Владимир Дудченко, В-73. Каньон Эльдорадо (странички из дневника)

Союз ветеранов ВИИЯ продолжает публикацию воспоминаний выпускников ВИИЯ, связанные с их профессиональной деятельностью в разных странах. Представляем воспоминания Владимира Дудченко выпускника факультета восточных языков ВИИЯ 1973 года. Он вытащил из своего дневника записи, отражающие одно из критических событий в Ливии в апреле 1986 года. В этот день авиация стран НАТО во главе с США совершили ракетно-бомбовый удар по суверенному государству, где работали советские военные специалисты и военные переводчики. По нашим данным только выпускников ВИИЯ, направленных для работы в Ливию, насчитывается более ста человек. Будем признательны за ваши комментария и уточнения.

15 апреля 1986 года, вторник

Тарик Матар**. 2 часа ночи. Проснулись, разбуженные гулом самолетов, шумом выстрелов, грохотом взрывов. Выглянув в окно, увидел множество светящихся трасс зенитных снарядов. С крыши нашей высотки картина воздушного налета была еще впечатлительней. Город полностью освещен, дорога на аэропорт ярко видна под светом уличных фонарей. Местная радиовещательная станция передает бравурную музыку, патриотические песни.

Собрались на 7-ом этаже. Света нет. Зажгли свечки. Обстановка неясная. Что бомбят? Очевидно, американская авиация, ибо в последние дни, судя по сообщениям различных радиостанций, стала реальной угроза нападения с кораблей 6-го флота США.

Я оказался единственным обладателем радиоприемника на батарейках. Лихорадочно кручу рукоятку настройки. Вроде, поймал «Голос Америки» на английском языке. Слышно плохо, помехи… Все внимательно ждут, что скажу… С трудом разобрал, что «…Рейган объявил Ливии войну с сегодняшнего дня…» Наконец, местное радио передало сообщение о варварском налете американской авиации на Триполи и Бенгази. В числе объектов, подвергшихся нападению, резиденция полковника Каддафи в «Баб Аль-Азизия». Ранены члены его семьи.

«Голос Америки» передал на арабском языке обращение американской администрации к ливийскому народу, в котором Муаммар Каддафи обвинялся в многочисленных террористических акциях, в том числе в Западном Берлине. «Американский народ не желает войны, готов дружить и сотрудничать с народом Ливии, но главным виновником всего случившегося является человек, стоящий во главе государства, поэтому ливийский народ несет ответственность за его поступки…»

По сообщениям ливийского радио, в налете участвовало 33 самолета F-111 с баз ВВС США в Великобритании, а также самолеты палубной авиации 6-го флота. Средствами ПВО Ливии были сбиты 3 самолета.

…Оставив дежурных, разошлись по квартирам. В спешном порядке собрали в сумки самые необходимые вещи и продукты. Прилегли, не раздеваясь, заснуть уже невозможно. Слушаю радио.

В начале шестого утра начался второй налет. Картина та же. Правда, в городе, наконец, выключили освещение.

Арабы из нашего и других домов пережидают налет в недостроенной мечети. С крыши нашего здания наблюдали пуски двух мощных ракет. Рассвело. В различных кварталах Триполи виден дым и огни пожаров. Почти всю ночь что-то ярко горело в районе Главного командования и международного аэропорта.

Около 8 часов утра. Штаб артиллерии и ракетных войск. Оперативный зал. Я вместе со своим начальником, генерал-майором Козеевым, старшим группы СВС в А и РВ Ливийской Джамахирии. Обменялись информацией с ливийскими офицерами. Ничего нового, кроме уже услышанных ранее сообщений радио. Ливийцы интересуются сообщениями московского радио и нашей оценкой происходящего.

На оперативной карте А и РВ нанесены позиционные районы частей ракетных войск и артиллерии, зоны эффективности оперативно-тактических ракет (Р-17).

По поступающим сводкам на карту наносятся координаты кораблей 6-го флота США. Все находятся за пределами территориальных вод Ливии. Авианосцы «Коралл Си» и «Саратога» на расстоянии более 500 км от побережья. В зону пуска ракет зашли только два корабля: крейсер и эсминец. Судя по всему, штаб готовит массированный ракетный удар по авианосцам. Ливийские офицеры интересуются у генерала, возможностью поражения ракетами движущихся морских целей. Козеев отвечает отрицательно. Но по мере поступления оперативных сводок, видно, что все корабли, в том числе авианосцы, удаляются на все большее расстояние.

В 9 часов утра еще один налет авиации. Никаких убежищ и щелей поблизости нет. По-прежнему находимся с генералом в оперативном зале. Лишь один вопрос волнует: как там наши семьи?

