Наша справка: Катамидзе Вячеслав Иванович, выпускник Военного Института Иностранных Языков, В-1968 (индонезийский, английский) и эксперт по ближневосточным проблемам, работал в Египте, Кувейте и других арабских странах, в 1973-74 гг. был военным наблюдателем ООН на Ближнем Востоке и заместителем председателя смешанной израильско-египетской комиссии по перемирию. Затем работал на радио комментатором, снимал документальные фильмы об арабских странах, а также был автором популярного документального сериала «Москва Златоглавая». Руководил независимой студией документальных фильмов, создавшей документальные телефильмы «Полуостров сокровищ», «Айвазовский», «Взгляд с высоты пирамид» и т.д.
Только изучая творчество Вячеслава Ивановича Катамидзе для представления его к Беляевской премии, я узнал, что ещё совсем молодым он написал «Пособие авиационному бортовому переводчику» и русско-английский словарь по бронетанковой технике. Но далеко не всякий выпускник Военного института иностранных языков и советский военный наблюдатель ООН будет писать книги. Если пишет – значит, сидит у него на правом плече эдакий литературный бесёнок, властно нашёптывая: «Пиши!»
Далеко не всякий взявшийся за перо становится профессиональным писателем. Для этого нужен не только пресловутый талант, но и колоссальное желание писать, писать и ещё раз писать. Чтобы войти в литературу, требуется некоторая упёртость: та самая готовность тратить огромное количество времени и сил, чтобы писать.
Чаще всего путём в литературу становятся книги на профессиональную тему. Эксперт по ближневосточным проблемам, Вячеслав Иванович работал в Египте, Кувейте и других арабских странах, в 1973–1974 гг. был военным наблюдателем ООН на Ближнем Востоке и возглавлял оперативный отдел в центре наблюдения в Исмаилии. В 1973 году он в числе советских офицеров награждён медалью ООН «На службе мира».
В конце 1980-х годов Катамидзе написал четыре книги. Этот список политической аналитики венчает настоящий шедевр об Ирако-кувейтской войне («Ирако-кувейтский конфликт: к 10-летию войны в Заливе», АРИОС, 2000). Тут не просто аналитическая работа – в первую очередь это глубокий и самостоятельный анализ конфликтов на Ближнем Востоке, которые привели к очередной страшной войне. Журналист и поэт А. Ковалевский (1939–2020) так оценил книгу: «То была сложная политологическая работа, но, к моему удивлению, её оказалось читать легко, и читал я её с большим интересом». Но это и не монография. И не публицистика. Перед нами уже настоящее литературное произведение. Такие произведения точнее всего называть научно-художественными, и это очень непростой жанр. Чтобы писать в нём, нужно быть одновременно и учёным, и специалистом, и писателем.
«Ирако-кувейтский конфликт» читают уже третье десятилетие и читать будут ещё долго. Даже если бы Вячеслав Иванович написал только эту книгу, можно было бы констатировать: он вошёл в Большую литературу. Но это было только началом.
Пишет Катамидзе и художественные произведения. Как автор «художки» он дебютировал в 1989 году (В. Катамидзе, В. Толстов. Бумеранг // Столкновение. – Политиздат).
Сегодня В.И. Катамидзе – автор нескольких художественных книг. Хорошие детективы, психологичные и умные. Для меня своего рода шедевр – его сатирическое произведение, написанное под псевдонимом Сол Каламити (Небесная граница. Повести-буффонады. – Eurasia Popular Research, 2007). Книга и правда очень смешная. Рискнул бы сказать – очень «офицерская книга».
До того как начать работать в Британии в 1993 году, Вячеслав Иванович успел стать и автором популярного документального сериала «Москва златоглавая», и руководителем независимой студии документальных фильмов. Самые значимые из созданных в студии научно-популярных фильмов – «Полуостров сокровищ», «Айвазовский», «Взгляд с высоты пирамид», «Четвёртая жизнь Кувейта».
Но настоящим литературным «клондайком» стала для Катамидзе Британия.
Во-первых, потому что доступны ну… пусть далеко не все, но многие британские архивы. Это позволило сказать новое слово в такой непростой области, как история Грузии в конце XIX и начале XX века («Грузия в британских архивах и редких публикациях XIX–XX веков», 2005). И трудно даже представить себе, какое количество материалов пришлось находить, изучать, анализировать, сравнивать для написания этого блестящего произведения.
Во-вторых, Вячеслав Иванович органически не способен не изучать, не познавать, не исследовать. Попал в Лондон и тут же поднял море местной литературы, практически неизвестной в России. Из изучения современной английской столицы, из поднятых архивных документов родились такие шедевры, как «Лондон вчера и сегодня» (в соавторстве с Н.Л. Юдиным, Eurasia Popular Research, 2009) и «Прогулки по Лондону» (Eurasia Popular Research, 2006). И, конечно, «Лондонские призраки и привидения» (в соавторстве с Н.Л. Юдиным, Eurasia Popular Research, 2013) – как же в Англии без привидений!
