Последний приезд Марины Ивановны Цветаевой в Тарусу состоялся в конце августа 1939 года, спустя чуть более двух месяцев после ее возвращения из эмиграции. Приезжала Цветаева всего только на одни сутки к профессору английской филологии Зое Михайловне Цветковой, у которой имелась в Тарусе своя дача на Пролетарской улице.
С Тарусой 3. М. Цветкова была связана с 1934 года, причем попала она в Тарусу по рекомендации своей очень близкой подруги Анастасии Ивановны Цветаевой (младшей сестры Марины Ивнов-ны). Их дружба продолжалась около 60 лет, до самой смерти Зои Михайловны в 1981 году. Возникла эта дружба где-то в 1920-е годы. Абсолютно точно известно, что Анастасия Ивановна присутствовала при родах своей подруги в 1926 году, когда появилась на свет младшая дочь Зои Михайловны — Нина.
Скорее всего, их познакомил Сергей Алексеевич Цветков (1888—1964) — муж Зои Михайловны. С ним А. И. Цветаева познакомилась и подружилась еще раньше, в 1919 году в Крыму. Он произвел на нее сильное впечатление своим умом, эрудицией, цельностью натуры. Кстати, от него она тогда впервые услышала о Томасе Карлейле — английском публицисте и философе. Позже именно А. И. Цветаева первой в мире перевела Карлейля с английского на русский язык.
Сергей Алексеевич дружил с философами П. Флоренским, А. Лосевым, М. Каганом, писателями М. Булгаковым и другими известными людьми, был душеприказчиком писателя В. В. Розанова. В Тарусе Сергей Алексеевич общался с К.Г. Паустовским, дружил с Софьей Владимировной Герье и Надеждой Александровной Смирновой. Именно Сергей Алексеевич не только порекомендовал своему другу Михаилу Михайловичу Мелентьеву, но и способствовал в покупке им дома у Софьи Владимировны. Всю свою жизнь Цветков тяжело болел, что не позволило ему реализовать его выдающиеся знания и способности. Вот как характеризует его М. М. Мелентьев: «Вот человек, который ничего не дал из того, чем наделила его природа. А умен был. Остер. Эрудирован. Встречался со многими интересными людьми. Да и недаром В. В. Розанов приблизил его к себе и сделал своим душеприказчиком». Сергей Алексеевич скончался в 1964 году и похоронен на старом тарусском городском кладбище.
В период культа личности Анастасия Ивановна Цветаева провела по тюрьмам, лагерям и ссылкам 22 года. И все эти годы Зоя Михайловна ежемесячно высылала ей деньги и посылки. Анастасия Ивановна до конца своих дней считала, что Зоя Михайловна Цветкова в 1954 году спасла ее семью. В это время Анастасия Ивановна находилась в ссылке в Новосибирской области, и сложилась крайняя ситуация, когда необходимо было срочно забрать к себе семью сына (его жену, дочку и пасынка), а забрать было некуда. И тогда Зоя Михайловна выслала ей три тысячи рублей на покупку дома. Из сопровождающего письма: «Торопитесь подыскать дом в селе и перевезти к себе невестку с детьми… деньги я выиграла и считаю грехом их оставить в семье, где все дочери и мужья работают. Разделила тем, кто в них нуждается. На вашу долю — три тысячи…». Никаких денег Зоя Михайловна не выигрывала. Анастасия Ивановна так никогда и не узнала, что Цветкова их получила за очередной учебник.
После реабилитации, с 1959 по 1975 год включительно, Анастасия Ивановна каждое лето приезжает в Тарусу и живет у Зои Михайловны. Разумеется, они часто встречаются и в Москве. Имя Цветковой неоднократно упоминается в переписке сестер Валерии и Анастасии Цветаевых. С Валерией Ивановной Зою Михайловну тоже связывали дружеские отношения. В Тарусе Зоя Михайловна общалась также с Ариадной Эфрон — дочерью М. И. Цветаевой. Анастасия Ивановна Цветаева оставила воспоминания о Цветковой — «Воспоминания о моей подруге, профессоре Зое Михайловне Цветковой». Написала она о Зое Михайловне с большой теплотой и нежностью. Там есть такие слова об их дружбе: «Это была из всех моих дружб одна из самых преданных, глубоких, всеобъемлющих».
