Александр Степанов. Не учите нас служить!

smotr

Государство решило сэкономить на образовании офицеров
В конце февраля директор департамента образования Министерства обороны РФ Екатерина Приезжева сообщила о новом зигзаге в реформе военного образования. Теперь, чтобы успешно продвигаться по карьерной лестнице, офицерам будет достаточно окончить одно военное училище. Обучение в профильных военных академиях и Академии Генерального штаба планируется заменить на 10-месячные подготовительные курсы, которые будут созданы на базе учебных центров.

Чиновница Минобороны пояснила, что новая реформа связана с сокращением числа военных вузов в России, а также с ликвидацией большого количества офицерских должностей. Напомним, что раньше алгоритм прохождения службы для большинства военнослужащих был достаточно стандартным и понятным. Чтобы стать офицером, необходимо было в высшем военном училище получить высшее гражданское образование (среднее военное). После, прослужив на разных должностях около 10 лет, офицер с майорской должности – это минимум заместитель командира батальона – поступал в профильную академию. Далее командиры, отучившись в течение двух лет и получив уже высшее военное образование, назначались на управленческие посты в бригадах и дивизиях и при этом получали право занимать любую полковничью и некоторые генеральские должности.
…система военного образования сегодня фактически развалена и попытки до основанья всё разрушить и собрать на свой лад привели к тому, что практически потеряны основные академии и военные училища, а новое так и не создано…
На учёбу в Академию Генерального штаба по решению командиров уровня командующих и главкомов видов и родов войск направлялись самые перспективные высшие и старшие офицеры с должностей заместителей командира дивизии, командиров соединений, офицеров главных и центральных управлений Минобороны. После окончания этого учебного заведения открывалась перспектива занимать любую высшую должность в руководстве Вооружённых сил.
Все эти своеобразные условности неукоснительно соблюдались в Советской армии, менее строго к этому вопросу стали подходить в Российской. В результате появились даже полковничьи должности, не требующие академического образования, куда сразу после окончания военных училищ могли назначаться даже лейтенанты.
После прихода в 2007 году на должность министра обороны Анатолия Сердюкова глава ведомства однозначно показал своё отношение к военному образованию, восполняя пробелы в знании тактики и стратегии, поступил на курсы Военной академии Генштаба и окончил их за месяц. Как результат сегодня военное образование практически не играет никакой роли при назначении на ключевые посты в военном ведомстве: к примеру, сегодня из семи заместителей министра обороны военными остаются только двое, четверо гражданских замминистра вообще не имеют никакого военного образования.
Хорош или плох новый алгоритм военного образованию в России – предмет споров экспертов. Так, руководитель научно-аналитического центра по проблемам национальной безопасности информационного агентства «Оружие России» Анатолий Цыганок считает, что заявленная система подготовки офицеров значительно ухудшит образовательный уровень старших и высших офицеров. Генеральский состав Вооружённых сил России можно по праву отнести к категории наиболее образованных людей нашей страны хотя бы с формальной точки зрения, считает наш собеседник. Ведь, чтобы достичь должностных высот, офицерам в течение всей службы приходилось без малого 10 лет повышать свой образовательный уровень.
