Мы стоим на Лютеранском кладбище Кронштадта. Нас немного, лишь 20 человек. В прежние годы собиралось свыше сотни. Я пытаюсь понять, почему же сегодня, в день 70-летия уникального военного события в Выборгском заливе, нас так мало? Пришел лишь один знакомый журналист, от телевидения вообще никого нет, а ведь раньше от СМИ отбоя не было. Неужели все уже истерлось из памяти?
Как бы услышав мои мысли, немец Гунтер Фурман рассказывает присутствующим страшную историю, случившуюся жарким летним днем 30 июня 1944 года. Тогда немецкая подводная лодка U-250 потопила наш морской охотник МО-105, а через несколько часов другой советский катер уничтожил субмарину. Советские моряки так и остались навечно в море, а лодку осенью того же года подняли и отбуксировали в Кронштадт. Немецких подводников похоронили на бывшем Лютеранском кладбище. В середине 90-х годов два энтузиаста: петербуржец Борис Каржавин и житель немецкого города Йена Гунтер Фурман систематизировали собранный материал об этом событии и выпустили книгу «U-250». На этом не успокоились и стали добиваться увековечения памяти погибших. Осенью 1996 года мне довелось побывать в Кронштадте на открытии памятного камня советским и немецким морякам. Помню, поразила тогда надпись на плите, где перечислены были имена всех этих моряков: «Примиренные смертью взывают к миру».
Сегодня, через 18 лет стою у этого камня, слушаю выступающих и думаю о том, насколько актуальной остается эта надпись. Вновь мир бурлит от всевозможных конфликтов, один из которых происходит у самой границы с Россией. Опять политики не могут поделить территории, опять из-за этого гибнут военнослужащие с обеих сторон, жертвами становятся мирные люди, растет поток беженцев. Вражда, установившаяся на самом верху, перекинулась и на низы. О каком примирении может идти речь, если конфликт между Россией и Украиной продолжает разгораться. Я чувствую интуитивно, что он имеет отношение и к сегодняшнему событию. Пытаюсь понять, в чем дело, и вдруг осеняет: нет никого из руководства администрации Кронштадта, отсутствуют и представители Генерального консульства Германии. Оказывается, чиновники теперь враждуют и на этом уровне. А ведь раньше они собирались здесь, говорили проникновенные слова о примирении, радовались тому, что исчезла вражда между русскими и немцами. Как мало оказываются нужно, чтобы вновь все это разрушить, посеять неприязнь между народами. Но нам, русским и немцам, собравшимся у камня с именами погибших, не хочется говорить друг другу плохое. Напротив, я радуюсь словам седого ветерана, дошедшего до Берлина в мае 1945 года, когда он говорит о том, что правители тогда столкнули два прекрасных народа. Простые люди всегда становятся заложниками интриг на самом высоком уровне.
Юрий Лебедев, 30 июля 2014 года
История учит одному
Юра, спасибо!
История учит одному: что она ничему не учит. Люди с стабильным постоянством наступают на исторические грабли.
Завтра дата — 100 лет со дня начала Первой мировой (империалистической) войны, с её миллионами убитых, задушенных газами, сгнивших в окопах — за что и ради чего?
Украинские ТВ каналы бодро сообщают об успехах армии — успехов в братоубийственной войне. Нет слов…