15 февраля, – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Его отмечают все участники военных конфликтов за рубежом, однако прежде всего речь идет о россиянах, выполнявших так называемый интернациональный долг в Афганистане (1979–1989 гг.). Об уроках Афганской войны рассуждают ее участники: Франц Клинцевич, заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне, лидер общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана», полковник запаса, и Сергей Небренчин, ученый востоковед, автор книги об афганских событиях «Аркаим: крестный путь разведчика», полковник запаса (на фото курсант Небренчин в Афганистане).
Афганистан всегда был и остается до сих пор ключевой страной на мусульманском Востоке. Это место пересечения традиционных путей-коммуникаций, природное хранилище богатейших запасов полезных ископаемых, колыбель одной из древнейших субцивилизаций. Геополитическое расположение государства позволяет влиять на развитие событий не только в Центральной, но и в Южной, Юго-Восточной Азии. За контроль над этой территорией всегда шло глобальное соперничество. И сегодня в жестком противоборстве вокруг страны солнца и гор столкнулись интересы США и их союзников по НАТО, Китая, России, Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии, Израиля.
35 лет назад, в далеком 1979 году, в самый разгар холодной войны, Москва была вынуждена так или иначе реагировать на события, связанные с ренессансом ислама, его политизацией и исламизацией политики в странах Ближнего и Среднего Востока и, в частности, «Саурской» (Апрельской) революцией в Афганистане в 1978 году, исламской революцией в Иране в 1979 году, активным вмешательством США в дела региона.
Кроме СССР в те времена сделать это просто было некому. И все же решение о вводе войск в Афганистан следует признать если не ошибочным, то во многом спорным. В те годы советские позиции в этой стране и без того были сильными как в экономической и политической сферах, так и военной, культурной. В стране солнца и гор СССР уважали, «шоурави» (советские) любили, наших специалистов ценили. Поэтому в те годы можно было бы ограничиться тем, чтобы активизировать работу с национальными кадрами, их подготовку в советских вузах, усилить информационно-пропагандистское влияние и расширить сотрудничество в военно-технической области. Однако у нас принято бросаться из одной крайности в другую… А может быть, как считают многие специалисты, СССР попал в западню, став жертвой западных спецслужб, которые спровоцировали ввод советских войск в Афганистан.
Советское военное присутствие
Военная операция была не совсем продуманной с самого начала. В работе с населением военные практически не учитывали исламский характер страны, специфику страны солнца и гор, характер местности и климат. На первом этапе советского присутствия остался невостребованным прежний опыт политической работы на мусульманском Востоке, накопленный Русской армией в Туркестане и на Кавказе, Красной – в годы борьбы с басмачеством. Оставляла желать лучшего боевая и политическая подготовка Ограниченного контингента советских войск. 40-я армия была сформирована в большинстве своем из призывников – 18–20-летних безусых, не нюхавших пороху мальчишек. Явно недоставало боевого опыта и офицерам.
Для военной кампании такого размаха срок служебной командировки (2 года) был также недостаточен. Год военнослужащие входили в курс дела, а за полгода до окончания службы начинали готовиться к «дембелю». А ведь против них воевали мужчины в расцвете лет — моджахеды, имевшие несравнимо больший опыт ведения боевых действий, к тому же у себя дома, что называется, в родных стенах — горах. Многие боевики прошли хорошую военную подготовку, регулярно снабжались современным иностранным вооружением, имели достаточное материально-финансовое обеспечение, а главное, ощущали поддержку и сочувствие со стороны мусульманского населения страны и мира.
