Александр Бояринов, Запад — 1985у. Кто и что кроется за новой афганской политикой Пакистана

16 декабря 2014 года боевики движения Талибан совершили чудовищную атаку  на школу в Пешаваре, которая являлась подведомственным  учреждением Армии Пакистана. Движение Талибан назвало это возмездием за потери, понесённые своими отрядами в столкновениях с правительственными войсками.  Этот теракт унёс жизни  более 150 людей, основную часть которых составляли школьники. 

После  этого события  гражданское и военное руководство страны серьёзно пересмотрели свою политику в отношении  к талибам  и  Исламской республики Афганистан. И, если   миролюбивая риторика гражданских властей Пакистана по отношению к Афганистану, в принципе, не нова, то практические шаги высшего военного командования Пакистана, направленные на нормализацию отношений с соседней страной, что-то совсем новое.

В тоже время, сразу после этого нападения  пакистанские власти  начали целенаправленно  запугивать  официально незарегистрированных афганских беженцев и  вынуждать их покинуть Пакистан. Как высказалась  Тасним Аслам,  официальный представитель МИД Пакистана,  боевики постоянно скрываются в среде нелегальных беженцев, зная, что те не пойдут жаловаться в полицию.

По данным Международной организации по мигрантам (IOM), только за не полных два первых месяца  2015 года более 33 000 афганцев были вынуждены выехать из Пакистана на родину, что в полтора раза больше, чем за весь 2014 год.  По сообщениям афганских официальных лиц, после атаки на школу в Пешаваре число беженцев,  возвращающихся  в Афганистан,  увеличилось  с 10 семей за день до 150- 300.

Такое огромное число возвращающихся беженцев встревожило не только официальные органы Афганистана, отвечающие за работу с беженцами, но и специалистов отвечающих за безопасность страны.  Если первые оказались не в состоянии принять возрастающий поток беженцев и обеспечить их предметами самой первой необходимости, то вторые обращают внимание на то, что в числе возвращающихся есть немало мулл и учеников медресе, которые находятся под прямым влиянием талибов.  С учётом того, что в конце февраля пакистанское руководство приняло решение выслать из страны всех мулл с афганским гражданством, эта озабоченность только возрастает. Некоторые афганские эксперты полагают, что  пакистанские  власти, принимая решение  выслать афганских мулл на родину в Афганистан, стараются очистить свой дом от ненужных элементов, которые мешаются в Пакистане, но могут быть использованы как агенты влияния в Афганистане.

В тоже  время наблюдаются  изменения в подходе к Афганистану  и среди высших религиозных деятелей Пакистана. Так, ещё совсем недавно  Хафих Мохамад Тахер Ашрафи, председатель Совета Улемов Пакистана, во всеуслышание оправдывал действия  правоверных смертников-самоубийц  и весь джихад талибов против правительства Афганистана. А на этой неделе он  выразил надежду на успех переговоров  движения Талибан с представителями правительства национального единства Афганистана. 2 марта в Лахоре на собрании Совета Улемов Пакистана, Ашрафи подчеркнул, что правительство Афганистана и движение Талибан должны сами  разрешить свои разногласия  между собой. « Народ Пакистана может только молиться, чтобы эти переговоры принесли результат. Пакистан и Афганистан десятилетиями были вовлечены в войну, и сейчас настало время, чтобы правительство Афганистана могло решить этот вопрос путём мирных переговоров», — сказал он.

По некоторой информации, значительный разворот в политике Пакистана в отношении Афганистана, произошёл под давлением Китая. И такой поворот стал в некотором роде  камнем преткновения для политиков Афганистана. В последнее время  многие из них постоянно заявляли, что для прекращения кровопролитной войны в Афганистане абсолютно необходимо, чтобы Пакистан прекратил поддержку афганских талибов, нашедших убежище на территории этой страны.

Теперь же, когда Пакистан неожиданно стал поворачиваться лицом к этой проблеме, для Афганистана возникает некая дилемма — движение Афганистана навстречу  Пакистану может серьёзно осложнить и охладить отношения с Индией, которая все годы войны в Афганистане, занимала либо нейтральную позицию, либо поддерживало правительство Афганистана. Тот факт, что Ашраф Гани в своих зарубежных визитах значительное внимание уделяет не только Пакистану и Индии, но так же и Китаю,  свидетельствует о несомненно  возросшей роли последнего в прекращении афганского кровопролития. 

Ссылки по теме: http://www.bbc.com/news/world-asia-31588821

http://www.tolonews.com/en/afghanistan/18382-experts-warn-of-potential-threat-posed-by-afghan-mullahs-expelled-from-pakistan

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.