Юрий Лебедев, Запад-1976. И стал бы Петроградом

Оказывается, Ленинград мог бы стать в начале 90-х годов не Санкт-Петербургом, а Петроградом, если бы не одно обстоятельство.

Как известно, инициатором переименования был тогдашний мэр города Анатолий Собчак. На его могиле так и написано: «Вернувшему городу историческое имя». До недавнего времени у меня не возникало никаких вопросов по этому поводу. Я с уважением всегда относился к энергии, напористости Собчака, его блестящей риторике, умению аргументировано отстаивать свое мнение и навязывать его другим. Поэтому, когда в 1991 году Собчак на волне подымавшегося демократизма своей инициативой сломил сопротивление коммунистического окружения, то воспринял это как должное, правильное решение. Первое время, правда, было непривычно произносить Санкт-Петербург, потом уже резало слух, когда жители других городов по привычке называли северную столицу Ленинградом. Спустя двадцать с лишним лет уже видится то, что город всегда жил с этим именем.

Но вот что я узнал недавно от Даниила Гранина. Когда Собчак начал поднимать вопрос о переименовании города, то обсуждал его в узком кругу. Было опасение, что многие горожане, в первую очередь старшего поколения, воспримут эту идею в штыки. Поэтому их поставили перед фактом, когда документы о переименовании Ленинграда в Санкт-Петербург уже были подписаны. Гранин рассказывает, что, узнав об этом, выразил свое несогласие. Не потому, что был солидарен с долгожителями. Нет, он был за то, чтобы исчезло имя Ленина из названия города, но связывал новый облик не с немецким «бургом», а с исконно русским «градом». Узнав об этом Анатолий Собчак, подумал, что писатель, имеет в виду Первую мировую войну, когда Петербург в 1914 году из-за вражды с немцами был переименован в Петроград для поднятия русского патриотизма. Собчак готовился возразить Гранину при встрече своими аргументами. Но Гранин его обезоружил, сказав, что еще задолго до войны с немцами один великий русский человек так именовал город.

— Кто же это? — поинтересовался Собчак.

— Пушкин. — В поэме «Медный всадник» он так и пишет: «Над омраченным Петроградом дышал ноябрь осенним хладом!»

— Вот черт! – расстроился Собчак. Почему же Вы раньше об этом мне не сказали?

Так что, если кто-то побывает в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры и увидит надпись на могиле первого мэра города, то пусть задумается, над превратностями истории.

 

Юрий Лебедев

Июль 2014 года

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.