«Теперь это предлагается заменить 5 годами училища и 10-месячными курсами переподготовки, как это принято у американцев. Сомневаюсь, что система военного образования США лучше нашей. Я на протяжении четырёх лет преподавал в Военно-инженерной академии им. В.В. Куйбышева и ни разу не встречался с такими талантами, которые могли бы освоить двухлетнюю программу нашей академии за 10 месяцев. Сегодня проблема усугубляется тем, что значительно снизился уровень преподавательского состава. Если раньше в видовых академиях преподавали и командиры полков, и заместители командира дивизии, то сейчас, когда штатно-должностные категории снизили до майорских, учить офицеров приходят в лучшем случае командиры батальона. Более того, в связи с реформированием армии преподавать приходят случайные люди, которых прячут от сокращений».
Непродуманные изменения в системе военного образования, по мнению экспертов, являются одной из основных ошибок реформаторов. Напомним, что в рамках реформы, проводимой в Вооружённых силах России с 2008 года, была фактически уничтожена система военных вузов, доставшихся в наследство от Советской армии. 65 военных высших учебных заведений ужались до 3 учебно-научных центров, 11 академий и 3 военных университетов с 25 филиалами вузов. В военном ведомстве уверяют: то, что осталось, преобразилось до неузнаваемости, теперь эти учебные заведения с «абсолютно новой технической базой».
В 2006 году, когда из Москвы в Кострому была переведена Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты, пришлось с нуля восстанавливать научный потенциал этого вуза, поскольку никто из докторов наук не поехал в провинцию. Как сообщил «Нашей Версии» преподаватель академии, даже спустя пять лет вуз полностью не оправился от того переезда.
Всё это позволяет экспертам сделать вывод, что система военного образования сегодня фактически развалена и попытки до основанья всё разрушить и собрать на свой лад привели к тому, что практически потеряны основные академии и военные училища, а новое так и не создано.
Пока не понятно, к каким последствиям это приведёт в дальнейшем, новая система не прошла испытание, ведь с 2009 году военное ведомство РФ ввело мораторий на приём курсантов в военные училища. В 2011 году обещали восстановить полноценный набор, но обучение первокурсников было возобновлено лишь частично. Сегодня, как и в начале прошлого года, в Минобороны определяются с кадровым заказом на будущих офицеров и раздают щедрые обещания. На сегодняшний день потребность в подготовке офицеров сокращена в семь раз, в итоге, по самым оптимистическим подсчётам, примерный кадровый заказ будет составлять около 8 тыс. человек. Для сравнения: до 1991 года насчитывалось 166 военных вузов, которые ежегодно выпускали около 60 тыс. офицеров.
Но даже если в этом году будет проведён набор курсантов, то это лишь вынужденная мера, принятая, чтобы оправдать высокозатратное содержание военных вузов. Ведь очевидно, что сегодня и в ближайшее время дефицита офицеров наблюдаться не будет. Это раньше армейские шутники острили, что после военного училища «меньше взвода не дадут, дальше Кушки не пошлют». Теперь же каждый десятый выпускник военных вузов выполняет обязанности сержанта и ждёт свою первую офицерскую должность больше года. Более того, некоторые военные вузы просто дают курсантам доучиваться и после выпуска в полном составе отправляют целыми курсами на вольные хлеба.
В Минобороны надеются, что в связи с улучшением социального положения военнослужащих перед вновь открытыми дверями военных училищ будут в очередь выстраиваться талантливые ребята. Ведь именно им в будущем предстоит в 10-месячный срок освоить, к примеру, программу Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» или Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, то есть в предельно короткие сроки научиться командовать армиями, округами и фронтами. Вероятно, в связи с этим Минобороны планирует ужесточить отбор и требование к успеваемости будущих офицеров.
Источник: Газета «Версия» : http://versia.ru/articles/2012/mar/05/ne_uchite_nas_sluzhit
Рисунок Юрия Елозина, Военный институт, 1983 г.

