Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны и выпускника ВИИЯ (З-55) Мруга Василия Пантелеевича

К 70-летию Великой Победы члены Союза ветеранов ВИИЯ встречались с участниками Великой Отечественной войны–выпускниками ВИИЯ, чтобы поздравить с праздником. Во время общения мы постарались расспросить ветеранов ВИИЯ о их жизни, чтобы оставить их воспоминания в истории и включить в энциклопедию ВИИЯ, которую мы создаем уже четыре года. Чтобы ее почитать и сделать свои добавления/исправления достаточно пойти по этой ссылке: Энциклопедия ВИИЯ

Предлагаем нашим читателям воспоминания Мруга Василия Пантелеевича

Краткая биографическая справка: Родился 23 октября 1926 г. на Украине. Местожительство: г. Москва, ул. Краснобогатырская

«Призван в Советскую Армию в ноябре 1943 г. в 17 лет. В числе призывников прибыл в г. Актюбинск, Казахстан, далее – эшелоном в район г. Уфы, Башкирия. В течение шести месяцев проходил обучение, после завершения которого эшелоном убыл в Белоруссию, станция Липа, в район боевых действий. День прибытия – 4 июня 1944 г. Распределен в мотострелковый батальон 15-ой гвардейской танковой бригады 1-го гвардейского танкового Донского корпуса автоматчиком танкового десанта. Был назначен агитатором роты (командир роты – Грищенко Игорь Владимирович), избрали секретарем комсомольской организации. До участия в боевых действиях занимались боевой подготовкой (метание учебных гранат, самоокапывание, преодоление болотистой местности). 

24 июня 1944 г. началась операция под кодовым наименованием «Багратион», в частности, Бобруйская операция. Нас посадили на танки, каждому выдали автомат, запасной диск, саперную лопатку, гранату-лимонку. Первый бой запомнился артиллерийской подготовкой, воздушным боем, первыми ранеными и убитыми нашими товарищами. 29 июня 1944 г. танковый корпус принял участие в освобождении города Бобруйска. Именно в этот исторический день командующий фронтом генерал армии Рокоссовский Константин Константинович получил звание «маршала Советского Союза», а на следующий день, 30 июня 1944 г., ему было присвоено звание «Героя Советского Союза».

3 июля 1944 г. был освобожден г. Минск, противник оказывал слабое сопротивление. Был солнечный день, жители города приветствовали нас восторженно, с цветами. Вспоминаю один эпизод. На окраине города подошла ко мне женщина и пригласила пройти в соседний двор. Оказалось, там накрыт стол, сидят люди, начались расспросы. В этот день я впервые на войне попробовал спиртное, так как нам, молодым 17-летним, «боевые 100 грамм» в войсках не давали, щадили.

16 августа 1944 г. наш танковый корпус пересек границу с Польшей. В конце августа всех агитаторов вместе с политработниками направили в расположение концентрационного лагеря Майданек. Офицер политуправления фронта провел нас по территории. Мы видели дом для немецких военных, бараки для военнопленных, столовую и т.н. «баню», где уничтожались узники. Их загоняли в эту «баню», раздевали, закрывали двери и пускали газ. Через 15 минут все было кончено, тела сжигали в газовых камерах. В помещениях лежало большое количество одежды и обуви. А в другом большом помещении мы увидели «штабеля» из мертвых тел, лежавших несколько дней. Только тогда мы поняли, почему вокруг стоял такой ужасный запах. После возвращения была построена моя рота, и я рассказал об увиденном своим товарищам.

Наступление продолжалось. 7 января 1945 г. наш танковый корпус принял участие в освобождении столицы Польши г. Варшавы, после был перенацелен на север и 10 января 1945 г. участвовал в освобождении г. Кенигсберга. Далее корпус продвигался вдоль Балтийского моря и закончил боевые действия 9 мая 1945 г. в 14 километрах от г. Росток. Командир бригады полковник Кожанов Константин Григорьевич построил бригаду, объявил о Победе, поздравил и распорядился выдать по 100 г водки. Затем наш корпус был направлен в г. Гюстров, далее – переброшен в Тюрингию, где я служил до августа 1950 г.