Профессор Зоя Михайловна Цветкова интересна нам не только потому, что ее связывали узы дружбы с семьей Цветаевых, но и потому, что она сама была выдающимся человеком.
Она родилась в 1901 году в городе Киеве. Мать ее — Татьяна Тимофеевна Болотова, отец — инженер-путеец Михаил Дмитриевич Зворыкин, происходил из купеческого рода Зворыкиных из города Мурома. Зворыкины — родственники 3. М. Цветковой по линии отца — внесли большой вклад в развитие науки и техники. Троюродный брат отца 3. М. Цветковой, то есть ее троюродный дядя, Владимир Козьмич Зворыкин (1889—1982), — автор проекта передающей телевизионной трубки (за что его до сих пор называют основателем телевидения в мире, так и называют «отцом» телевидения). С 1919 года он жил в США. Имел 120 патентов, более 80 научных работ, 30 почетных наград, являлся основателем-президентом Международной федерации медицинской и биологической техники. Двоюродный брат деда Цветковой, Константин Алексеевич Зворыкин (1861—1928), — основоположник науки о металлорезании. Родной дядя Зои Михайловны, Иван Дмитриевич Зворыкин (1870—1932), — изобретатель бесчелночного ткацкого станка, внес огромный вклад в развитие льняной промышленности.
В газетах в 1928 году писалось: «Инженер Зворыкин изобрел лучшую в мире льнянопрядильную машину». Тогда же он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, и ему было присвоено звание «Герой труда». Ему установлен памятник в городе Костроме на территории льнокомбината им. И. Д. Зворыкина. Двоюродный брат 3. М. Цветковой, Дмитрий Борисович Зворыкин (1924—1980), — крупный ученый в области электровакуумного и полупроводникового производства, один из создателей электронной промышленности в нашей стране. Отец 3. М. Цветковой, Михаил Дмитриевич Зворыкин (1875—1978), был одним из основателей Киевского политехнического института, участвовал в строительстве многих железных дорог в нашей стране, долгие годы занимал различные руководящие должности в МПС СССР. Его перу принадлежат более 30 печатных трудов. Он владел многими иностранными языками.
От него и унаследовала способности к языкам Зоя Михайловна. Еще в гимназические годы она, наряду с классическими языками, уже владела немецким, французским и английским (причем английский язык она освоила самостоятельно). В раннем детстве у нее обнаружился художественный дар. Те, кто видел ее детские работы, считали, что она станет большой художницей. Будучи гимназисткой, она поражала всех блестящими математическими способностями и ей прочили карьеру великого математика. В 1917 году Зоя Зворыкина окончила с золотой медалью Ялтинскую женскую гимназию, а в 1918 году — мужскую гимназию (где она была единственной девочкой). Тогда же поступила на математический факультет Симферопольского университета. Но после 2 курса в 1920 году вышла замуж за С. А. Цветкова и через 2 года уехала с ним в Москву. В 1923 году родилась дочь Ирина, в 1925 — Ольга, в 1926-м — Нина. После переезда в Москву вся ее дальнейшая профессиональная деятельность была связана с английским языком и методикой преподавания иностранных языков.
В 20-е годы прошлого столетия она работала переводчицей и преподавателем английского языка в вузах, не имея высшего образования. В 1927 году 3. Цветкова поступила учиться на Высшие курсы новых языков при 2-м МГУ. В этот же период она принимает самое активное участие в создании первого в стране Института иностранных языков. В 1929 году выходит ее первая книга (в соавторстве с Ноткиной) «Как научиться читать по-английски». В это же время она работает преподавателем английского языка в Академии внешней торговли и участвует в работе бригады по учебникам в Центриздате. В 1930 году на основе слияния Высших курсов новых языков при 2-м МГУ с некоторыми другими Высшими курсами иностранных языков открывается Московский институт новых языков (первый институт иностранных языков в стране). Он несколько раз переименовывался. С 1933 года стал называться Московский государственный педагогический институт иностранных языков, затем — 1-й МГПИИЯ им. Мориса Тереза, ныне это Московский лингвистический университет.