5 thoughts on “Александр Степанов. Не учите нас служить!

  1. Андрей Шульц, З-73. У ВИИЯковца всегда есть, что сказать.
    Андрей Шульц, полковник запаса ГРУ, кавалер ордена «Красного Знамени», полученном в Афганистане.
    Весь день зажимаю себе рот, чтобы волком не завыть на полную луну. Но не от любви к лучшей половине человечества и не от вчерашнего полнолуния, а от прочитанной статьи об очередном этапе планомерного уничтожения многострадальных ВС РФ.
    Директор департамента образования МО РФ г-жа Е. Приезжива заявила о том, что офицеру достаточно закончить одно военное училище и ещё какие-нибудь 10ти месячные курсы, которые заменят академии и военные ВУЗы. Говорит, это как у американцев. У меня вопросы:
    -Сколько можно руководителям такого ранга равняться на знамя Соединенных штатов?
    -Своего уже нет что ли?
    -Каково об этом услышать выпускникам нашего военного института, если образ жизни каждого из нас, профессиональные знания, мировоззрение, и вся военная служба, да и работа на пенсии были заложены в стенах ВИИЯ его патриотическими традициями, прекрасными преподавателями-практиками и мудрыми воспитателями?!
    -Как может эта женщина поднимать руку на то, чего не понимает и уже никогда не поймет? Я не знаю ее боевого пути, если он был, но есть смутное подозрение, что с военнослужащими по жизни она виделась только в общественном транспорте и знать, насколько опасен для армии и государства офицер-недоучка и тем паче профан-полководец типа ее министра, она просто не в состоянии. Ну что с неё возьмёшь?
    Свертывание подготовки офицера до уровня ПТУ и курсов повышения квалификации мебельщиков на практике может обернуться только лишь одним -масштабными потерями, каких ещё мир не видывал, и утраченными территориями благо страна огромная.
    Без офицера-профессионала армия – стадо баранов на убой. Может быть «этим» того только и надо?
    Наверное, точнее наверняка, всё это страшный сон. Ведь в жизни такого не бывает. Выть-то как охота…
    Самое страшное, что страна не знает (или знать не хочет), что «они» творят в тихаря с Армией.
    Петровскую Военную медакадемию, например, уже решено демонтировать, уволив в запас цвет военной хирургии. Деталей не знаю, виноват. Но видимо, нужна и до зарезу земля под академией в исторической части города. Или как это понимать?
    Объясните, придумайте основание хотя бы, зачем веками предки-практики военной медицины создавали на крови этот Центр, а мы надеялись, служа, что если что…, чтобы сейчас чиновники-терминаторы из желания «прогнуться» по службе (не будем подозревать большее) промеж себя решили разогнать этот рабочий коллектив.
    Якобы, нецелесообразно продолжать? Да?

  2. Геннадий Титов, В-74
    Отклик на комментарий Андрея Шульца.
    Это же кликушество, а не статья. Параноидальное кликушество. Шульц не может никак отъехать из своего (и страны) прошлого. Как впрочем и очень многие на этом сайте. Я не хочу красной тряпкой размахивать перед этими быками.
    Мне вообще не нравиться это закатывание глаз и всхлипы «Ах, ВИИЯ…». «ВИИЯ с его патриотическими традициями, прекрасными преподавателями-практиками и мудрыми воспитателями?» Красивая сказка и враньё.
    ВИИЯ — коньюктурное образование, обусловленное потребностями тоталитарного государства с имперскими замашками.
    Трудно конечно теперь рассказывать, что интернациональный долг таковым не являлся по сути. Особенно тем, которым он (этот долг) теперь душу греет на закате жизни. И пока мы будем цепляться за эти «светлые» страницы, а не честно себе и окружающим признаемся во всём (это не только наших баранов касается), ничего у нас не получится сделать толкового со страной в целом.
    «Пока из наших уст помимо нашей воли не вырвется признание во всех ошибках нашего прошлего, пока не исторгнется этот крик боли и раскаяния… мы не увидим спасения…» Чаадаев сказал.
    А считать ВИИЯ чуть ли не эталоном по многим параметрам — это и есть ошибка прошлого. И то, что образования нормального институт не давал — это тоже совершенно верно И плохо и не потому. Ремесленники выходили….

    1. Отклик на комментарий Геннадия Титова
      Прочитав ваш комментарий, первое, что я подумал: вы — или не ВИИЯковец, Геннадий, или у вас «крыша» поехала… Созвонился с вашими однокурсниками, говорят, что вы — из наших. В таком случае тем более непонятны ваши негативные высказывания о ВИИЯ.
      Как можно так высказываться об институте, который всем нам дал отнюдь не «ремесленное», а весьма достойное образование (неужели вам не приходилось общаться с выпускниками престижного МГИМО, не говоря уже о прочих вузах, и вы не знаете, ЧТО они говорили о нас???)
      Кстати, когда после увольнения из ВС я, ранее мечтавший о журналистике, пришел в редакцию одной из питерских газет и сказал, что хочу у них работать, но у меня нет соотвествующего образования, на меня посмотрели, как на идиота. «Вы же закончили ВИИЯ! Садитесь и пишите статью…»
      ВИИЯ, уважаемый Геннадий, дал нам ВСЕ, чем мы успешно пользуемся долгие годы, и это не только владение двумя иностранными языками, а гораздо большее. И если у вас лично что-то не сложилось, то не нужно пенять на институт. У абсолютного большинства выпускников ВИИЯ все нормально: диапазон их деятельности — от переводческой сферы (а это самые классные переводчики!) до высоких уровней управления и бизнеса. А то вы не знаете?!
      А теперь по поводу интернационального долга. который, по вашему выражению, «греет душу на закате жизни». Вы знаете, действительно греет. Если вам не довелось побывать в боевых переделках, то вам этого не понять. Честно говоря, мне и многим моим коллегам сейчас глубоко наплевать на имперские амбиции и замашки бывшего Союза. Мы честно выполняли свой ВОИНСКИЙ долг и этим гордимся.
      И последнее. Мне были, мягко говоря, неприятны ваши обвинения в «параноидальном кликушестве» в адрес Андрея Шульца, боевого офицера, полковника ГРУ, одного из самых достойных выпускников ВИИЯ…

