Токарев Андрей Александрович, З-78

tokarev

6 декабря Адрей Александрович Токарев отмечает свой день рождения. Это человек в большой буквы и истинный ВИИЯковец. Большую часть своей жизни он посвятил изучению языков и обучению ими курсантов и слушателей Военного института иностранных языков. Работая на кафедре романских языков, полковник Токарев выпустил сотни специалистов португальского языка, которые успешно работали в странах Африки и не только.
Андрей Александрович также занимается научной работой в Центре исследований Юга Африки. Он является заведующим этого центра, кандидат исторических наук. Андрей Токарев является автором ряда книг и научных статей об Африке и локальных конфликтах. Он давно вынашивает идею создания музея мировых войн. Его концепцию музея мы приводим ниже.
Андрей Александрович с энтузиазмом откликнулся и поддержал идею общественного Совета выпускников ВИИЯ о создании музея ВИИЯ, разрушенного в 1992 году. Делает сейчас многое, что музей возродился. Спасибо ему огромное!
От имени Общественного Совета выпускников ВИИЯ (ВКИМО) мы поздравляем Андрея Александровича с его 57-летием и желаем здоровья и творческих успехов!

МУЗЕЙ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ
После Второй мировой войны – как тогда казалось, самой губительной и поэтому последней в истории человечества, — мир пережил еще свыше 250 войн и вооруженных конфликтов – известных и малоизвестных. В некоторых из них – как и до Второй мировой — участвовали и наши соотечественники: в качестве волонтеров, советников, специалистов, миротворцев… Причем не только на нашем континенте: например, в войне за независимость Северной Америки, Греции, в англо-бурской войне; позже — в войнах в Испании, в Китае… Список можно продолжать как в глубь истории, так и в современность: Северный Кавказ, Югославия, Западная Сахара, Сьерра-Леоне, Судан. Теперь вот – Ливан… В этом списке, вероятно, ставить точку преждевременно.
Наверное, у каждого ветерана та война, в которой он участвовал, осталась не только в памяти. Сохранились фотографии, документы (или их копии), предметы экипировки и прочее. Могу утверждать, что многие из этих материалов и источников позволяют пролить свет не только на события «седины глубокой», но и – что не менее важно! – на современную историю международных отношений. Можно только предполагать, какие уникальные материалы – фотографии, документы и т.д. – до сих пор хранятся в домашних архивах тех, кто прошел те войны. А сколько еще хранится «немых свидетельств» других войн и локальных конфликтов?! Например, в домашних архивах потомков тех наших соотечественников, кто окончил свои дни за пределами Родины?!
Что-то, увы, безвозвратно утеряно. Но ведь, собственно, на памяти, в основном, и держится духовная связь поколений в любом государстве, в любом обществе, заботящемся о своем будущем.
Скольких из нас затронули события, так или иначе связанные с военной историей, личным участием или через родственников, друзей, знакомых?! И если при нынешнем повышенном интересе в обществе к правде отечественной (и мировой) истории, самостоятельно исследовать ее военные события – куда лучше обратиться? Да, конечно, есть архивы и библиотеки. Но не все они доступны или исчерпывающи. Из-за этого даже профессиональные исследователи военной истории (и раньше, и теперь) допускают в своих публикациях неточности, а порой и серьезные ошибки. Что тогда говорить о художественной литературе, кинофильмах, в которых авторами – преднамеренно или по неведению – могут быть искажены события и факты. А ведь, в основном, через их восприятие складывается у большинства людей – и у нас, и за рубежом, – отношение к тем событиям, их оценка. Да и молодежь на них тоже воспитывается.
Где лучше побывать преподавателям-историкам со школьниками, с курсантами военно-учебных заведений, со студентами, чтобы они своими глазами увидели фотографии, личные документы и вещи людей, причастных к событиям, о которых они узнают на занятии; увидеть подлинную экипировку, побывавшую в боях, услышать воспоминания очевидцев (на видеопленке или через фонозапись)? Куда придти сыну или дочери воина, вернувшегося из «спецкомандировки» «грузом 200», чтобы вспомнить отца, узнать о тех местах, где он сложил голову; куда, кроме как на его могилу (если она есть)?
Да, существует замечательный Музей Вооруженных сил, где на фоне истории нашей армии отражены и некоторые «горячие точки», и наше зарубежное военное сотрудничество. По стране разбросаны местные мемориальные и краеведческие музеи, где собрана информация о своих героях-земляках. Мемориальный комплекс на Поклонной горе для всех теперь неразрывно связан с борьбой и победой над фашизмом. И как таковой он точно соответствует своему предназначению, став за короткий срок святыней, куда приходят и ветераны, и те, кто никогда не знал той войны. Сюда, особенно в дни майских праздников, приходят пообщаться и поклониться участникам Великой Отечественной, приходят, чтобы почувствовать ту эпоху. Большая благодарность создателям и хранителям этих экспозиций. Но были и другие войны, в которых участвовали и гибли наши соотечественники.
23-28 мая 2006 г. в Москве, в Музее современной истории, Союз ветеранов Анголы (общественная организация, которая объединяет наших соотечественников-ветеранов боевых действий в Анголе и гражданских специалистов, работавших в этой стране) провел выставку, посвященную истории войны в Анголе и участию в ней наших граждан.
