Носов Ю.М., Запад-1970. Русский авангард: от рассвета до заката.

Выставка «Русский авангард: от рассвета до заката. Из собрания Ю.М.Носова», которая открывается 18 июня в Музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» будет состоять из работ (живописи, графики и скульптуры) российских (советских) художников авангардных направлений и художников «Парижской школы» российского происхождения за период с середины 1910-х до начала 1940-х годов из собрания известного московского коллекционера Ю.М.Носова. Выставка приурочена к презентации полного каталога его собрания.

Термин «авангард» используется достаточно широко, как это принято в искусствоведении в настоящее время. (См. 3-томник «Энциклопедия русского авангарда». Москва. 2013. Авторы-составители: В.Ракитин, А.Сарабьянов). Практически все представленные на выставке художники входят в данную энциклопедию. Название «от рассвета до заката» отражает сложную эволюцию творчества представителей левого искусства от зарождения и бурного развития художественных объединений авангардного толка середины 1910-х, начала 20-е годов, т.е. «рассвета», через постепенное ослабление экспериментаторских, радикальных импульсов в 30-е годы, до почти полного их угасания к началу 40-х годов, т.е. «заката».

Данная концепция позволит показать эволюцию творчества художников объединения «Союза молодежи»: Альтмана, Львова, Лермонтовой; «Бубнового валета» : Кончаловского, Осмеркина, Куприна, Машкова, Лентулова, Фалька, Рождественского; «ОСТ-а» : Вялова, Штеренберга, учеников и последователей Малевича: Криммера, Басманова, Прошкина; группы «Маковец»: Н.Григорьева. Зефирова, Жегина,Чекрыгина, Шевчеко; художников ленинградского объединения «Круг»: Белаковской, Ведерникова, Купервассер, Русакова, Пахомова, а также В. Лебедева, Тырсы, М.Казанской; группы «13»: Расторгуева, Софроновой, Рыбченкова, близкого к группе – М.Соколова. Рядом работ будут представлены художники среднеазиатского авангарда: Еремян, Карахан, Курзин, Тансыкбаев, Уфимцев. Большой интерес должны вызвать контррельефы и авангардная живопись П.Галаджева и архитектоны школы Малевича.

Сразу после прихода к власти в 1917 году большевики стали пытаться поставить искусство на службу пропаганды и агитации. Многие художники активно включились в этот процесс, но столкнувшись с непониманием масс и критическим отношением власти стали отказываться от формальных завоеваний, двигаясь в сторону нео-академизма, нео-передвижничества, «героического реализма», вынужденно снижая художественный уровень своих произведений. Значительная часть работ создана уже после постановления ЦК ВКП(б) 1932 года, т.е. после ликвидации творческих объединений, что позволяет проследить попытки художников встроится в задаваемый властью идеологический и художественно-пластический канон. «социалистического реализма». На выставке будут представлены также художники 20-х, 30-х годов: Барто, Витинг, В.Гринберг, Голополосов, Ермилова-Платова, Платов, Расторгуев, Ржезников, Рублев, которых выдающийся исследователей данной темы О.Ройтенберг назвала «плеядой», чей творческий путь также оказался деформирован грубым вмешательством власти и политически ангажированной критики.

«Парижская школа» будет представлена работами Андреенко, Бушена, Б. Григорьева, Воловика, Н.Гончаровой, Воловика, Терешковича, Фера, Шаршуна. Сравнение работ советских художников и их коллег во Франции позволит увидеть сходство и различия их творческих манер. Небольшое количество скульптур Айзенштадта, Королева, Мотовилова и Янсон-Манизер обогатит экспозицию и придаст ей определенную завершенность.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.