Новый старый подход
Барак Обама считает, что американское присутствие в Афганистане имеет цель не только установить «демократию» в этой стране, но и распространить «эту благодать» на соседний Пакистан. Президент уверен, что Америка победит терроризм. Такую же уверенность выражал и Буш.
С начала военной американской агрессии против народа Афганистана произошли некоторые качественные изменения, а именно: «движение талибан» получает всё возрастающую поддержку местного населения; всё больше территорий переходит под контроль «движения талибан» в Пакистане; командование США смещает боевые действия с территории Афганистана на территорию Пакистана (АфПак); значительно выросло производство наркотика для Европы (примечательно то, что наркотрафик заканчивается в Косово – европейском центре распределения наркотиков «имени Клинтона»); косвенно в конфликт вовлечены Россия, Иран и Индия; значительно возросла угроза нестабильности для стран Центральной Азии; активизировался Китай.
Обама уверен в том, что его самая главная задача и величайшая ответственность перед американцами, как президента, заключается в обеспечении безопасности Америки и именно поэтому американские войска находятся в Афганистане. «Мы пришли в Афганистан не воевать и не диктовать свои условия. Мы пришли в Афганистан для устранения угроз, направленных на США, их друзей и сторонников, для освобождения народов Афганистана и Пакистана. И для достижения этих целей нам нужна сильная и разумная стратегия. Для этого нам необходимо официально признать связи, существующие между Афганистаном и Пакистаном ».
Обама, так же как и Буш, слишком преувеличивает значение Аль-Каиды. Американцы упорно не хотят обращать серьезное внимание на «движение талибан» и не хотят прислушаться к мнению руководителей Пакистана, считающих Аль-Каиду лишь небольшой группой радикальных исламистов и видящих в «движении талибан» ту силу, которая может изменить геополитическую обстановку в регионе. Однако, очевидно, что Аль-Каида и «движение талибан» есть ни что иное, как одно целое, победить которое по частям невозможно.
Почему Обама решил сделать упор в своей «афганской политике» на перенос боевых действий с территории Афганистана в «район проживания племён»? Ответ кроется в ошибочной недооценке «движения талибан» и преувеличении роли Аль-Каиды, в уверенности, что пакистанцы всем сердцем любят демократию по-американски и что проблему Афганистана можно решить «по-иракски».
Для Америки 11 сентября стало новой точкой отсчёта, чем-то вроде идола, которому должен поклоняться весть мир. Той чертой, перешагнув через которую, Америка возомнила себя непогрешимой. Обкатка такой модели поведения была проведена в Югославии. Безнаказанность и слюнявая слабость мирового сообщества подыграла Америке в осуществлении её планов и появлении «идола 11 сентября».
С. Татко