    2. Аркадий Мельник, З-85у. Титову.
      Прочитал коммент (иначе не могу это назвать), и как говорил НР Ставки Войск Южного Направления, — как дерьма наелся…
      Разбирать Ваши опусы. сэр, — как-то… не стоИт. Но Вам лучше мне на глазах не попадаться…
      Чего Вас воспитывать — Вам уже за 60 (судя по В-74)!
      Посмотрите на себя в зеркало ещё раз.
      Я пишу не Вам, а нашему ВИИЯковскому войску.
      Да здравствует наш ВИИЯ! Да здравствует наша молодость и наша жизнь, прошедшие под знаменем ВИИЯ!
      Как говорили древние персы, — надо уметь отделять зёрна от плевел! В нашей жизни было всё — кровь, дерьмо и сахар, — но только тот — ЧЕЛОВЕК, — который помнит ДОБРО, помнит свои КОРНИ!
      Мы получили хорошее РЕМЕСЛО по жизни в ВИИЯ, — быть толмачами! И, по словам Бориса Алексеевича Доманова, арабиста В-73,участника египетской войны 73-го года, благодаря нам, переводчикам ВИИЯ, — не разразилась III мировая, ядерная война!
      А всё остальное — от лукавого…C уважением,
      Мельник А.Л., город-герой Краснодар

  3. Андрей Шульц, З-73 о комментарии Титова
    Значит, тема задела вияковскую и околоинститутскую среду. Хотя комментарий-то мой вырвался по другому поводу – о «реформе ВС». Об этом отзывов нет. Всё нормально, всех устраивает.
    Теперь о ВИИЯ.
    Кто еще не понял: ВИИЯ – уникальный ВУЗ, в его стенах готовили профессиональных военных переводчиков. То есть переводчиков для войны.
    Вопрос авторам отголосков на мой комментарий: зачем вообще надо было в ВИИЯ поступать, если тебе там было всё чужое – сапоги, «Дубовая роща», перспектива военной службы офицером и возможное личное участие в войне и не одной? Шел бы в педагогический, там образование «нормальное».
    Только вспомнить потом нечего.
    А нам есть что и кого вспоминать. Одних с благодарностью, других с грустью и вечной памятью.
    При чем тут «…признание во всех ошибках нашего прошлого…»? Вот это и есть параноидальное кликушество. Больше 20 лет этим делом озабоченно занимаемся, в своей грязи валяемся, рвём волосы на заднице, а тем временем наиболее талантливые руководители с «нормальным» образованием управляются с военным имуществом.
    А эти комментаторы сайта сами-то в ВИИЯ учились? Или только закончили в позапрошлом году? Тогда о чем мы говорим? Это разные ВУЗы. Теперешнее полувоенное формирование, к сожалению, мало напоминает прежнюю Школу.
    Г-н Титов Г. и Вам подобные критиканы, видимо вы пропустил что-то, что делало выпускника ВИИЯ «вияковцем». Например, по болезни или не вышло по жизни как-то, где-то, по большом счёту? Мои соболезнования.
    Но это ещё не повод, Геннадий Титов, чтобы все подряд поливать поносом.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.