Фактически Советскому Союзу противостояла в Афганистане широкая коалиция государств мира. За спиной «непримиримой оппозиции» стояли США и их союзники по НАТО, Китай, ведущие мусульманские страны: Пакистан, Иран, Саудовская Аравия, Египет, Турция и др. Оппозиции оказывалась беспрецедентная финансовая, материальная и военная помощь. На территории Пакистана и Ирана в лагерях афганских беженцев, возвращение которых обратно в Афганистан всячески сдерживалось, были развернуты центры специальной подготовки вооруженных группировок. Антиправительственная и антисоветская деятельность вооруженной оппозиции опиралась на мощную информационную поддержку извне. В идеологическом плане против советского военного присутствия в рамках холодной войны были задействованы самые мощные силы и средства. Только в расчете на жителей Афганистана и зоны расселения пуштунских племен постоянно вещали более двадцати зарубежных радиостанций. Среди афганцев распространялось около ста наименований газет и журналов, огромное количество листовок, аудиокассет на языках дари, пушту и др. Целенаправленная пропаганда велась и среди советских военнослужащих на русском языке.
Несмотря на это, итоги советской военной кампании нельзя не признать в целом положительными. К 1986 году территория Афганистана практически полностью находилась под контролем советских войск и афганских вооруженных сил. Органы государственной власти, партийные, молодежные и женские структуры действовали во всех 26 провинциях страны
Лишь отдельные небольшие населенные пункты (кишлаки) периодически, на короткое время могла взять под контроль вооруженная оппозиция. В стране возродилась традиционная система представительных органов власти (Большая джирга) и региональных собраний старейшин. В этот период заметно снизилась интенсивность вооруженных столкновений между силами оппозиции и совместными советско-правительственными войсками. С 1985 года на убыль пошла статистика боевых и иных потерь.
Афганское население в своем большинстве сочувствовало и проявляло лояльность кабульской власти и советским военным больше, нежели вооруженной оппозиции (см. фото: Сергей Небренчин с товарищами в горячей точке).
Несмотря на войну и жертвы среди населения Афганистана, численность жителей страны неуклонно росла. По признанию самих афганцев, уровень жизни в стране в период советского военного присутствия был одним из самых высоких за всю ее историю.
«Шоурави» оказывали масштабную материальную и медицинскую помощь обитателям кишлаков и более крупных населенных пунктов. Военнослужащие участвовали в доставке грузов в самые отдаленные провинции страны, в обеспечении безопасности движения на дорогах и бесперебойной работы трубопроводов из СССР, возобновлении деятельности афганских предприятий, ремонте дорог и мостов, других строительных работах. Командование советских войск принимало участие в отборе кандидатов из числа афганцев для обучения в нашей стране, а детей – для отдыха в пионерских лагерях и санаториях. Негативные факты, как говорится, тоже имели место, однако общей картины лояльного отношения к «шоурави» не меняли. Многие из афганцев в дальнейшем на долгие годы связали свою жизнь с СССР.
Геополитический исход с Востока
Уход советских войск из Афганистана был воспринят в тамошнем обществе в основном без энтузиазма. Афганская общественность и простые граждане опасались (и небезосновательно), что останутся без защиты и всесторонней помощи.
Но с 1987 года в Афганистане стала активно проводиться «политика национального примирения» в унисон с политикой «нового мышления» в СССР, с которой выступил небезызвестный Михаил Горбачев. «Примирение» спровоцировало резкое обострение военно-политической обстановки в Афганистане. Вооруженная оппозиция, почуяв «ветры перемен» вокруг Афганистана, заметно активизировалась в этот период. Сразу увеличилось количество обстрелов крупных городов, советских и афганских гарнизонов, вооруженных столкновений, нападений на колонны. Возросшая активность афганской оппозиции опиралась на возросшую военно-политическую, финансово-экономическую и информационную поддержку стран НАТО, Китая и многих исламских государств.
Сегодня уже очевидно, что так называемая политика примирения и начало перестройки в СССР были звеньями одной цепи. Фактически Афганистан послужил в качестве завершающего аккорда холодной войны против СССР, развязанной со времен Фултонской речи Черчилля. Суть геополитического замысла была проста: во-первых, Советский Союз втянули в затяжной глобальный конфликт в одном из наиболее уязвимых (с военной и идейно-политической точек зрения) регионов мусульманского Востока; во-вторых, затраты на войну должны были лечь непомерным грузом на экономику страны, ухудшить социально-экономическое положение советских граждан, вызвать их массовое недовольство; в-третьих, Афганская война серьезно ухудшила международный авторитет СССР, осложнила отношения Москвы с мусульманским миром, странами Западной Европы и США; в-четвертых, ограниченный воинский контингент в том его виде был в принципе не способен добиться полной военной победы, а следовательно, был обречен на неоправданные людские, материальные и другие потери; в-пятых, международная антисоветская пропаганда, использовавшая неудачи и людские потери в Афганистане, способствовала нарастанию диссидентских настроений в самом СССР, обострению борьбы за власть в Кремле.