Особенность выставки была в том, что почти все ее экспонаты — из личных архивов самих ветеранов: фото, уникальные документы, карты с нанесенной боевой обстановкой, предметы экипировки. При этом представленные экспонаты позволили разместить выставку в нескольких залах. Назвали ее словами из родившейся в Анголе песни: «И кровью российской Анголы земля не алела?..». Несмотря на короткий срок, на выставке побывало не менее тысячи человек, в том числе Начальник Генерального штаба Анголы. Записи в Книге отзывов говорят о том, что выставка задела за живое тех, кто побывал на ней.
К сожалению, несмотря на выраженную патриотическую направленность выставки, своевременное извещение о ней через центральные СМИ и бесплатный вход, на ней так и не побывал никто не только из «высших эшелонов власти» (за исключением депутата Мосгордумы И. Елеференко, который сам когда-то служил в Анголе), но даже из тех чиновников, кому хотя бы по долгу службы полагается интересоваться военно-патриотическим воспитанием молодежи, воинов (за исключением представителей Военного Университета). Говорить об этом приходится с большой горечью.
После закрытия выставки ее экспонаты вновь осели на домашних полках. Подумалось: а сколько еще можно создать не менее уникальных экспозиций и по другим «горячим точкам» планеты?! Причем сделать выставки не временными, а постоянными. Но сегодня ни один из существующих в России музеев военной направленности не в состоянии (даже по своим выставочным площадям) полноценно отразить географию и масштабность войн и локальных конфликтов и участия в них наших соотечественников.
А как же наш девиз: «Никто не забыт и ничто не забыто»? Не пора ли вернуться к нему и «вспомнить всех поименно»?! Ведь и на самом деле «это нужно живым!». Потому что очень больно видеть вдруг возле мусорного бака выброшенные фотографии явно военной поры. Может быть, бережнее относясь к своему прошлому и настоящему, мы извлечем уроки и на будущее, поможем себе разглядеть свое место и в мировой истории? Ведь мы сейчас и занимаемся поисками «национальной идеи».
Поэтому я уверен: давно назрело время создать общероссийский Музей военной истории (рабочее название), а точнее, музейный комплекс, который, на мой взгляд, должен сочетать в себе:
Выставочный комплекс.
а) в нем должны быть отражены не только крупные, но и локальные войны и вооруженные конфликты, оказавшие существенное влияние на историю нашей страны, регионов, человечества;
б) в нем должно быть отражено участие наших соотечественников в войнах и локальных конфликтах (там, где это имело место);
в) в нем должна храниться (как это сделано в мемориале на Поклонной горе) и вестись Книга Памяти, с именами и фотографиями всех наших соотечественников, погибших в тех войнах, пропавших без вести или умерших от ран;
г) в нем должно быть отражено (насколько это возможно) наше международное военное сотрудничество.
2. Научно-исследовательский центр:
а) в нем должны храниться (и быть доступными для изучения) документы, фотографии, публикации, аудио- и видеозаписи, относящиеся к соответствующим событиям и к их участникам;
б) в нем должны размещаться библиотека, читальный зал, архив для работы исследователей;
в) центр должен располагать конференц-залом для проведения научных конференций, а также встреч ветеранов.
3. Центр работы секций ветеранов:
а) в центре логично разместиться и дать единый юридический адрес всем секциям ветеранов: «испанцам», «кубинцам», «афганцам», «ангольцам» и т.д. Такое местонахождение поможет решить вопрос и координации их работы.
Заинтересованность нашего общества в таком Музее, на мой взгляд, очевидна:
1. Мы сможем лучше представлять военную историю и свое место в ней; мы сможем не скрывать не только те страницы своей истории, которыми можно гордиться, но и те, о которых мы сожалеем;
2. Это будет место, куда смогут приходить не только сами ветераны, но и их семьи, их потомки; здесь они действительно смогут убедиться в том, что в нашей стране помнят и чтут своих ветеранов.
3. Это будет место для проведения тематических занятий по истории для курсантов военно-учебных заведений, студентов и школьников. А обновляемость экспозиций (к сожалению, их география, похоже, будет и впредь расширяться) позволит ощутить сопричастность к событиям и в своем отечестве, и в мире.
Но хотел бы развить эту мысль еще дальше: не ограничиваясь локальными войнами и конфликтами, в которых принимали участие наши соотечественники, расширить тематику экспозиций и показать наиболее важные военные события в истории человечества.
Проект потребует затрат. Тем более отрадно, что постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422 принята Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», в которую отдельной строкой внесен пункт о «Разработке и внесении в установленном порядке проекта нормативного акта Правительства Российской Федерации о включении Музея памяти воинов-интернационалистов (г. Москва) в реестр музеев и установлении для него статуса государственного музея». Его исполнение возложено на Роскультуру (так в документе. – А.Т.) и правительство Москвы, а срок исполнения — 2006 г. Выделены и средства из федерального бюджета: 0,15 млн. рублей. Признаться, не густо; но если создание музея сделать общероссийским делом, как это было с мемориалом на Поклонной горе, мало кто, особенно в среде ветеранов, останется в стороне. Уверен, многие помогут и рублем. Но вложенные средства окупятся, и в материальном, и в духовном отношениях. Это очевидно. Тем более, если музей будет отражать историю непредвзято.
И место найти, полагаю, не самая неразрешимая задача: ведь нашлось же место для создаваемых сейчас и, безусловно, необходимых стране Музея спорта и Музея авиации и космонавтики.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.