбекистана, учитывая то, что его имя по-арабски звучит как «злой Али», сам себя переименовал в Алишейха (Шейх Али).
Именно во второй танковой бригаде в Яриме я стал очевидцем йеменской межплеменной войны, чем-то напомнившей мне
хитрую игру жестоких подростков в казаки-разбойники, но более кровавую.
В те далекие времена я попал в Северный Йемен (Йеменскую Арабскую Республику) сразу после окончания Военного Института Иностранных Языков в сентябре 1976 года. До этого в период с 1972 г. по 1974 г. я проходил языковую практику в Народно-Демократической Республике Йемен. Естественно, уже освоив йеменский диалект и полюбив этот народ, по окончанию обучения
я страстно мечтал попасть туда снова, но вспоминая дикую жару и влажность, на этот раз уже в Северный Йемен. Кроме меня с нашего курса таких счастливчиков было десять человек. В это время в Северном Йемене советские специалисты находились в основном в трех точках: в столице Сане, в Таизе и в Ходейде. Кроме того были две маленькие группы в городе Дамар и Ярим.
Несмотря на сложную обстановку в стране, в которой я в общей сложности провел около четырех с половиной лет (при трех
президентах: аль-Хамди, аль-Гашими, которые были убиты, и Али Абдалле Салехе) отношение к советским специалистам было очень
хорошим. Климатические условия в столице Сане по сравнению с Южным Йеменом были прекрасными (летом температура воздуха не поднималась выше 30°, зимой — не опускалась ниже +5°).
Учитывая то, что сам город находился на высоте 2200 метров над уровнем моря, воздух тут более разряжен. К примеру, температура закипания воды в чайнике около 95°, в то время как в обычных условиях вода закипает при 100°. Но мы, учитывая наш молодой
возраст, на это не обращали никакого внимания. Хотя некоторые мои друзья, проработав в Сане в 2010-2012 г. в возрасте далеко за
шестьдесят лет, мне жаловались именно на сложности с дыханием.
Йеменские евреи
Первый год моей работы в Йемене я прожил один (беременная жена осталась в Москве) в Сане в знаменитом доме «Бейт аль-
Каляля» (дом Каляля) на Еврейской площади. Евреи в Сане, как и в целом в Йемене, проживали с давних пор и по одной из версий — с начала вавилонского пленения. Первоначально они жили в 10 км к востоку от Саны в районе гор Бараш и Нукум, а затем переместились в Сану в район крепости аль-Каср. В настоящее время это место называется Сук аль-мунаххисин (рынок медников). Считается, что в 1948 г. в Сане проживало около шести тысяч евреев. В городе было более 20 синагог. В феврале 1948 г. после убийства имама Яхьи в Йемене началась междоусобная война, во время которой солдаты ворвались в еврейский квартал Саны и разграбили его. В городе начались антиеврейские беспорядки. К 1950 г. подавляющее большинство евреев Саны (а также всего Йемена) выехало в Израиль. Говорят, что в начале 1970-х годов в Сане проживало несколько десятков евреев.
Я, прожив более года на Еврейской площади, так и не увидел здесь ни одного еврея. Как мне рассказывали йеменцы, именно здесь проживал главный раввин Йемена и данное место выполняло роль культурного центра как иудеев, так и мусульман Йемена.
Первого и последнего еврея в Йемене я встретил через два года где-то в окрестностях города Ибб. Это был десяти— двенадцатилетний мальчишка, типичный арабчонок, но с характерными иудейскими пейсами. Облазив весь район проживания, я все таки нашел следы пребывания йеменских евреев в виде шестиконечных звезд Давида на некоторых домах. Видимо арабам было лень сбивать каменные звезды, либо они посчитали, что их не очень-то и видно.
об авторе: Кильдибеков Тагир Маратович.
Родился 23 марта 1950 года в Уфе. В Советской Армии с 1968 г.
Окончил Военный институт иностранных языков летом 1976 года (В-76, арабский и итальянский).
В 1972-74 годах проходил службу в Группе советских военных специалистов в Народной Демократической Республике
Йемен.
С 1976 по 1980 гг. работал в Йеменской Арабской Республике.
С 1982 по 1986 гг. в Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии.
По окончании военной службы работал в ОАЭ, Сирии, Египте, Омане. Длительное время работал переводчиком
— референтом посольства Йемена в Москве, посольства ОАЭ и Саудовской Аравии.