Все эти цели были достигнуты нашими геополитическими противниками при деятельном участии агентуры влияния, которая в Советском Союзе работала на всех этажах партийной и государственной власти. Именно ее, агентуры, эффективные действия предопределили политическое поражение СССР в Афганской войне. Чего, однако, нельзя сказать о собственно военной кампании. Военнослужащие с честью и достоинством выполнили поставленные им задачи в самом сердце мусульманского Востока. Советскому командованию удалось сдержать эскалацию вооруженного конфликта в Афганистане, успешно решить задачу вывода войск с наименьшими потерями. И это тоже несомненный военный успех.
Но внутри Советского Союза «Афган» стал одной из главных тем политической и идеологической борьбы, результатом которой стал развал СССР, геополитический исход страны с мусульманского Востока
В самом же Афганистане и после 1989 года неплохо обученные афганские войска еще долго самостоятельно контролировали ситуацию в стране. Просоветский режим Наджибуллы в Кабуле пал, когда уже не было СССР, а официальная Москва окончательно оставила своего союзника, отказавшись от отстаивания национальных интересов страны в стратегически важном регионе Евразии.
Восток пришел в Россию
С завершением советской военной кампании в Афганистане российский геополитический исход с Востока продолжился. К настоящему времени влияние Москвы заметно сократилось в странах Средней Азии и Южного Кавказа. США сменили Россию в Афганистане, введя туда свой воинский контингент, американские базы появились в Средней Азии и на Кавказе, многие мусульманские страны бывшего СССР из союзников и партнеров превратились в соперников и конкурентов. «Исламский фактор» внутри России стал источником постоянных угроз и вызовов для национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны. Массовая миграция с мусульманского юга, в том числе и из Афганистана, принесла с собой хаос и беспредел на рынках труда, новые межнациональные конфликты, рост этнической преступности, всплеск религиозного экстремизма. Проблемой номер один стал терроризм, который особенно активизировался в связи с проведением Олимпийских игр в Сочи.
Таким образом, Россия (СССР), уйдя от лобового столкновения с угрозами на своих южных рубежах за пределами страны, сегодня вынуждена им противостоять на своей собственной территории. И если российское общество в своем большинстве публично признало, что не следовало вводить войска, то, может быть, стоит вернуться к обсуждению темы обоснованности вывода войск из Афганистана в далеком 1989 году? Ведь тогда в критической ситуации, в разгар холодной войны за выводом советских войск из Афганистана последовало дальнейшее обострение обстановки в регионе, был спровоцирован развал СССР и начался геополитический исход России с Востока. Между тем, как показывает исторический опыт, за свои национальные интересы лучше, с наименьшими политическими, людскими и материальными потерями, воевать за пределами своей территории.
И, конечно же, в современных условиях России необходимо как можно быстрее возвращаться на Восток, в том числе в Афганистан, но только уже не на танках и самолетах, а с новыми экономическими и деловыми проектами, информационно-культурными инициативами и другими гуманитарными миссиями
Страна солнца и гор ждет возвращения «шоурави».
В то же время в связи с планами вывода войск США и их союзников из Афганистана в 2014 году несложно предположить, что ситуация вокруг Афганистана в еще большей степени обострится и негативно повлияет на развитие событий в обширном регионе от Суэца до Тибета. Поэтому крайне важно извлечь правильные уроки из отечественного и зарубежного опыта военного присутствия и войн в Афганистане, быть готовыми к любому развитию ситуации в ключевой стране Востока, держать порох сухим и укреплять мощь Российских вооруженных сил.
Источник: ТПП-Информ