В ноябре 1949 г. в Германии я сдал предварительные вступительные экзамены (собеседование, диктант, уставы, географию) для поступления в ВИИЯ. Нас было 50 кандидатов, но прошли только 8 чел. Командир полка подполковник Иванов Иван Сергеевич напутствовал меня перед отправкой в Москву, куда я прибыл в июне 1950 г. Была сформирована группа в количестве 24 чел. для сдачи вступительных экзаменов (начальник курса подполковник Грюкач). Меня, гвардии старшину, назначили командиром группы. В итоге экзамены успешно сдали 6 чел., в том числе, и я.

Перед началом заседания приемной комиссии подполковник Грюкач рекомендовал просить китайский или арабский языки, но я отказался. На вопрос председателя комиссии: «Какой язык хотите изучать?», ответил: «Французский». «На педагогический или переводческий факультет?». «На педагогический, мои отец и сестра – учителя». «Зачисляем вас на переводческий». «Есть!». Еще до этого, в 1948 г., в штабе полка я служил в должности заведующего секретным производством, потом командир полка предложил мне должность казначея финансового органа полка (офицерская должность). На эту должность я был назначен приказом главкома советских войск в Германии маршала Советского Союза Чуйкова Василия Ивановича.

Началась учеба в ВИИЯ. Группа была небольшая, 8 чел. В настоящее время поддерживаю связь с одним человеком, он живет в Солнечногорске, Калиманов Павел Никифорович, 1931 г.р., он не воевал. Один человек живет на Украине, в г. Черкассы. В год окончания института, 1955 г., шло крупное сокращение армии, 640 тыс. чел., мне долго искали должность. Сокурсники, кто поступал после школы, были уволены в запас. Я был направлен в Татарию, временно, в райвоенкомат. Через несколько месяцев предложили должность заместителя военкома облвоенкомата, но я отказался. Писал в различные инстанции письма с просьбой назначить на должность по специальности. В мае 1957 г. был вызван в Москву и переведен на курсы «Выстрел» в г. Солнечногорск. В течение шести месяцев работал с сирийскими офицерами, после чего вернулся в свой РВК.

С 30 ноября 1959 г. стал служить в Ташкентском высшем общевойсковом командном училище, год и пять месяцев готовили гвинейских военнослужащих, всего 113 чел. (5 офицеров, остальные сержанты и рядовые). Специальности разные — артиллеристы, танкисты, был даже один сапожник, по имени Мустафа, который хорошо освоил русский язык, особенно, матерный.

1 апреля 1961 г. был назначен в военную бронетанковую академию на должность «старший переводчик-редактор». Готовили сирийских офицеров. Начальником академии был главный маршал бронетанковых войск Ротмистров Павел Алексеевич. В ноябре 1964 г., в звании капитана, я был направлен в Алжир, г. Батна, в танковое училище переводчиком. Через два месяца был назначен начальником бюро переводов. В августе 1965 г., по семейным обстоятельствам (школьный возраст детей), перебрался в г. Алжир в училище связи, а затем в военно-морское училище на аналогичные должности. В конце командировки служил старшим референтом-переводчиком в группе военных переводчиков, всего в подчинении было 172 переводчика. В дальнейшем был переведен в Москву на должность редактора французской редакции «Воентехиздата».

Служил я до 22 июня 1975 г. Уволен в запас в звании «полковник» по статье 59 «б» (по болезни) и остался работать в этом же издательстве письменным переводчиком. Полностью вышел на пенсию 1 апреля 1994 г. с трудовым стажем в Министерстве Обороны 50 лет и 4 месяца. С 1964 г. действует Совет ветеранов 1-го гвардейского танкового Донского корпуса, возглавил Совет бывший командир корпуса Герой Советского Союза генерал-лейтенант Панов Михаил Федорович. Я был секретарем Совета, в настоящее время уже пять лет являюсь председателем Совета ветеранов нашего корпуса. Каждые 2-3 года ветераны собирались в Москве, например, в 1982 г. приехало 926 чел., отмечали встречу в ресторане «Арбат». Сегодня на бульваре Рокоссовского открывается монумент маршалу Рокоссовскому К.К., будут присутствовать Д.Медведев и С.Собянин, я приглашен.

В колледже на Ярославском шоссе есть музей боевой славы 1-го танкового корпуса, я буду там 7 и 12 мая на мероприятиях по случаю Победы. С этим колледжем я связан уже 39 лет, провожу уроки мужества, занимаюсь патриотическим воспитанием. Поддерживаю связь с городами на боевом пути нашего корпуса, города Калач-на Дону, Орел, Бобруйск, Минск и другие. В этих городах есть музеи боевой славы. Периодически мы туда выезжаем». (6 мая 2015 г.)

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.