Рабочий визит в Россию Министра иностранных дел Афганистана З.Расула, Москва, 25 ноября 2010 года

Lavrov

Стенограмма выступления и ответов Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Афганистана З.Расулом, Москва, 25 ноября 2010 года
Уважаемые коллеги,
Только что подписан Протокол о консультациях между министерствами иностранных дел Российской Федерации и Исламской Республики Афганистан. Он охватывает период с 2011 по 2015 год и способствует тому, чтобы наши контакты, которые достаточно интенсивны, были систематизированы. Это первый документ такого рода между нашими странами. Он отражает обоюдную заинтересованность в более четком согласовании наших действий по региональным и международным делам.

Сегодня мы провели переговоры по всем аспектам российско-афганского сотрудничества как в двустороннем плане, так и с точки зрения поддержки усилий по афганскому урегулированию.

Основное внимание уделили подготовке предстоящего в начале будущего года визита Президента Афганистана Х.Карзая в Российскую Федерацию. Отметили возросшую интенсивность связей на высшем и высоком уровнях между Москвой и Кабулом и нацеленность на выстраивание этих связей в контексте стратегической перспективы.

Обсудили торгово-экономическое, гуманитарное, военно-техническое сотрудничество между нашими странами. Сейчас готовится межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Эта работа близка к завершению. Соглашение предусматривает создание российско-афганской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Это еще один важный шаг, который систематизирует наши связи и в этой сфере.

Мы говорили о ключевых аспектах афганского урегулирования. Подтвердили нашу твердую поддержку т.н. кабульскому процессу, который был запущен в июле с.г. на конференции по афганскому урегулированию в Кабуле и призван создать условия для передачи всей полноты власти в Афганистане афганским властям. Активно поддерживаем этот процесс. Будем вместе с другими членами международного сообщества активно содействовать его успеху.

Договорились о том, что необходимо всем, кто вовлечен в афганское урегулирование, более активно бороться с терроризмом, наркопреступностью в Афганистане и в регионе в целом. Говорили и о том, что важную роль в этом процессе должны играть соседние с Афганистаном страны, а также такие региональные структуры, как Шанхайская организация сотрудничества.

Высказались за то, чтобы работа существующей контактной группы ШОС-Афганистан была активизирована и становилась более предметной. Считаем, что вкладом в деятельность ШОС на афганском направлении является механизм «четверки». Это неформальный механизм. Он объединяет Россию, Афганистан, Пакистан и Таджикистан. Президенты четырех стран встречались дважды. Последний раз в августе с.г. в Сочи. По итогам тех договоренностей развивается взаимодействие по секторальным направлениям. Состоялись встречи министров иностранных дел четырех государств. В октябре прошла встреча министров экономики. На декабрь намечена встреча глав антинаркотических ведомств России, Афганистана, Пакистана и Таджикистана.

Мы обсудили ряд конкретных проектов, которые могут быть этой «четверкой» инициированы с привлечением других государств ШОС. Как видите, планов у нас немало. Многие из них уже реализуются на практике. Есть понимание о необходимости наращивать эти усилия по всем направлениям. Очень удовлетворен сегодняшними переговорами.

Вопрос: Ваши переговоры прошли вскоре после завершения саммита Россия — НАТО в Лиссабоне, на котором были обсуждены вопросы совместного содействия Афганистану. Мой вопрос касается конкретных тем реализации договоренностей, в частности по поставке вертолетов: сколько их будет поставлено? Какое количество поставит Россия на безвозмездной основе? Также вопрос о подготовке специалистов для Афганистана, в том числе летчиков, где они будут проходить подготовку? По всему комплексу вопросов взаимодействия России по наркотикам. Какова оценка афганской стороной участия России в афганских делах?

С.В.Лавров: На саммите Россия — НАТО в Лиссабоне президенты наших стран одобрили дальнейшее углубление сотрудничества с тем, чтобы содействовать афганскому урегулированию. В практическом плане достигнута договоренность о том, что условия транзита, который Россия предоставляет НАТО в Афганистан, будут распространяться и на обратный транзит из Афганистана в соответствующие страны НАТО. Кроме того, облегченный порядок транзита распространен на бронемашины с усиленной противоминной защитой. Это было важным дополнением, о котором просили участники международных сил содействия безопасности.

Достигнута также договоренность о расширении проекта подготовки кадров правоохранительных структур Афганистана, Центральной Азии и Пакистана, прежде всего, кадров, которые будут укреплять позиции этих стран в борьбе с наркоугрозой. Президенты в принципиальном плане одобрили т.н. вертолетный пакет, который, прежде всего, нацелен на подготовку афганских пилотов и регулярное снабжение вертолетов, которые находятся на вооружении в афганской армии и правоохранительных структурах, запасными частями и прочим необходимым оборудованием.

Что касается покупки или поставки собственно вертолетов, как машин, то это предложение сделал еще Генеральный секретарь НАТО А.Фог Расмуссен, когда был в Москве в декабре прошлого года. Мы ответили готовностью рассмотреть это предложение в контексте общего трастового фонда, который обеспечивал бы коллективное финансирование таких поставок. На натовской стороне возникли какие-то сложности. В данный момент рассматриваются различные варианты, которые помогут, надеюсь, достичь согласия о том, чтобы укрепить афганскую армию дополнительными российскими вертолетами.

