Иванченко О.В., В-80. Китайские инвестиции: здоровье или инфаркт для Афганистана? ( По материалам зарубежной прессы)

Первоначально Соединенные Штаты приветствовали китайские инвестиции в разработку крупнейшего в Афганистане месторождения меди. Но сегодня, три года спустя, Китай практически ничего не сделал из обещанного строительства дорог и электростанций в Афганистане, и некоторые эксперты США беспокоятся, что Китай повторяет невыполнение своих коммерческих обязательств, как это было продемонстрировано в других китайских зарубежных проектах.
Безопасность в Афганистане больше чем от наркоторговли зависит от законных государственных доходов. Поэтому официальные лица США и Афганистана поощряют инвестиции в разработку полезных ископаемых, как основы будущей афганской экономики. Но вялое выполнение Китаем своих обещаний и разногласия вокруг сделки по Айнаку в 2007 году вызвали опасения в том, что китайские инвестиции могут привести к ещё большей нестабильности и подольют масло в огонь афганской культуры коррупции.
Китайское присутствие в Афганистане растет, и его инвестиции помогут формированию афганского бизнеса в сфере полезных ископаемых. Помимо крупнейших в афганской истории инвестиций в Айнакское месторождение меди, Китай намерен вложить деньги месторождение железной руды возле Кабула, запасы которого оцениваются в 60 млн. тонн.
В то же время американские войска, которые обеспечивают безопасность в Афганистане, несут также и бремя защиты китайских инвестиций и вынуждены будут подавлять любые волнения, вызванные ими.
Айнак чем то похож на другие китайские проекты за рубежом. Китай имеет дурную славу ненадежного инвестора в полезные ископаемые, редко вкладывает деньги в развитие местного сообщества, как обещал, и часто оставляет после себя опустошенные земли с экологическими проблемами. Некоторые исключения есть только в Африке.
Китай делает крупные инвестиции в конфликтные страны, такие как Судан, Ангола и Демократическая Республика Конго. Страны, где вооруженный конфликт финансируется большей частью за счет полезных ископаемых. Китайские инвестиции в Африке создали новую инфраструктуру в этих странах, которую они не могли позволить себе без помощи из вне, несмотря даже на то, что китайская практика бизнеса не всегда отвечала американским стандартам. США настаивали на китайских инвестициях в Афганистан. Большие валютные ресурсы Китая и его ненасытное стремление в поисках новых энергоресурсов, делали его идеальным кандидатом на быстрое развитие полезных ископаемых и создание законного источника доходов для афганского правительства.
В случае с Айнаком, Китай, возможно, выиграл сделку по завышенной цене, не зная в действительности, сможет ли он создать столь необходимую Афганистану инфраструктуру.
Эксперты предсказывали, что Айнакский проект будет стоить 2.2 млрд. долларов, но государственная Металлургическая Корпорация Китая сделала предложение, от которого Афганистан не смог отказаться. Китай поднял цену до 3.4 млрд. долларов с обещаниями построить две ГЭС, дороги для обслуживания Айнака и железную дорогу для экспорта полезных ископаемых в Китай, которая финансируется Азиатским Банком Развития и находится на ранней стадии строительства. До сих пор Китай ничего не сделал для местной экономики.
Обвинения во взяточнистве, которое сопровождало эту сделку, вызвало обеспокоенность ряда экспертов в том, что китайские инвестиции создадут прецедент для коррупции в горнодобывающих контрактах, которая в дальнейшем дестабилизирует Афганистан. Бывший министр горнорудной промышленности Мохаммад Ибрагим Абдель был смещен со своего поста после сделки по обвинению в получении взяток от китайской стороны.
С разведанными запасами полезных ископаемых на сумму 1 триллион долларов, Афганистан должен стать новым рубежом для китайских инвестиций. И хотя Айнакский проект ещё не заработал, официальные лица возлагаю на него большие надежды. По оценке Института Мира США, Айнак, расположенный в провинции Логар на востоке Афганистана, может приносить доход в госказну Афганистана ежегодно на сумму более чем в 200 млн. долларов и создать 30000 новых рабочих мест.
Пока китайцы полагаются на американские и натовские войска для охраны своих инвесторов и горнодобывающих проектов. Китайцы несут ответсвенность за свою собственную безопасность в Айнаке, но так как у них нет своих войск в Афганистане, они наняли для этой цели подразделения афганской национальной полиции (АНП). В свою очередь возглавляемые США войска международных сил содействия безопасности (МССБ) отвечают за создание и подготовку афганских полицейских сил и работают бок о бок с ними. Непосредственно или косвенно МССБ обеспечивает безопасность этих проектов для Афганистана.
Китайская военная доктрина не позволяет посылать войска за рубеж, за исключением миротворческих миссий ООН. И хотя западные дипломаты призывали Китай направить свои войска в Афганистан, Китай отказался от участия в международных коалиционных силах (МКС) даже за счет небоевых подразделений. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда американские войска охраняют разрабатываемые китайцами месторождения полезных ископаемых.
В настоящее время Китай конкурирует с Индией в получении прав на разработку месторождения железных руд Хаджи Гак, что вблизи Кабула. И если китайцы продолжат практику резкого повышения цены сделки в ходе торгов, то их участники, такие как Индия, будут отодвинуты в сторону.
Недостаточная региональная конкуренция, по мнению аналитиков, все же не представляет такую угрозу Афганистану, как Талибан.
Инвестиционная практика Китая может быть менее подконтрольна и прозрачна, как хотелось бы США, но обе страны имеют одни и те же цели по обеспечению безопасности. В Китае растет озабоченность по поводу распространения активности Талибана по ту сторону небольшой китайско-афганской границы. У Китая есть национальный интерес в стабильности в Афганистане, и чем больше он работает в этом направлении, тем лучше будет для всех.

