Юрий Лебедев, Запад 1976. Встреча с Даниилом Граниным.

Час назад позвонил Даниил Гранин. Сказал, что у него есть просьба. Заключалась она в том, чтобы завтра я сопровождал его на своей машине к месту боев под Пушкиным, где он воевал в 1941-42 годах. В повести «Мой комбат» он детально описывает это место, которое в войну и наши, и немцы, не сговариваясь, назвали аппендиксом, добавляя иногда слово «проклятый». До самого января 1944 года это место являлось одним из самых кровавых под Пушкиным. Я этот участок тоже знаю не понаслышке. Бывал там ранее с Даниилом Александровичем, потом перевел ему присланные из Германии воспоминания немцев, воевавших за этот «аппендикс».

Завтра Гранин положит там цветы в память о своих погибших однополчанах. Для меня большая честь быть при этом. Не будет никаких журналистов, мы одни. А сегодня я еще раз возьму в руки «Моего комбата». Эта повесть поразила меня тем, что через 20 лет после войны гранинский командир батальона Литвинов возвращается к «аппендиксу», пригласив нескольких своих сослуживцев. Они не понимают, для чего. А он ходит с какими бумажками, рисунками по остаткам окопов и что-то ищет. Наконец разгадка найдена. Он понимает, почему таким убийственным был огонь немцев. Оказывается все это время он мучился, хотел уяснить, только ли немцы виноваты в гибели его однополчан. Пройдя по бывшим вражеским позициям, он понял причину и винит себя за то, что тогда не разведал место, где немцы искусно укрыли свои пулеметы

Прочитайте эту повесть. Она небольшая, ее легко найти в Интернете. Оказывается, Гранина в его 98 лет эта история по-прежнему не отпускает, тем более, что он теперь имеет и немецкие материалы. Тут есть над чем задуматься.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.