Оказывается, Ленинград мог бы стать в начале 90-х годов не Санкт-Петербургом, а Петроградом, если бы не одно обстоятельство.
Как известно, инициатором переименования был тогдашний мэр города Анатолий Собчак. На его могиле так и написано: «Вернувшему городу историческое имя». До недавнего времени у меня не возникало никаких вопросов по этому поводу. Я с уважением всегда относился к энергии, напористости Собчака, его блестящей риторике, умению аргументировано отстаивать свое мнение и навязывать его другим. Поэтому, когда в 1991 году Собчак на волне подымавшегося демократизма своей инициативой сломил сопротивление коммунистического окружения, то воспринял это как должное, правильное решение. Первое время, правда, было непривычно произносить Санкт-Петербург, потом уже резало слух, когда жители других городов по привычке называли северную столицу Ленинградом. Спустя двадцать с лишним лет уже видится то, что город всегда жил с этим именем.
Но вот что я узнал недавно от Даниила Гранина. Когда Собчак начал поднимать вопрос о переименовании города, то обсуждал его в узком кругу. Было опасение, что многие горожане, в первую очередь старшего поколения, воспримут эту идею в штыки. Поэтому их поставили перед фактом, когда документы о переименовании Ленинграда в Санкт-Петербург уже были подписаны. Гранин рассказывает, что, узнав об этом, выразил свое несогласие. Не потому, что был солидарен с долгожителями. Нет, он был за то, чтобы исчезло имя Ленина из названия города, но связывал новый облик не с немецким «бургом», а с исконно русским «градом». Узнав об этом Анатолий Собчак, подумал, что писатель, имеет в виду Первую мировую войну, когда Петербург в 1914 году из-за вражды с немцами был переименован в Петроград для поднятия русского патриотизма. Собчак готовился возразить Гранину при встрече своими аргументами. Но Гранин его обезоружил, сказав, что еще задолго до войны с немцами один великий русский человек так именовал город.
— Кто же это? — поинтересовался Собчак.
— Пушкин. — В поэме «Медный всадник» он так и пишет: «Над омраченным Петроградом дышал ноябрь осенним хладом!»
— Вот черт! – расстроился Собчак. Почему же Вы раньше об этом мне не сказали?
Так что, если кто-то побывает в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры и увидит надпись на могиле первого мэра города, то пусть задумается, над превратностями истории.
Юрий Лебедев
Июль 2014 года