Наши в Военной программе РТР о войне в Египте.

Как ранее сообщалось, 11 февраля на российском телевидении состоялась премьера Военной программы Александра Сладкова, которая была подготовлена по инициативе Общественного Совета выпускников ВИИЯ (ВКИМО). Выпускники ВИИЯ В. Сочнев, Ю. Мякишев, А. Исаенко являются главными рассказчиками о событиях в Египте в начале 70-х годов прошлого века. Всем, кто желает посмотреть программу еще раз, а также тем, кто ее не видел, предлагаем посмотреть ее прямо здесь.

9 thoughts on “Наши в Военной программе РТР о войне в Египте.

  1. Петр Ставицкий, З-73 Я тоже бывал в Египте в 70-е.
    В «челнок» я тоже летал в январе 70-го. Ну, а потом целый год 70-71 в Египте.
    В Египте я начал с Красного моря у советника Красноморского военного округа со штабом в Гардаке (Хургаде). Не могу вспомнить фамилию полковника-советника, но помню, что его звали Кузьма Кузмич. Но я был там только три недели, потому что, как оказалось, шеф просил туда арабиста, а меня отправили по ошибке. Но это было очень интересно и познавательно…
    Потом остальное время трудился на разных предприятиях по ремонту военной техники: артиллерия, радиотехника, ракеты, а больше всего последние шесть месяцев на объекте по ремонту авиации в Хелуане, чуть к югу от Каира, куда мы каждый день ездили на джипе марки газ-69.
    Помимо прочего, что мне особенно нравилось в Арабие, особенно после трех лет казармы, — так это Свобода — после работы и до утра следующего дня ты предоставлен сам себе… — гуляй, рванина, от фунтА и выше…

  2. Сергей Зинченко, В-74
    Программу о «неизвестной войне» посмотрел с большим интересом. Было приятно множество знакомых физиономий.
    Получилось, на мой взгляд и моих коллег по работе, слишком оптимистично: ветераны регулярно встречаются, вспоминиют «былые сражения» и пр. Т.е. почти «никто не забыт и ничто не забыто».
    Но:
    — ни слова о потерях, инвалидах, необеспеченности жильем, лекарствами и т.д. (список слишком длинный)
    — ни слова о бедственном положении нашей Ассоциации (да и других тоже) в плане помещения и вообще реальной поддержки ветеранов.
    В прошлом году наш Герой Советского Союза К.И.Попов чуть не плакал, рассказывая о мытарствах с «выбиванием» помещения и о железобетонном равнодушии чиновников.Тогда у меня сложилось впечатление, что Встреча -2011 — последняя. Но, к счастью, прорвались — ПОКА… Ин шаа алла, через год соберемся снова.

  3. Андрей Шульц, З-73
    Посмотрел фильм в субботу. Мои года, моё богатство. Мы провожали однокурсников в эти разные египетские «поездки». Командировки были у них разные — долгосрочные, а то и на несколько суток, слетал-вернулся. Многие в итоге учились 7-8 лет. Мы завидовали и одновременно ловили себя на мысли, что на западном факультете все-таки как не так тревожно. Впереди конечно Париж, на худой конец – Бёрн. А Петрозаводск и Афган не хотите, слушатель? Реальность по второму варианту тоже бывает.
    Из фильма ясно видно: у нас было сильное государство и мы все(!) были готовы ему служить, отдать жизнь и заложить душу. Смотришь на своих однокурсников-арабистов в экране, и отгоняешь мысль: «Ребята, мы такие образованные, говорящие на любых немыслимых языках, будь мы моложе раза в два, были бы нужны нашему нынешнему государству, а мы сами жизнь готовы, не раздумывая, положить на алтарь?» Нынешнему государству наши услуги не нужны. Готовы ли мы ответить взаимностью? Потому и встреча ветеранов прошла камерно.
    Конечно, важно показывать обывателю такие эпизоды былого государства, а то ведь кроме очередей за колбасой и маразма национальных лидеров молодежь про то недалекое время не знает ничего и делает логический вывод: тогда было ужасно, а теперь просто класс!
    С уважением,
    А. Шульц

  4. Владимир Дудученко, В-73. Война в Египте
    Очень приятно, что вспомнили о нас, участниках боевых действий на Суэцком канале. Но при всем уважении к тем, у кого телевизионщики брали интервью, хочу заметить, что военные переводчики никогда не являлись активными боевыми военнослужащими. Реально в Египте воевали не переводчики, а солдаты и офицеры Особой дивизии ПВО, сбивавшие израильские «Фантомы». Вот им в первую очередь надо было дать слово, а не бывшему бортпереводчику, зацикленному на верблюдах…