Книги о Лондоне снискали широкую популярность и, как мне достоверно известно, высоко оценены и британской публикой, включая представителей истеблишмента. В России же буквально тысячи, если не десятки тысяч людей познавали британскую столицу «по Катамидзе», даже никогда не бывая в нём. Кстати, эта книга стала лидером продаж в магазине «Москва».
Но всё, что было раньше, оказалось лишь преддверием для появления целой серии новых шедевров. Вершиной творчества Катамидзе на данный момент является серия книг по британской и мировой истории: «Тайна человека из Стратфорда», 2010; «Тайна Ордена Храма», 2013; «Кристофер Рен. Гений английского барокко» (в соавторстве с М.Л. Николаевой), 2018. Трудно сказать, какая из них лучше. Я был инициатором выдвижения его книги «Тайна Ордена Храма» на престижную Беляевскую премию. Но высоких литературных наград достойна каждая из них.
Катамидзе безошибочно выбирает объект и предмет исследования. Всякий раз это то, что интересует множество людей, что становится предметом обсуждений и дискуссий. Это тщательные, в высшей степени фундаментальные исследования. Автор сам выбирает интересный для него сюжет, сам ищет данные в литературе и архивах. Он умеет смотреть самостоятельным, незамыленным взглядом на, казалось бы, хорошо известное. Его взгляд на предмет всегда необычен, всегда идёт вразрез с официальной наукой. И всегда хорошо аргументирован. Можно соглашаться или спорить с его суждениями о «человеке из Стратфорда» или с оценками деятельности тамплиеров. Никто, и прежде всего сам Катамидзе, не утверждает, что его книги – истина в последней инстанции. Стократ прав предприниматель и кинематографист Александр Чачава: «Тайны Британского музея» – это даже не книга, а целый дискуссионный клуб в толстом переплёте…»
Но спорить с автором непросто. Каждый тезис подкреплён твёрдо установленными фактами, ссылками на литературу, на архивные материалы. За каждым выводом стоит немалый труд.
Кроме того, книги чрезвычайно познавательны и очень художественно написаны. Самые частные вопросы излагаются так, словно видишь описанное. Художественная литература в лучшем своём проявлении: картина, произведение искусства, написанное словами. Совершенно оригинальный стиль, самобытнейший способ изложения.
Наконец, книги великолепно изданы и богато иллюстрированы. Они получаются не только увлекательными. Это красивые подарочные издания. Несомненно, художественные, нередко альбомного формата. Они способны украсить полку самого взыскательного любителя книги.
Особое слово о двадцать восьмой книге Вячеслава Ивановича – на библейские темы (Таинственная Библия. – АИРО-XXI, 2019). А. Ковалевский отметил: «Чтобы это осуществить, автор совершил около десятка поездок на Ближний Восток, побывал в Израиле, Египте, Ливане, Сирии, Марокко, в Палестинской автономии и на острове Кипр. В книге, в которой 432 страницы, более 400 иллюстраций: репродукций картин, редких гравюр, фотографий, карт и схем. На мой взгляд, в российской литературе нет и никогда не было ничего подобного – это монументальный труд особого рода. И главное достижение автора в том, что он действительно читается как захватывающий роман!»
Нет сомнений, что «Таинственная Библия» вызовет ещё больше споров и критики, чем все прежние книги Катамидзе. Не говоря ни о чём другом, она самая фундаментальная. Она заставляет по-новому посмотреть на тексты, базовые для всей европейской цивилизации. Библию давно изучают и используют как исторический источник. Вячеслав Катамидзе предлагает свою трактовку – свои авторские теории, гипотезы, понимание фактов. И как всегда – чрезвычайно аргументированно.
Восхищает бесстрашие Вячеслава Ивановича. Автору сих строк не раз предлагали заняться теорией палеоконтактов… Отказался – что ни напишешь и ни скажешь, вывод будет один: почтенный профессор повредился рассудком, видать, слишком увлёкся своими высокоучёными изысканиями. А Вячеслав Иванович не боится.
Творчество Катамидзе широко известно. 28 книг автора в 45 изданиях на 10 языках хранятся в 320 библиотеках мира. В их числе – библиотека Конгресса США, библиотека Оксфордского университета, Британская библиотека и библиотеки ряда известных колледжей в Европе.
Недостаток один: Вячеслав Катамидзе совершенно не умеет и не хочет писать для массового читателя. Его читатель – образованный неспециалист.
Охотно выдвину его кандидатуру на получение ещё одной литературной премии. И не в пылу дружеских чувств, а по глубокой уверенности – заслужил. Но спросите о Катамидзе на улице – и вряд ли хоть один человек скажет, что слыхал это имя. А вот Маринина!!!
И судьба его типична для писателя элитного, не массового. Зависла книга «Шекспир или Марло?». Она не хуже прежних, а возможно, и лучше, но издать-то её надо так же качественно! А издатели боятся: книга получится дорогая – вдруг не разойдётся? Печально. но будем ждать – получится и это.
И в любом случае литературная судьба Вячеслава Ивановича Катамидзе очень далека от завершения.
Андрей Буровский
Источник: Литературная Газета