Петр Гайдук: я чувствовал радость россиян от моего посещения Кабула

Впервые за многие века православный священник, протоиерей Петр Гайдук по благословению Патриарха Кирилла посетил мусульманский Афганистан, чтобы отслужить здесь Пасхальные службы. С протоиереем Петром Гайдуком беседовал глава представительства РИА Новости в Афганистане Андрей Грешнов. 
 
- Как случилось, что в мусульманскую страну, где никогда не было православных священников, приехал русский батюшка?  
 
- Этот вояж был нужен и ожидался много лет, а случился благодаря стараниям и трудам нового посла России в Афганистане Андрея Левоновича Аветисяна, который сам глубоко верующий человек. Он обратился к нашему священноначалию с просьбой об открытии на территории дипмиссии хотя бы часовни. Когда я прилетел в Кабул, то был удивлен тем, что здесь есть уже помещение, предоставленное для богослужения, сооружен престол, жертвенник. Более того, были заранее куплены некоторые предметы утвари, необходимые для богослужения.  
 
- Вы, батюшка, прибыли сюда в канун Вербного воскресенья.  
 
- Перед отъездом я купил в Москве веточки вербы. Когда я сказал продавцам, что буду служить службу в Кабуле, то женщина, продававшая веточки, подарила мне аж пять пучков, отказавшись от денег. Может быть, подарила бы и больше, но у нее просто больше вербы не было. По моему приезду мы освятили помещение, где проводились службы, совершили Всенощное бдение. Оно было уникально. По уставу Русской православной церкви священнику положено раздавать прихожанам вербу или ваия (пальмовые ветви). В обычной жизни в России из-за большого количества прихожан они приносят в церковь веточки вербы сами. На востоке же верующие приносят в храм пальмовые ветви. Но россиянам ближе верба, а потому в Кабуле совместился обычай русский и всецерковный: прихожане получили от меня привезенную с родину вербу и пальмовые ветки, которые удалось купить в афганской столице.  
 
Ожидая меня, многие приобщились святых Христовых Тайн в первую службу, проведенную в Кабуле. Все службы мы служили в будние дни (в Афганистане воскресенье тоже рабочий день) в 06.30 по местному времени, чтобы люди, присутствовавшие на богослужении, смогли бы вовремя попасть на работу. А в обеденное время воскресенья мы совершили освящение памятника воинам-интернационалистам, погибшим на чужбине.  
 
Во вторник Страстной седмицы мы отслужили литургию преждеосвященных даров, на которой также присутствовала значительная часть россиян, работающих в Афганистане. В среду вечером мы служили Великое повечерье и Утреню, а в четверг мы служили литургию свт. Василия Великого. По окончании литургии, на которой причащались не только сотрудники посольства, но и представители других служб нашей страны, мы совершили освящение оружия охраны, которое было сопряжено с некоей секретностью, поскольку о времени совершения освящения знал только я. В это время в течение 15 минут наше посольство находилось без всякой охраны, так как все оружие было собрано в одном месте и все сотрудники охраны присутствовали на освящении.  
 
В Великую пятницу мы совершили Царские часы, поскольку не было Плащаницы. У нас в пятницу не было крестного хода, и мы совершили таинство Соборования или елеосвящения. Соборовалось 28 человек. Вечером в пятницу мы служили Утреню, а в Великую субботу мы служили Божественную литургию. Она была уникальна тем, что в этот день мы совершили таинство Крещения над одним из сотрудников дипмиссии. В России наше прихожане могут видеть, что в Великую субботу батюшки переодеваются в белое облачение, однако не знают, почему это происходит. Это переоблачение предназначено для того, чтобы совершить таинство Крещения людей оглашенных. Но здесь, в Кабуле у нас получилось именно так. Мы совершили оглашение и крещение во время литургии, по окончании которой причастили человека новообращенного. В 23.30 по местному времени мы отслужили Полуношницу, по окончании которой начали Крестный ход. Во главе Крестного хода шел посол с иконой Воскресения Христова, многие сотрудники посольства также несли иконы и зажженные свечи. Затем началась пасхальная Утреня. В конце литургии причастились практически все россияне, члены их семей, представители служб и ведомств Российской Федерации в Афганистане.  
 
В сам день Пасхи в посольстве был объявлен выходной праздничный день, невзирая на то, что в Исламской Республике Афганистан этот день рабочий. В 12 часов дня я отслужил Пасхальный молебен и освятил весь автотранспортный парк российской дипмиссии. Затем были народные гуляния.  
 
- Батюшка, ни одно церковное богослужение не обходится без церковного хора. Как Вы смогли решить этот вопрос в вашей поездке в Кабул?  
 
Когда я узнал о моей командировке сюда, то обратился к владыке Феофилакту Смоленскому и Вяземскому, зная о том, что в Смоленской епархии имеется регентское училище, с просьбой предоставить нам регента-псаломщика. Владыка благословил для поездки в Кабул Мазлоеву Ангелину, выпускницу училища этого года.  
 
По отзывам прихожан, Ангелина пела и читала очень хорошо и красиво. И в последний день почти все вторили ей, образуя церковный многоголосый хор.  
 
- Батюшка, каково Ваше впечатление, что вы можете сказать о русских людях, живущих на территории нашей дипмиссии?  
 
- Люди, живущие здесь, — это наши православные христиане, которые действительно были рады моему приезду, которые искренне исповедовались и неоднократно приобщились Святых Христовых тайн. Люди были рады, когда я заходил в их жилища, которые и освятил сегодня. Я ощущал их радость, которая отозвалась и в моменте нашего общения.  
 
- Мы знаем, что Вы неоднократно выезжали в город. Каковы Ваши впечатления от общения с людьми, живущими в Кабуле, не было ли страха?  
 
- Я выходил в город незапланированно. Потому что здесь всякие передвижения должны быть согласованы из-за угрозы терактов. Я ходил в магазины, расположенные напротив нашей дипмиссии, общался с афганцами, которые там работают, но более всего мне на душу легло сегодняшнее общение в центре афганской столицы, когда я честно говорил, что я русский священник («мулла») для того, чтобы люди поняли кто я.  
 
«Руси мулла», — говорил я людям. Они были удивлены, обрадованы, многие дарили подарки. На улице со смешным названием «Чикен стрит» (Куриная улица) я сажал на плечи афганских детей, которые при этом радостно щебетали, целовал их в голову, поздравлял с Пасхой. Им это очень нравилось. Они облепили меня большой толпой и сопровождали каждый мой шаг. Пожилые люди, с которыми я общался, также улыбались от неожиданности. Возможно, «русского муллу» они встречали впервые в жизни. Они трогали меня руками как некое сокровище и смотрели как на чудо.  
 
- Хотели бы Вы, батюшка, вновь посетить Афганистан? Русские Вас тут будут ждать, ведь православных священников не было здесь многие века.  
 
- Православную миссию, которую мы совершили сейчас, нам вновь и вновь было бы радостно совершить. Я видел и чувствовал радость от моего посещения здесь русских людей, я бы вновь и вновь совершал бы ее, хоть каждодневно.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.