Садюк. Взгляд на Афганистан.

Marines

Морская пехота США обстреливает из минометов позиции талибов с базы в округе Новзад провинции Гильменд на юге Афганистана.

alarmВроде бы смешно выглядит, а на самом то деле данный снимок говорит о том, что в Афганистане талибы нападают когда хотят и на кого хотят. Видать нападение было настолько неожиданным, что бойцу пришлось прямо из казармы бежать на передовую в панцу… Семь с половиной лет уже прошло как свергли режим талибов…

Сентябрь 2009. Уже сейчас в Афганистане находится около 60.000 американских солдат, к концу года планируется увеличить их число до 68.000. Еще есть и союзные войска численностью около 35.000. Итого чуть меньше 100.000 солдат, что практически соответствует ОКСВ в восьмидесятые (максимальная численность советских войск в Афганистане равнялась 120.000). При этом озвучиваются только подконтрольные правительствам войска, численность же наемников (одна из фирм Blackwater Worldwide, позднее Xe, на начало 2009 года имела чуть меньше 1000 специалистов в Афганистане) не может точно определить никто. Результатов же никаких не видно, обстановка только ухудшается, и уже даже специалисты НАТО высказываются о возможном поражении в течение следующих 12 месяцев, если не будут введены дополнительные силы.
В техническом плане силы НАТО на голову превосходят силы повстанцев (не знаю даже как назвать правильно всех тех, кто сражается против них, ведь в их число входят не только талибы и боевики Аль-Каиды, но и различные местные группировки), но победить партизан им также невозможно, как это не смогли сделать и советские войска. Единственный шанс это перетянуть повстанцев на свою сторону, интегрировать их в мирное общество. А для этого должна появиться хоть какая-то национальная идея, которая на данном этапе отсутствует. Афганистан всё так же раздирают противоречия между центральной и местной властью. Небольшие временные альянсы складываются и разрушаются очень быстро, как это было и в 1980ые и в 1990ые.
Талибы смогли удовлетворить чаяния народа — установление мира, порядка, открытие торговых маршрутов, и потому их поддерживали на раннем этапе, но в какой-то момент они перешли грань, стали запрещать пользоваться достижениями западного общества, навязывать строжайшие нормы их ислама, и часть народа от них отвернулась, что помогло Северному Альянсу и союзникам разгромить основные силы талибов в кратчайшие сроки.
Талибы уже не смогут объединить весь Афганистан, стране нужна новая группировка-партия, незапятнанная ни в сотрудничестве с иноземцами, ни в поддержке исламистов. И объединять этой партии придется весьма разрозненное население.
Очень приблизительно весь народ Афганистана можно разделить на пуштунское и непуштунское население. Именно такое деление было в стране во время борьбы Северного Альянса с талибами (в Северном Альянсе хотя и были представители пуштунских племен, но их роль была весьма мала). Но это деление не окончательно, поскольку национальные меньшинства также сильно отделяют соплеменников от иных непуштунов (хазарейцы, таджики, узбеки и т.д.), но и делятся внутри своих этнических групп по территориальному и религиозно-политическому признаку. Во время борьбы против талибов эти признаки временно перестали играть свою отделяющую роль, но не исчезли окончательно. После же военного поражение талибов эти признаки вновь позволили образоваться новым группировкам в рамках одного этноса. Примером могут послужить партии хазарейцев. В 1980ые было несколько хазарейских партий, в 1990ые постепенно они соединились в единую, а в новом тысячелетии она вновь раскололась на несколько фракций. Такие же процессы проходят и в других национальных партиях. Но и в среде пуштунов нет единства, партии возникают по племенному и религиозно-политическому принципу (в полной мере о религиозном принципе говорить нельзя, поскольку большинство пуштунов это мусульмане-сунниты, здесь идет речь о той или иной школе интерпретации ислама, принадлежности к какой-либо суфийской братии).
Универсальными идеями новой партии для объединения Афганистана могут стать:
— изгнание иностранных войск (успешная во все времена идея)
— свержение коррумпированных марионеток Запада (отношение к Карзаю весьма неоднозначное, за него хотя и проголосовало 55% избирателей, но ведь не важно кто как голосовал, важно кто как считает)
— установление мира и порядка в стране (постоянные нападения и беззаконность не приветствуются нигде)
А вот дальше возникают противоречия между различными группировками и слоями населения.
Если простому народу хочется прокормить себя и своих родственников, то местным властям упрочить свой контроль над собственными землями. Разным непуштунским народам хочется большей автономии, а пуштунам установить контроль над непуштунами. При этом они считают, что пуштунская власть должна контролировать только непуштунов, а сами пуштуны должны быть подконтрольны только сами себе. Также и отношение к религии и светскому образу жизни различаются у представителей города и села.
Поэтому все эти противоречия между центральной и местной властью, между различными социальными, этническими и религиозными группировками будут всегда раздирать страну.
Найти оптимальный способ, чтобы все силы в Афганистане заключили некий общественный договор для объединения разрозненных группировок в единый социум — это и есть главная задача мирового сообщества.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.