Первый выпуск МГПИИЯ состоялся в 1934 году, но Цветкова окончила институт в 1931 году. Будучи еще студенткой, она была утверждена доцентом и зав. кафедрой иностранных языков в институте Внешней торговли. С 1932 года Зоя Михайловна работает в своем родном институте иностранных языков и входит в когорту первых профессоров этого вуза.
С самого начала Великой Отечественной войны 3. М. Цветкова была направлена на работу в Военный институт иностранных языков для срочной подготовки военных переводчиков. Войну она закончила в звании подполковника, получила медаль «За боевые заслуги».
В послевоенные годы в общеобразовательных школах проводится обучение иностранным языкам по двум различным программам: по первой экспериментальной — начиная с третьего класса, по второй — с пятого класса. Цветкова является одним из авторов учебников для обоих вариантов.
Вообще учебники профессора Цветковой всегда высоко ценились и не потеряли актуальности до сих пор. Ею были написаны учебники английского языка для общеобразовательных школ и для высших учебных заведений как языковых, так и неязыковых, методические пособия для преподавателей иностранных языков.
Она была инициатором создания школ с углубленным изучением иностранных языков, основателем методики преподавания русского языка как иностранного взрослым учащимся, внесла большой вклад в подготовку преподавателей из других стран, была одним из разработчиков стройной орфоэпической системы английского языка. На основе этой системы Зоя Михайловна во время пребывания в Англии в 1955 году провела урок в одной из школ. Англичане были поражены результатами урока. И когда она приехала уже во второй раз в 1957 году, ее принимали там как крупнейшего специалиста по языкам международного масштаба, и этот визит в Англию широко освещался в прессе. В одной из газет написали: «Англию посетила самая толстая женщина из России с очень тонким умом». Зоя Михайловна — автор многих трудов по лингвистике. За свой труд она была награждена орденом Красного Знамени.
Зоя Михайловна была человеком необыкновенной щедрости души, она оказывала людям действенную помощь, в частности, много помогала репрессированным; была религиозна и этого не скрывала; обладала репутацией интереснейшего собеседника; дружила с писателем М. Пришвиным, художником М. Нестеровым (который был крестным отцом ее дочери Нины) и другими замечательными людьми; любила писать акварели (ее нереализованный талант художницы воплотился в ее правнучках Виктории и Эльвире Шаминых). Все ее три дочери стали тоже специалистами по иностранным языкам. Ирина и Ольга вышли замуж за лингвистов. Муж Ирины Сергеевны — А. Миролюбов — достиг больших вершин в своем деле, став академиком.
Ученицы 3. М. Цветковой И. Павлова и К. Крупник прекрасно написали в статье «Слово об Учителе»: «…Зоя Михайловна Цветкова являет собой событие в отечественной методике преподавания языков в XX веке. Человек яркого, самобытного таланта, смелого, неординарного мышления, она сочетала в себе открытость новому с несгибаемой принципиальностью в отстаивании своих убеждений. Ее отличали подлинная интеллигентность, бесконечная доброта и стремление помочь людям. Мораль ее была проста: необходимо все делать для людей, для общества. Круг ее интересов был необычайно широк и непременно учитывал нужды людей, государства. Это было кредо ее более чем 60-летней педагогической деятельности. Не случайно говорят, что раз в 100 лет природа одаривает нас рождением яркой личности, многогранного таланта… Такой яркой личностью была Зоя Михайловна Цветкова».
Тарусу Цветковы очень любили. Рядом со своим домом Зоя Михайловна построила дом для дочери Ольги, который был продан совсем недавно, лет пять назад. В Тарусу и сейчас приезжают правнучки Зои Михайловны и Сергея Алексеевича, так как дом Цветковых сохранен и поныне.
Е.М. Климова
Источник: Radnews