  5. Илья Дроканов, В-75 Сердитое письмо
    В ранний час в субботу 11 февраля телеканал «Россия» порадовал передачей об одной из неизвестных войн Советского Союза – полномасштабной военной помощи Египту в его затяжной войне с Израилем в период 1967-1973 гг. Следует отдать должное творческому коллективу передачи и ее ведущему за то, что на темные пятна истории, наконец-то, проливается свет. Передача получилась динамичной, интересной и стоила того, чтобы обратить на нее внимание. Вряд ли ошибусь, если предположу, в частности, что впервые по главному государственному телеканалу прозвучало описание подвига наших офицеров ПВО, получивших звезды Героев Советского Союза за участие в арабо-израильских войнах второй половины XX века.
    В этот момент передачи мне вспомнился эпизод, произошедший в конце 70-х годов. На одной из военных турбаз на Кавказе, где я проводил отпуск, молодые офицеры ПВО – выпускники КВВИРТУ – у вечернего костра замечательно пели песню о своих однокашниках, воевавших и рисковавших жизнью в египетских песках на необъявленной войне. Один из тех «старлеев» после песни пояснил, что мало кто из присутствующих знает, о чем они поют, но когда-нибудь в нашей стране об этом будут знать все. Я слушал песню и хорошо знал тему, о которой шла речь. Про себя думал, что придет время, и о моих однокашниках-виияковцах, мужественно выполнявших служебные обязанности под аккомпанемент свиста снарядов и рева израильских самолетов, тоже будут открыто говорить и писать.
    Прошедшая в телеэфире передача показала, что время это наступило. Да, наконец, наступило, не смотря на то, что друзья мои – девятнадцатилетние курсанты и двадцатилетние младшие лейтенанты – сегодня отсчитывают седьмой десяток своих лет. А некоторые из них и вовсе ушли…
    Однако возвращаясь к деталям передачи, с трудом скрываю разочарование от того смазанного эффекта, который производят некоторые ее моменты. Причем, это мнение подготовленного зрителя, что уж говорить о тех, кто впервые услышал живые воспоминания участников событий сорокалетней давности.
    Большая часть этих воспоминаний пришлась на долю, несомненно, талантливого рассказчика В.М. Сочнева (З-71). К этой передаче он, однако, слабо подготовился. Из его рассказа понятно, что он не воевал на Канале, не служил на позициях, прикрывавших Каир-Вест. Он был из числа тех многочисленных виияковцев, кто летал бортпереводчиками на самолетах ВТА, доставлявших грузы в воюющие арабские страны. Это – достойная глубочайшего уважения воинская стезя. Всякого повидали те, кто обеспечивал воздушный мост Москва-Каир, Москва-Дамаск в те непростые годы. Так почему не рассказать без шуток, что патрулировавший в восточном Средиземноморье авианосец ВМС США и пять десятков его палубных истребителей и штурмовиков легко могли, не применяя оружие, отправить в морские волны летевшие над ними «Ан-двенадцатые»? Стоило реактивным самолетам сделать опасный вираж перед винтовыми двигателями, как «движки» могли «зафлюгировать», выйти из строя, попав в турбулентную струю «быстрого, как пуля «фантома». Реально были случаи, когда «Ан» садился в Каире лишь на двух работающих моторах их четырех. Можно вспомнить фамилии тех, кто готов был молиться чему угодно, лишь бы мастерство пилотов, да выносливость «Ана» отвели смертельную опасность.
    В передаче же упоминалась некая «коробочка» с многочисленными «огоньками» над ней. Это не дойдет до зрителя, который не знает, о чем идет речь!
    Почему было не сказать о перепаханном бомбами взлетном поле аэродрома, на котором камуфлированная стальная каска да сура Корана, выученная по случаю в Институте перед командировкой, были бы очень слабой защитой от воздушного налета при плохом раскладе. Или привести рассказ арабиста В.В. Андреева (В-75), который был переводчиком на Каир-Весте и обеспечивал полеты наших МиГ-25, творивших чудеса в небе Израиля. Те летчики, кстати, тоже стали Героями Советского Союза.
    В общем, все было не так уж «здорово», как сказал В.М. Сочнев в начале передачи. Вспоминаются слова «товарища Сухова» из «Белого солнца пустыни»: «Павлины, говоришь? Х-ха!» (В смысле – верблюды).
    Большего хотелось бы услышать и от уважаемого Ю.Ф. Мякишева (В-72). Ведь он же знает, что на Канале враги по обоим берегам не только словами перебрасывались. И кровушка лилась изрядно. Так можно, наверное, больше рассказать о тех, кто из наших находился в тех местах с подразделениями египетских «коммандос» или дивизионами ПВО. Не грех было бы вспомнить и роман о тех событиях нашего коллеги В.А. Дудченко (В-72), ведь год назад на сайте Клуба ВИИЯ много добрых слов в его адрес было написано.
    А получилось из рассказов очевидцев некое подобие наших виияковких встреч, «тусовочного» характера, где все друг друга знают и слушали не раз, поэтому в шутливом тоне общаются по любому самому серьезному поводу. В данном случае ситуации складывалась иная – передача вещалась на всю страну, ее смотрели и оценивали люди, большинство из которых впервые узнавали о событиях тех далеких лет. Как говорится, ТЩАТЕЛЬНЕЕ надо было готовиться.
    Положение подправил ветеран многих военных конфликтов В. Исаенко (В-68). На своем отрезке передачи он выступал обстоятельно, аргументировано, с подготовленным картографическим материалом. По-военному, одним словом. Так, на мой взгляд, следовало бы подготовить и другие выступления, Чтобы не сожалеть о смазанном эффекте.
    С уважением к виияковскому сообществу,
    Илья Дроканов (В-75), полковник запаса, в недавнем прошлом – старший офицер-оператор ГУ ГШ ВС РФ. Член Союза журналистов.