В дополнение к тому, что делается нами по линии Совета Россия — НАТО, можно отметить также оказание существенной помощи афганским правоохранительным, силовым структурам. Например, совсем недавно мы осуществили поставку легкого стрелкового оружия, боеприпасов к нему; готовим кадры для афганской полиции, как и специалистов по гражданским вопросам. Для правоохранительных органов Афганистана в этом году мы выделили 225 стипендии, а на обучение по гражданским специальностям в этом году в российские ВУЗы было принято 100 афганцев. На будущий год эта цифра возрастет до 115. Это лишь небольшая доля того, что мы делаем для Афганистана. Готовы, повторю, делать и больше, в частности, в плане восстановления тех объектов, а их около 150, которые были построены при помощи Советского Союза и которые крайне важны для подъема афганской экономики. Москва готова участвовать в этих вопросах, если мы договоримся. Надеемся, это станет возможным.

Сегодня мы также обсудили вопрос об источниках финансирования. У нас есть кое-какие наметки на этот счет. Так что планов много. Обо всем не расскажешь. Однако уверен, что наше сотрудничество будет только укрепляться как на антинаркотическом фронте, так и по вопросам подъема афганской экономики, укрепления сил безопасности Афганистана в целом, а также по гуманитарным вопросам. Сегодня об этом также шла речь.

Вопрос: Планируется ли продолжение совместных антинаркотических операций России и США против наркоторговли в Афганистане? Какова реакция Афганистана на эти операции?

С.В.Лавров: Российско-американская операция – это была операция, которую проводили прежде всего афганские спецназовцы при поддержке американских военнослужащих. Россия же в этой операции участвовала силами двух сотрудников Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, которые присутствовали в Афганистане в качестве наблюдателей. Мы помогли получить информацию о том, где расположены эти пять лабораторий. Так что операция была, я сказал бы, трехсторонней, причем при лидирующей роли спецназа афганской армии. Хотел бы также подчеркнуть, что наше сотрудничество на антинаркотическом фронте будет продолжено. Принципиальное значение имеет создание необходимой международно-правовой базы. В этом смысле отмечу принятие в октябре с.г. резолюции СБ ООН, в которой проблема наркотрафика из Афганистана, вообще наркоиндустрии, признана в качестве угрозы международному миру и стабильности. Это очень серьезная квалификация и из нее следует исходить, когда мы все планируем те или иные шаги на этом направлении. На февраль 2011 года намечается проведение третьей международной конференции по борьбе с афганской наркоугрозой. Первая состоялась в 2003 году в Париже. Вторая – в 2006 году в Москве. На следующей конференции мы хотели бы провести очень предметный разговор о необходимости интенсифицировать усилия по всей цепочке производства и распространения наркотиков, начиная с уничтожения посевов опийного мака. Мы убеждены, что это крайне необходимо.

Частью усилий должна стать также работа по пресечению поставок прекурсоров, которые, собственно, идут на производство героина. Ставим этот вопрос регулярно. Настаиваем на том, чтобы начать хотя бы с маркировки прекурсоров, которые производятся в Европе. Наши партнеры рассматривают это предложение достаточно долго. Надеюсь, что процесс будет ускорен.

Конечно, необходимо отметить и операцию «Канал», которую проводит ОДКБ по внешнему периметру границы Афганистана и уже давно предлагает наладить сотрудничество с Международными силами содействия безопасности. Наши натовские партнеры пока не реагируют. Президент России Д.А.Медведев на саммите Россия-НАТО вновь привлек внимание к этому нашему давнему предложению. Афганские друзья участвуют в операции «Канал» в качестве наблюдателей. Это участие будет продолжено. Кстати, как наблюдатели в этой операции участвуют и многие страны НАТО в национальном качестве. Тем более следует наладить и прямое сотрудничество между ОДКБ и НАТО в этом важном вопросе.

Что касается последней информации о том, какие усилия предпринимает Россия для более эффективной борьбы с наркоугрозой, то мы в этом году существенно увеличим наши взносы на реализацию специальной антинаркотической программы для Афганистана по линии Управления ООН по борьбе с наркотиками и организованной преступностью.

Вопрос: Считаете ли Вы целесообразным созыв экстренного заседания СБ ООН по ситуации на Корейском полуострове? Разделяете ли Вы точку зрения, что реакция КНДР была спровоцирована совместными учениями Южной Кореи и США?

С.В.Лавров: Мы уже достаточно давно в условиях продолжающегося обострения ситуации на Корейском полуострове и вокруг него призывали все стороны к сдержанности. Это касалось как планов существенной активизации военных учений, так и призывов укреплять военно-политические блоки в этом регионе. Насколько я знаю, подобные инциденты уже случались, хотя все ограничивалось обменом одиночными выстрелами. Последнему инциденту предшествовала информация о том, что Северная Корея обратилась к Южной Корее с призывом не проводить эти учения, не проводить стрельбы, но учения произошли. Здесь, наверное, необходимо все-таки видеть не только ненужное нагнетание напряженности, но и то, что на самом деле произошло. Одно дело проводить стрельбы по воде, пусть даже эти воды являются спорными. Другое дело – бить по суше, по населенным пунктам. Погибли люди. Это самое главное. Мы настоятельно призываем сделать все, чтобы подобное больше не происходило. Что касается заседания СБ ООН, то консультации по этому вопросу уже проводятся. Надеюсь, что в ближайшее время Совбез выскажет свое мнение, которое будет способствовать успокоению ситуации. Стороны должны осознавать свою ответственность.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.