Вернувшись после обеда в штаб, узнали, что около 16 часов был нанесен ракетный удар тремя ракетами по итальянскому острову Лампедуза, где находится узел связи и станция постановки помех НАТО. Позже узнали, что было пущено две ракеты (третья не сошла из-за незадействования ампульных батарей?). Все равно, молодец капитан Фитури! Сведения о результатах ракетного удара противоречивы. По некоторым данным, ракеты не долетели до острова и взорвались примерно в двух километрах от него. Даже если это и так, расцениваем удар как политический.

Примерно в 17 часов поступила сводка о большой группе самолетов в направлении границ Ливии. Арабы вывозят свои семьи за пределы города. У бензоколонок очереди машин. Специальные посты на улицах замазывают синей краской фары.

В 21 час очередной, уже четвертый налет авиации на город. В этот раз Триполи полностью затемнен. Неоднократно бывав под бомбежкой в 1970 году в Египте на Суэцком канале, и зная, что это такое, с трудом удерживаю себя в квартире. Чувствуешь себя беспомощным «подопытным кроликом». Тянет на крышу, хотя знаю, что там более опасно из-за возможных осколков зенитных снарядов и ракет. Ночь прошла практически без сна…

16 апреля 1986 года, среда

Штаб артиллерии и ракетных войск. В оперативном зале оживление. Подходим с генералом к карте. По данным, поступившим рано утром, практически все корабли 6-го флота США ушли за 34-ю параллель. Вопрос о нанесении массированного ракетного удара по авианосной группе полностью отпал.

Однако ливийские офицеры производят какие-то расчеты, измеряют расстояния по карте. Объект – греческий остров Крит, а вернее, базы ВВС США на его территории. Но дальность до ближайшей цели больше 300 км, то есть превышает максимальную для пуска ракет. Вспоминают, что года два назад производили пробный пуск ракеты на максимально возможное расстояние при выключенной системе АПР (аварийного подрыва ракеты). Ракета пролетела 333,6 км. Тем не менее вопрос остался открытым.

Дальше амбиции ливийцев стали еще опаснее. Появились предложения о нанесении ударов такими же ракетами по странам Южной Европы с территории Алжира и Сирии. Страшно представить последствия подобных действий! Ведь может разгореться настоящая война, в которую окажутся втянутыми многие страны Средиземноморья. (Ливийцы начали высказывать сожаление по поводу того, что Советский Союз не поставил Ливии ракеты большего радиуса действия.)

Различные радиостанции, в основном западных стран, вовсю муссируют сообщения о попытке переворота и о якобы имевшей место перестрелке в резиденции полковника Каддафи. Поэтому, мол, и не состоялась его встреча с иностранными корреспондентами, запланированная ранее. На эту удочку попалось и советское радио, передавшее сообщение о том, что ЦРУ под прикрытием воздушных ударов приступило к реализации своих планов по ликвидации ливийского лидера.

Сомнениям положил конец сам Муаммар Каддафи, выступив поздно вечером по ливийскому телевидению. В своей речи он, в частности, заявил о том, что ливийское руководство решило не наносить обещанные ранее контрудары по городам Южной Европы ввиду активных антиагрессивных позиций, занятых правительствами Франции, не допустившей пролета американских самолетов через свою территорию, а также Испании, Италии и особенно Мальты.

…В начале третьего часа дня, едва мы с генералом вышли из штаба, чтобы сесть в машину и отправиться на обед, как загрохотали зенитные орудия и пулеметы. Небольшая паника у ливийцев, побежали, кто куда… Подальше от здания отошли и мы, устроились на траве. Наблюдаем. На воздушный налет не похоже, так как не видно и не слышно разрывов бомб и ракет. Минут через десять стрельба прекратилась. Вечером узнали, что прорвались два самолета-разведчика. В штабе нам сообщили, что оба самолета сбиты. Хочется верить.

Около восьми часов вечера вернулись домой в Тарик Матар. Из офиса никакой информации, в том числе насчет эвакуации семей – вопрос, который многих сейчас волнует.

В нашем доме оживление: некоторые семьи спускаются на нижние этажи, готовясь провести ночь, на их взгляд в большей безопасности в случае налета, другие – переносят кровати в прихожую, подальше от окон. Никто не знает, где безопаснее и как будет разрушаться здание при попадании авиабомбы… Все чего-то ждут, в глазах у женщин тревога…

Ровно в девять вечера опять загрохотали зенитки. Снова налет…

* Кодовое название операции

   ** Один из районов Триполи, в котором проживали советские военные советники, специалисты и переводчики. Там же располагался офис Главного военного советника

Владимир Дудченко, в 1986 году ст. переводчик Штаба артиллерии и ракетных войск ВС СНЛАД, майор                      

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.