А.Мельник. Моя Киргизия в огне!

Мельник

В Киргизии очередная революция. Сколько таких революций перевидали мы на своём веку! Оранжевых, гвоздиковых, тюльпановых и т.д.
Город Пишпек был основан в 1864 году семиреченскими казаками как русское военное поселение. Планировка старого города сохранила отпечаток армейского происхождения: все кварталы города были прямолинейно разбиты с точностью шахматной доски. С 1926 по 1991г. он носил название Фрунзе, в честь военачальника М.В.Фрунзе, родившегося здесь в 1885. Ныне называется Бишкек.
В советское время Фрунзе был многонациональным русским городом. Здесь жили русские, украинцы, евреи, армяне, узбеки, казахи, киргизы, уйгуры, дунгане, корейцы. Нередко можно было увидеть киргизов, казахов, узбеков, разговаривающих на русском без акцента, по простой прозаичной причине, — они не очень-то пользовались в повседневной жизни своим родным языком. Фрунзе был крупным промышленным городом, научным центром.
Дорога от Ташкента до Фрунзе занимала около 20 часов на автобусе. Вдоль дороги деревни и сёла, вперемежку с узбекскими, казахскими и киргизскими: Белые Воды, Бурное, Михайловка, Покровка, Фёдоровка, Преображенское. Город Кант, Токмак, основанные славянами-украинцами…По ту сторону Фрунзе, на восток, на озеро Иссык-Куль – Георгиевка, Быстровка, Рыбачье, Григорьевка, Ананьево, Пржевальск. С 19-го века и особенно во времена Столыпина сюда приехали русские люди, — предприимчивые, хозяйственные, крепкие, — осваивать, подымать новые земли. Выходцы из этих русских деревень, сел и станиц и составили будущий костяк советских инженерно-технических кадров, которые создали современную экономику Киргизии: комбайновый завод во Фрунзе, завод по обогащению урана в Кара-Балта, Тогтогульскую ГЭС и многое, многое другое.

Потом власть коммунистов затвердела до такой степени, что потрескалась (усилиями Горбачёва и Ельцина в 1991г.) по национальным границам, нарезанным по методологии гения всех времен и народов, — Ленина, по методологии так называемого права наций на самоопределение.

В 1924г., после проведения очередного «национального размежевания» (т.е. предпринятого большевиками национально-административного деления или передела по национальному признаку) в Средней Азии великий русский востоковед академик Василий Владимирович Бартольд выступил с предостережением большевистским властям: начатое ими национальное строительство в Средней Азии базировалось на иных принципах, которые, как отмечал учёный в своей «Записке» (По вопросу об исторических взаимоотношениях турецких и иранских народностей Средней Азии), были чужды историческому развитию среднеазиатских народов и были восприняты под влиянием «общей европеизации Востока». Он писал: «Национальный принцип в том виде, как он был проведен в жизнь при национально-государственном размежевании Средней Азии в 1924 г., был выработан западноевропейской историей XIX века и совершенно чужд местным историческим традициям». Если просто объяснить это утверждение, то оно выглядит так: учение о праве наций на самоопределение было выработано передовой к тому времени западноевропейской наукой (труды в основном К.Каутского) в отношении сложившихся уже к тому моменту в Европе капиталистических наций. Как же можно было перенести это учение на азиатскую почву, где процесс образования наций был только в зачаточном состоянии? Из феодализма в социализм! Это и было бомбой замедленного действия, которая дала о себе знать при «разводе» советских республик во время разгрома Советского Союза. Отсюда – проблема Нагорного Карабаха, Приднестровья, киргизско-узбеских-таджикских, а также и всех остальных национальных столкновений. Увы, мнение учёных у нас никогда не учитывалось, — это родимое русское проклятье.

Русский народ искупил сполна грехи большевиков, допущенные ими в национальном строительстве в Средней Азии, на Кавказе, да и в других местах Российской империи. Пожалуй, надо сказать иначе: русский народ заплатил с лихвой за национальные искривления большевиков, заплатил, построив к концу 20 века современные экономики во всех без исключения союзных республиках, обделяя иногда самого себя (центральные области России) в уровне экономического развития.

Получившие в 1991г вдруг «независимость» от российской «империи» (как манну небесную) вновь образованные «государства» (многие из которых никогда в истории не имели собственной государственности как таковой) настолько уверовали в своих силах, настолько поверили социалистической сказке Ленина, что посчитали себя равными среди равных, — с членством в ООН, посольствами иностранных государств в своих столицах, своими армиями и силами безопасности. С оплевыванием своего исторического прошлого. С преданием анафеме своего исторического родства с Россией. С осуждением «колонизаторской» роли России и т.д. Чего стоят в этом ряду «Рухноме» учившегося в Ленинградском политехе Сапармурата Ниязова, высказывание такого же питерца Аскара Акаева: «Империи не перестраиваются, империи распадаются!». В результате этого начался массовый исход (вынужденное бегство) русского, русскоязычного населения из насиженных мест, которые стали для них родиной. Но вот тут-то и начались у националов неувязочки экономического характера. Почему-то персоязычные таджики не повалили валом в Афганистан или Иран, тюркские азербайджанцы не устремились в Турцию, романские молдаване не попёрлись в родную Румынию, а почему-то все стали стекаться в Москву, на Кубань, в другие города нехорошей России. Плохая Россия, — а всё равно сюда магнитом тянет!

Во Фрунзе была улица «Кызыл-Аскер» — Красноармейца. Стала проспектом Дэн Сяо Пина. Хорошо хоть уцелел памятник М.В.Фрунзе возле ж/д вокзала, однако его дом-музей убрали за ненадобностью. В городе русских казаков – Пишпеке были русские церкви, был Русский театр Драмы, гостиница Москва… Сегодня это всё переименовано, перелицовано. Из всех перечисленных выше названий русских сел русского населения почти не осталось. Мне больно было наблюдать, как киргизским студентам, которых я встретил прошлым летом в Иране, легче было изъясняться со мной на фарси, нежели на русском. Дожили! Кто же тогда, президент Бакиев, будет у вас работать инженерами, строителями, лётчиками, программистами? Киргизы? Уйгуры? Дунгане? Вся пришедшая к власти элита во вновь образованных (во многом эфемерных) государствах все 20 лет после разгрома Союза была занята только разрушением национальной экономики, перераспределением собственности и активов, доставшихся бесплатно с советских времен.

Сегодня вновь свергнутый президент Бакиев ищет след иностранной державы, инспирировавшей беспорядки и переворот в Киргизии. Искать надо не там! Причины переворота искать нужно в собственных мозгах, в собственных действиях, а не в злых намерениях иностранных врагов, которые только спят и видят, как бы свергнуть кыргызского президента…С 2000 года товарооборот Киргизии и России упал в 5 раз, зато пару месяцев тому назад Бакиев, ничтоже сумняшеся, повысил тарифы ЖКХ на 40%, а на электроэнергию – на 100%. Так с чего платить-то, если нет работы? Екатерина II говаривала, что революция начинается тогда, когда народу жрать нечего. Ленин все это наукообразил: революция начинается тогда, когда обостряются выше обычного нужды и лишения трудящегося и эксплуатируемого народа. Как хотите, так и понимайте…

Политик! Знай, — есть такая примета нашего новейшего времени. Тот, кто лацкает языком против России, кто подымает руку на нее, — является врагом прежде всего своего народа. Аллах, Бог их всегда наказывает. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно пройтись по национальным окраинам…

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.