    1. Виталий Сочнев, З-71
      Обращаясь к в недавнем прошлом – старшему офицеру-оператору ГУ ГШ ВС РФ и члену Союза журналистов, а также к писателю-романисту, караван верблюдов, принадлежащий зацикленному бывшему бортпереводчику заявляет: Не виноватые мы! Телевизионщики сами к нам пришли и мы им понравились!

    2. Владимир Попов. Египет 1970-1972
      (Все, о чем сказано ниже, есть мое частное мнение. Поэтому прошу заранее извинить меня,если что не так) Уважаемый г-н Дроканов. Вообще-то этот фильм повествует о выпускниках ВИИЯ, и честь им и хвала, что хоть кто-то вспомнил о тех давних днях и смог привлечь к тем событиям центральные СМИ. Поскольку по роду своей деятельности мне приходится общаться с нынешней молодежью, могу Вам доложить, что сегодня про те события НИКТО из молодых НИЧЕГО не знает, и упоминание слов «операция «Кавказ» вызывает САВЕРШЕННО другие ассоциации. Да и в самом Египте про это давно забыли, я говорю про простой народ,а не про то, о чем говорят на встречах ветеранов войны в ОАР. Бывая в АРЕ на отдыхе, я не раз сталкивался с непониманием того, кто такие были»руси хабиры», ну а после разъяснения сути вопроса ситуация напоминала старый анекдот про Ленина и юбилейный рубль. Ну да Бог им судья, тем более, что они «мослимы». Про «героев-офицеров ПВО», смею напомнить, что там были и герои-солдаты ПВО, которые погибли в боях на канале.
      Может потому и носят встречи ветеранов18-ой ДОН ПВО «камерный»характер, что сейчас никому кроме них не интересно, как это было? Сейчас на ТВ в фаворе спецназ ГРУ и прочие»морские дьяволы», причем здесь Ближний Восток и наши там? Давно это было. Кроме фильма А.Соболевой»Солдаты войну не выбирают» да нескольких интервью в сериале НТВ «Окопная жизнь» в СМИ по-серьезному больше ничего, а жаль. А ведь если найти тех, кто «пролоббировал» бы создание фильма о тех событиях, и соответственно показать этот фильм по ЦТ, то это был бы лучший подарок всем ветеранам тех лет. Ведь «солдаты войну не выбирают» не правда ли?
      С уважением Владимир Попов, в 1970-1972 стрелок-зенитчик 8-й ЗРДН 18 ДОН ПВО.

  6. В. Дудченко. Война в Египте
    Виталию Сочневу (З-71)

    Прошу не обижаться на мои слова по поводу верблюдов. Упрек в большей степени относится к телевизионщикам: ребята молодые, для них война в Египте так же далека, как Куликовская битва… Поэтому Ваша коллекция верблюдов оказалась более интересной. А Ваши боевые заслуги, Виталий, достойны бОльшего уважения, просто жаль, что немалая часть эфирного времени в короткой программе была потрачена на лирическое отступление, вместо того, чтобы максимально ёмко рассказать о войне в зоне Суэцкого канала…

  7. Илья Дроканов, В-75. Ответ Владимиру Попову
    Ответ Владимиру Попову, в 1970-1972 стрелку-зенитчику 8-й ЗРДН 18 ДОН ПВО.
    Уважаемый Владимир!
    Я вновь перечитал свое прошлогоднее «Сердитое письмо» и обнаружил, что дважды упомянул в нем офицеров ПВО и ни словом не обмолвился о тех солдатах, которые в сложной обстановке обеспечивали боевую работу советских зенитных комплексов на арабской земле. Считаю это своей недоработкой и выражаю Вам, Владимир, и Вашим боевым друзьям, солдатам и офицерам, искреннее уважение.
    Будьте здоровы!
    И. Дроканов, В-75.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.