5 thoughts on “Иванченко О.В., В-80. Китайские инвестиции: здоровье или инфаркт для Афганистана? ( По материалам зарубежной прессы)

  1. Афганистан и Туркменистан хотят возродить проект газопровода
    Афганистан и Туркменистан подтвердили свои намерения по строительству газопровода через юг Пакистана и до границы с Индией, несмотря на продолжающуюся активность мятежников в Афганистане.
    Министры двух стран подписали соглашение в Кабуле и призвали официальные лица четырех стран ускорить проработку деталей проекта до встречи лидеров Афганистана и Туркменистана на осенней сессии Генеральной ассамблеи ООН. Они также обязались провести геологические исследования вдоль своих границ и начать подготовительные работы по строительству железной дороги протяженностью около 225 км от Мазари-Шарифа до туркменской границы.
    Соглашение предусматривает подписание окончательного многомиллиардного проекта, финансируемого Азиатским Банком Развития, четырьмя странами в сентябре на совещании в столице Туркменистана. В августе туркменский президент Гурбангули Бердымухаммедов поставил задачу своему правительству до конца года заключить соглашение на продажу газа через планируемый газопровод. Туркменистан уже поставляет газ в Иран, Китай и Россию.
    После смещения талибанского режима в Кабуле в 2001 году, работы по газопроводу на туркменском участке должны были начаться в 2006 году, но этого не произошло из-за возросшей активности мятежников в Афганистане.
    Газопровод протяженностью более 1600 км соединит туркменские газовые месторождения в Давлетабаде с приграничным индийским сельским населенным пунктом Фазилка.
    Расчетная стоимость строительства газопровода составила 3.3 млрд. долларов, ежегодные поставки газа через него достигнут 33 млрд. кубических метров.

    1. Строительство ж/д между Узбекистаном и Мазари-Шарифом завершено
      Окончено строительство75-километровой железной дороги между Узбекистаном и Мазари-Шарифом в провинции Балх. Проект, стоимостью 165 млн. долларов и финансируемый Японией и США, стартовал в мае этого года. Он стал одним из крупнейших строительных проектов в истории Афганистана.
      Идея строительства железной дороги между Термезом и столицей провинции Балх возникла 30 лет назад после вывода советских войск из Афганистана. Мост через пограничную реку был единственным связывающим транспортным звеном между Узбекистаном и Афганистаном.
      Почти половина афганского импорта поступает через приграничный город Хайратон. С вводом железнодорожной линии там ожидается обработка миллионов тонн импортных грузов, от которой выиграют до 5 миллионов афганцев.
      В ноябре этого года будет завершено также строительство 25 километров маневровых путей для новой железной дороги.

