
Все военные переводчики, проходившие службу в Афганистане с 1986 по 1989 г.г. наверняка знают Петра Васильевича Гончарова, который был старшим референтом и руководил всеми переводами в аппарате советников Минобороны и Генштаба ВС ДРА. Он прекрасно знает обстановку в Афганистане до ввода войск и в последующие годы. Поэтому его точка зрения может быть интересна тем, кто интересуется Афганистаном, особенно сейчас, когда существуют различные точки зрения на присутствие наших войск в Афганистане. На эту тему он дал интервью порталу МГИМО, которое приводим без купюр. читать интервью
Высший класс!
Спасибо Петру Васильевичу за интересный рассказ. Мне особено понравился период, где П.В. рассказывает о Дауде, о малоизвестном и малоизученном для широкой публики времени. Очень точно определил П.В. фон того времени: ввод был неизбежен. Историю нельзя переписывать, — её надо принимать такой, какой она была. Я думаю, что рассуждать о том, был ли ввод войск ошибкой или это было необходимостью, — не совсем уж теперь ко времени, не совсем правильно, что ли… Что было, то было. Это все равно, что поставить вопрос: а нападение Наполеона на Россию – было ошибкой? Поэтому удивляет категоричность, с которой 2 декабря 2010г. в интервью американскому телеканалу CNN Владимир Путин сделал заявление: ввод советских войск в Афганистан в 1979г. был ошибкой http://www.afghanistan.ru/doc/18987.html Мое личное мнение: рассуждать так – значит невольно бросать тень ненужности на нашу службу, на нашу миссию там, да и на нашу жизнь тоже, всецело связанную с Афганистаном. В таком случае получается, что напрасны были жертвы, понесённые нами в Афгане. Историю, конечно же, надо знать. Она – как приходно-расходная книга, как Акт приема-передачи между приходящими на смену друг другу поколениями. И если заглянуть в этот афганский акт приёма-передачи, то мы увидим, что в 80-х годах, в годы пребывания там советских войск, не было и речи о какой-то наркоугрозе или узрозе терроризма со стороны Афганистана Советскому Союзу. И как только господа либералы поспешили избавиться от осколков «коммунистического режима» Кабула, который, в сущности, никогда таковым не был, мы заполучили то, что имеем сегодня: ежегодно от афганского зелья у нас в стране умирает 40тыс. человек, а уж про теракты статистики как таковой не ведется. Если уж говорить об ошибках, то следует сказать, что ошибкой было а)затягивание дела с политикой национального примирения, б) поспешный вывод советских войск из Афганистана (мы могли бы взамен вывода выторговать себе колоссальные дивиденды в этом регионе; вывод был осуществлен на взлете), отказ в военной и экономической помощи Кабулу в 1992г. Покойный Наджибулла говорил: если вы (советские) не поможите мне сейчас, то через некоторое время столкнётесь с такими же проблемами, что и я сейчас сталкиваюсь. И он, к сожалению, оказался прав.
И еще один вывод напрашивается лично у меня из афганской жизни. Губительно для страны то положение, когда судьбоносные, крупные государственные решения принимаются одним, двумя, тремя деятелями, пусть и облеченными высокой властью. Высокий пост не означает ума – палата. Решение о вводе принимали Брежнев, Андропов, Устинов. Решение о выводе – Горбачев. Козырев убедил Ельцина перекрыть кран Афганистану. И имеем мы в результате то, что имеем сегодня.
Вот на такие грустные мысли натолкнуло меня интервью П.В.Гончарова. Спасибо за рассказ!