Анатолий Исаенко, З-68. БИБЛИОТЕКА ВИИЯ ОСТАЛАСЬ В ПАМЯТИ НАВСЕГДА

А. Исаенко. Первый курс, 1962 год, Танковый проезд, д. 4

С большим интересом  на нашем сайте прочитал исследование СВИРИДЫ Якова Васильевича, выпускника факультета спецпропаганды ВИИЯ 1971 года

«Штрихи к биографии Адриана Васильевича Рудомино (1924-2017) и о «трофейной» литературе в библиотеке ВИИЯ».

Память возвращает к первым шагам в учебном заведении на Танковом проезде после сдачи вступительных экзаменов в августе 1962 года: диктант, сочинение, география, история, иностранный язык. В 1962 году библиотека располагалась на первом этаже, рядом находилась бухгалтерия и склад учебных пособий. В коридоре на ночь выставлялся пост. Всего один раз мне пришлось в ВИИЯ стоять с автоматом на посту. На втором этаже находилась комната дежурного, а справа по коридору – кабинеты начальства. Руководил факультетом генерал-майор Яков Малахов.

Поздно вечером я доложил дежурному о прибытии. Из шкафа лейтенант (из преподавателей) достал автомат Калашникова. В армии я три года обращался с ППШ. Дежурный подал команду: «В одну шеренгу, становись!», и вручил мне автомат и магазин. Я пытался вставить магазин, но сразу не получилось. Лейтенант взял автомат, зарядил магазин без патронов и передал мне.

Утро не обещало ничего хорошего. Меня сменили с поста, я быстро хотел пройти по коридору, но на пути находился начальник отдела кадров и еще несколько военных. Я решил не нарушать их беседу, стал протискиваться, прижимаясь к стенке. Кадровик меня остановил, прочитал нравоучение. Но этим дело не окончилось. Он доложил начальнику курса о моем возмутительном поведении. К этому времени у меня появился еще один грех. В парке «Сокольники» меня задержал патруль за «не отдание чести» в темное время. Дело закончилось мягким вариантом. Представитель парткома ВАСА провел со мной воспитательную беседу, а заодно проверил конспектирование первоисточников.

В библиотеке мы получали учебники и пособия, которые выдавала сотрудница Людмила (Люся) – дева солидная, интересная … Кроме учебников я взял еще первый том из сочинений Джека Лондона и старое издание стихов Блока. В «секретке» по страноведению можно было встретить книги с романтической надписью: «Для офицеров стратегической разведки». Затем библиотеку разместили в другом здании, добавив читальный зал. Заведовал библиотекой полковник в отставке. У него на пиджаке было три «ромбика»: академия им. Фрунзе, ВАСА и академия ГШ. Он был кремлевским курсантом. Два раза выступал перед нами..

Полковник в отставке часто беседовал со слушателями. Рассказывал о превратностях судьбы, давал советы, рассказывал анекдоты. Однажды он сделал обзор военно-мемуарной литературы. На выставке находились книги Батова, Горбатова, Федюнинского, Самойло и другие. Кстати, генералы Батов и Горбатов выступали в ВИИЯ. В читальном зале можно было прочитать и повесть А.И. Солженицина «Один день Ивана Денисовича».

После строительства нового корпуса в 1966 году библиотеку разместили в новом здании. Необходимо отметить, что в 1973 году памятку и положение о библиотеке поручили составить начальнику отделения переводчиков ВИИЯ майору Владимиру Федоровичу Захарову. С этой задачей он блестяще справился.

Мы помним всех сотрудников библиотеки. Светлана Петровна до сих пор для нас остается украшением библиотеки и образцом преданности своей специальности. Она была нашей ровесницей, многих из нас она знала по имени. Примечательно, что выпускников пятого курса тогда в библиотеке обслуживали вне очереди. Даже некоторые преподаватели любезно, улыбчиво и уважительно пропускали выпускников вперед.

Библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино – самая демократичная библиотека в Москве, в неё пенсионеров пропускают по карточке москвича. Первоначально библиотека М,И. Рудомино находилась в Денежном переулке, пока там не поселился нарком А.В. Луначарский. Мне часто приходилось бывать в его Музей – квартире, так как миротворцы часто посещали, находящийся рядом, Информационный центр ООН.

Будучи слушателями, мы брали книги в иностранной библиотеке на улице Герцена. Затем появилось новое здание библиотеки на Котельнической набережной. Однажды в библиотеке была организована выставка трофейной литературы. На одном из стендов демонстрировалась «инкунабула» на латинском языке «Комментарий Иоанна Златоуста» из собрания венгерских князей. Об этом я рассказал юной журналистке «Комсомольской правды» из нашего подъезда. Я хотел, чтобы она рассказала о значении данной «инкунабулы» и других книг. Однако, получилось все наоборот. Побеседовав, с сотрудниками библиотеки, журналистка поведала о плохом состоянии хранения книг.

В Библиотеке иностранной литературы я часто посещал зал духовной литературы. На высоких полках библиотеки на четвертом этаже я увидел «море» старых книг. Это была «Патрология Миня» (J.-P. Migne) – Греческая патрология (167 томов) и Латинская патрология (221 том), изданные в средине XIX века. Это сочинения святых отцов. На внутренних листах книг я увидел штамп белорусской библиотеки. Сотрудники Библиотеки иностранной литературы мне рассказали, что до войны книги находились в Белоруссии. Во время войны немцы вывезли книги в Германию, а после войны книги попали в Москву. Меня интересовал Комментарий св. Августина на латинском языке на Седьмую заповедь блаженства (Мф. 5:9) – «Блаженны миротворцы…».

Библиотеки – это не только книги. Это – люди, судьбы, жизнь, коммуникация и история. Раньше часто упоминали: «Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться плодами его непрерывного великого труда». (Максим Горький).

Анатолий Исаенко,

Выпускник ВИИЯ, З-68

 

 

One thought on “Анатолий Исаенко, З-68. БИБЛИОТЕКА ВИИЯ ОСТАЛАСЬ В ПАМЯТИ НАВСЕГДА

  1. Мне приятно было узнать, как автору статьи «Штрихи к биографии Адриана Васильевича Рудомино (1924-2017) и о «трофейной» литературе в библиотеке ВИИЯ», что она нашла положительную реакцию среди читателей сайта. И как продолжение затронутой темы разговора рассматриваю в этом плане статью Анатолия Исаенко, который поделился воспоминаниями о своем пребывании в стенах Института на первом курсе, насытив их интересными подробностями о книжных сокровищах, хранившимися в библиотеке еще со времен комплектования её стараниями первого основателя ВИИЯ. За многие годы из-за невежества и недальновидности различных комиссий по списанию невостребованных книг библиотека подвергалась систематическому разграблению. Об этом мне рассказывали выпускники ВИИЯ, которые пытались спасти выброшенные книги из библиотечного фонда. Я думаю, что тема о «трофейной» литературе будет иметь свое продолжение. Большое спасибо доблестному ветерану Анатолию Ивановичу за данную статью и за другие интересные публикации, появляющиеся на сайтах, которые вызывают повышенный интерес не только у меня, но и у других виияковцев. Желаю ему доброго здоровья на многие годы.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.