Александр Минаев, Восток — 1968. Суэцкий канал.

minaev

С Суэцким каналом судьба связала меня на долгое время. Впервые я оказался в зоне канала в августе 1968 года во время первой командировки после окончания ВИИЯ. Меня назначили переводчиком советника командира 11-ой пехотной бригады, оборонявшей позиции в первом эшелоне одной из дивизий 3-ей полевой армии в городе Суэце. Мне пришлось работать с тремя советниками: советником командира бригады, советником начальника штаба бригады и советником начальника артиллерии бригады. Позже в бригаде появились советники командиров батальона, но для их обеспечения был прикомандирован к бригаде переводчик-арабист.
В городке Мусалес (на западной окраине города Суэц) советники располагались в казармах, оставленных британскими войсками, покинувшими зону канала в 1956 году. В Мусалесе находился полевой госпиталь, рядом с казармами были вырыты траншеи, расположение советников и переводчиков охранял взвод египетских солдат, вооруженных АКМ и пистолет-автоматами египетского производства. Городок был окружен колючей проволокой. Рядом с нашими казармами и госпиталем, где-то в полукилометре располагались позиции 100-мм пушек, в 2-3 км располагались стрельбища, танкодром (за шоссе Суэц _ Каир), позиции ЗРК, дивизиона 122-мм гаубиц, занимал позиции танковый батальон бригады. На КП бригады и на передний край (на позиции рот и батальонов первого эшелона бригады мы добирались на ГАЗике с водителем арабом и офицером-связи, покрывая расстояние в 1,5 км до города, если ехать по шоссе, следуя по набережной вдоль берега Суэцкого залива, через перешеек длиной в 1 км в Порт Тауфик и далее вдоль канала по асфальтовой дороге, прикрытой в отдельных местах со стороны канала насыпями из песка. До противоположного берега, на котором располагался противник было от 150 до 300 м. Первые дни моего пребывания в зоне канала наблюдалось затишье, это длилось примерно две недели, в этот период времени мне удалось ознакомиться практически со всеми подразделениями бригады, даже с дивизионом 57-мм зенитных пушек, прикрывавших базу ВМФ, расположенную к югу от города Суэц на удалении примерно 10 км. Удалось поплавать в водах канала в районе Порта Тауфика, где расположились позиции парашютно-десантного батальона, приданного нашей бригаде, даже поплавать в водах Красного моря в местечке Айн-эль-Сохна (Горячий источник) на удалении около 30 км южнее Суэца, по дороге в Эль-Гардаху (в н.в. Хургада). Однако в сентябре 1968 г. начались перестрелки, переросшие в артиллерийские дуэли, началась «война на истощение» (War of Attrition). Переводчиком в бригаде мне пришлось прослужить до конца мая 1969 года. После перевода меня в Каир переводчикам к советнику Начальника Управления Минобороны Египта по вооружению и боеприпасам в июле 1969 года мне неоднократно приходилось бывать в зоне Суэцкого канала в ходе инспекционных поездок в войска для проверки наличия и состояния вооружения и боеприпасов. Поездки охватывали большую территорию от Порт-Саида на севере до Суэца на юге и немного далее по берегу Суэцкого залива, города Эль-Кантару и Исмаилию.
Читать далее и скачать здесь.

One thought on “Александр Минаев, Восток — 1968. Суэцкий канал.

  1. Анатолий Исаенко, Запад 1968
    Роковое место «Сохна» в Египте

    С Александром Минаевым мы прибыли в Египет одновременно 20 августа 1968 года.
    Вылетали из Крыма. Он и еще двое переводчиков летели на гидросамолетах, а я летел на АН-12.
    Приземлились в Кайро-Вест. Затем его назначили в пехотную дивизию, а меня в зенитно-ракетную бригаду в зоне Суэцкого канала.
    Сейчас место Сохна — фешенебельный курорт в 60 км южнее Суэца.
    А 45 лет назад там было минное поле, но место для купания можно было найти.
    В моей тетради сохранилась запись.

    Географическое название «Сохна», несмотря на прелесть названия (теплый), вызывает всегда у меня боль. Напомню суть события.
    От Сохны в сторону Хелуана проходила долина, которой пользовались израильские летчики для выхода на низкой высоте в окрестности египетской столицы.
    Давным-давно там была оборудована позиция для зенитно-ракетного дивизиона. Позицию иногда занимали, потом дивизион убирали, т.к. он находился в одиночестве на отшибе.
    В начале сентября 1969 года дивизион был развернут в Сохне (считалось, что организовали «засаду»).
    Руководство придавало этому мероприятию большое значение. Туда были посланы три советника и переводчик арабского языка Л., мой однокурсник.
    Рано утром 9 сентября 1969 года израильские самолеты нанесли удар по дивизиону. Погибло несколько египетских военнослужащих и два наших советника. Вечная им память.
    В «Книге памяти» приведены их фамилии и должность советников – Карасев П.В. и Корнеев В.С. Я хорошо знал этих товарищей. В «Книге памяти» против каждой фамилии сделана запись:
    «Погиб при исполнении служебных обязанностей 9 сентября 1969 г.». Это эвфемизм того времени. Следует писать: «Погиб в бою».
    Не буду рассказывать о «разборе полетов». Начальство нашло виновников — ими оказались оставшиеся в живых. Под звуки траурной музыки мы отправили на Родину два гроба ( по современной терминологии – «груз двести»).
    Военный советник В.Т. Серков в своей книге «Линия фронта – Суэцкий канал» ( стр. 95) написал:
    «13 сентября 1969 года, суббота. Сегодня в 8 часов отдали последние почести павшим товарищам, ставшим жертвой очередной израильской бомбежки в районе Суэца.
    Погибли полковник Корнеев и майор Карасев, оба ракетчики. Как всегда налет был внезапным, непродолжительным, но ощутимым».
    На месте гибели египетских и советских военнослужащих ветераны предлагали установить памятную доску. Инша Алла.
    Let’s hope for the best.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.