АХМАДШАХ МАСУД: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Грешнов Андрей

Андрей Грешнов.
Об авторе:
Родился 27 апреля (День Саурской Революции) 1958 года. Закончил Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М.В.Ломоносова по профессии филолог-иранист, референт-переводчик персидского языка, ВУС 2003, 390437, др. июнь1979-август1980 — военный переводчик группы Советских военных советников в ДРА (4-я танковая бригада ВС ДРА)гг Кабул, Джелалабад. 1983-1987,1989 — корреспондент ТАСС в ДРА. Профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ.В настоящее время является собственным корреспондентом РИА Новости в Афганистане.

По материалам записи допроса уроженца населенного пункта Шаха долины Панджшер Мир Бачи, сына Никухана.
В 1979 году командир одной из вооруженных групп, принадлежавшей к группировке •Джамиате Исламийе Афганистан (Исламское обшество Афганистана) приказал всем жителям деревни вступить в ряды моджахедов. Однако они отвергли это предложение. В целях устрашения мирных жителей Ахмадшах Масуд арестовал 64 человека из числа жителей Шахи, среди которых был и я.

Нам связали руки за спиной и погнали в район Базарак, где находился их исламский комитет.
По прибытии в Базарак нас подвергли допросам и мучительным истязаниям. Помимо афганцев нас допрашивали пакистанцы, американцы и француз. Одного из иностранцев охраняли два телохранителя. Вопросы и ответы переводил некий Шамсулла, студент школы «Ансари», который неплохо говорил по-английски.
Группа иностранцев состояла из четырех американцев, трех пакистанцев и одного француза. Возглавлял группу иностранцев американец, которого Шамсулла называл Эдвардом. Все повстанцы исполняли приказы иностранцев и проявляли к ним большое уважение.
Допросы арестованных проводились под непосредственным контролем Эдварда, который постоянно повторял один и тот же вопрос: «Почему вы не поддерживаете моджахедов?»
Для того, чтобы мы стали более разговорчивыми, нас били выдержанными в течение нескольких дней в воде розгами, сделанными из веток вишни и тутового дерева. В ходе этих допросов семь жителей Шахи, не вынеся истязаний, умерли. Я помню имена двух из них. Это были Аллах Дад и Ширхан. Эдвард приказал бросить тела умерших людей в реку Панджшер.
Несколько дней спустя, нам снова связали веревками руки за спиной и погнали из Базарака в район под названием •Корпиту (Карпитав?). Из 57 оставшихся в живых, только трое были молодыми людьми. Старики не могли выдержать темпов передвижения группы и отставали от конвоя, однако их подгоняли прикладами.
Когда нас привели в тюрьму •Корпиту, то там уже находилась группа узников. Наша тюрьма представляла собой просто большую яму. Нам запрещалось общаться между собой. Один раз в два дня нам давали по куску хлеба. Под надзором пакистанцев основная масса узников работала на бирюзовых и аметистовых копях. Самые большие и красивые камни отправлялись в Пакистан.
Однажды утром нас не погнали, как обычно, работать на прииски, а оставили сидеть в яме. Я поинтересовался у Шамсуллы, в чем дело. Он сообщил, что Ахмадшах Масуд накануне казнил 24 человека •за содействие кабульскому правительству. Однако, по словам Шамсуллы, на самом деле расстрел был произведен по другим причинам. Моджахеды попытались заставить четырех женщин оказывать сексуальные услуги иностранцам, однако те отказались. За женщин вступились двадцать мужчин. Женщин забили до смерти камнями, а заступившихся за них мужчин расстреляли.
Однажды вечером нас всех вытащили из ямы и разделили на две неравные группы. Я оказался в числе семи физически сильных и молодых мужчин. Старых и слабосильных связали и погнали к вершине холма. Один из повстанцев, по всей видимости, их лидер, приказал им всем встать в круг. Потом он сказал: •Встаньте плотнее. Представьте, что вы мясо, которое облегает кость.
78 узников в черных от грязи и изорванных одеждах образовали круг. В их глазах отражался ужас. Командир моджахедов бросил в центр круга связку из четырех ручных гранат и трех противопехотных мин, а сам укрылся за большим валуном. Узники страшно закричали. Через несколько секунд раздался взрыв.
Я был свидетелем этой ужасающей картины. Тела убитых и умирающих людей были разбросаны вокруг того места, где они еще несколько минут назад стояли. Один из тяжелораненых, призывая Аллаха, молил дать ему глоток воды. Один из моджахедов выстрелил ему в рот из автомата и сказал: На, попей!.
После этой расправы я с утроенной энергией стал трудиться на руднике, чтобы меня не постигла участь этих несчастных. Одновременно я разрабатывал план побега. 30 октября 1981 года, когда охранник нашей тюрьмы-ямы уснул, я незаметно выбрался из нее и убежал.
В течение трех дней я скрывался в горах, пока не набрел на пост сил безопасности. ..

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.