  2. Началось строительство дроги Газни-Пактия
    На прошлой неделе стартовали работы на завешающем участке в 54 км дороги, соединяющей провинции Газни и Пактия общей протяженностью 93 км.
    Как заявил губернатор провинции Газни Муса Хан Акбарзадах, 54-километровый участок соединит Округ Дех Як в Газни с округом Зормат в Пактии. Работы на 39-километровом участке в Пактии уже также начались, отметил губернатор.
    Магистраль стоимостью 95 млн. долларов финансируется правительством США и будет введена в эксплуатацию в течение года. Ширина проезжей части составит 13 метров с полутораметровыми пешеходными тротуарами по обе стороны. Губернатор также подтвердил, что вдоль дороги будут построены школы, поликлиники, мечети мини электоростанции за счет 200000 долларов из бюджета строительства магистрали.
    После завершения строительства две провинции впервые будут соединены автомагистралью.

  3. Запад сделал больше ошибок в Афганистане, чем СССР
    Посол России в Кабуле заявил, что британцы и американцы совершили ряд стратегических промахов, которые замедлят перспективы успешного вывода войск из Афганистана. Андрей Аветисян, ветеран советско-российской дипломатии, сказал, что разговоры о передаче полномочий афганцам сейчас нереальны, потому что коалиции не удалось построить национальные вооруженные силы или экономику. Широкомасштабная коррупция, поразившая афганскую администрацию – эта вина Запада, который вложил громадные суммы в плохо скоординированные, непрозрачные проекты по оказанию помощи.
    Аветисян также сообщил представителям средств массовой информации о желании его страны возродить около 150 предприятий и проектов, построенных в советскую эпоху. Россия намеревается принять участие в реконструкции заводов, ирригационных систем и дорог. Российская сторона надеется перестроить стратегический туннель Саланг за 55 млн. долларов американской помощи. В приоритетный список проектов входят также завод минеральных удобрений в Мазари-Шарифе, ирригационная сеть для плантаций оливковых деревьев в Нангархаре и ДСК в Кабуле.
    Около 1 млн. афганцев были убиты и миллионы покинули страну во время 10-летней советской оккупации Афганистана. В боевых действиях против поддерживаемых Западом муджахеддинов потери Советской Армии составили около 15000 человек.
    Аветисян, начинавший свою карьеру в 80-х годах в Кабуле и владеющий языками Дари и Пушту, подчеркнул, что Запад не сделал выводов из ошибок СССР.
    Барак Обама обещал начать постепенный вывод войск с июля 2011 года, но со слов Аветисяна, НАТО «потратила» девять лет, но так и не создала афганскую армию, способную заменить их.

  4. Китай и Афганистан подписали соглашение по строительству ж/д
    22 сентября в Кабуле между афганским правительством и Металлургической Корпорацией Китая (МКК) было подписано соглашение, согласно которому китайская фирма согласилась построить железнодорожный коридор в Афганистане.
    Как сказал корреспондентам афганский министр горнорудной промышленности Вахидулла Шахрани, в соответствии с подписанным соглашением с МКК, китайская компания должна построить железнодорожный коридор от медного месторождения Айнак в провинции Логар к восточному пакистанскому городу Торхам и далее к северному пограничному городу Хиратан.
    Соглашение подписали Шахрани и Цзоу Цзянхуй, глава китайского проекта.
    Согласно соглашению МКК в течение 6 месяцев на конкурсной основе выберет специализированную фирму для проведения технический исследований и подготовки технико-экономического доклада по проекту, сообщил афганский министр.
    Процесс исследований и изучений планируется завершить через два года, сказал Шахрани, добавив, что железнодорожный коридор будет использоваться не только для транспортировки полезных ископаемых, но также и для перевозки грузов и пассажиров.
    Айнакское медное месторождение, права на разработку которого МКК выиграла в ходе международных торгов в 2007 году, находится в провинции Логар в 60 километрах к югу от Кабула.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.