После окончания войны Великой Отечественной войны обычной практикой были браки между фронтовиками, некоторым повезло найти свою вторю половнику прямо на фронте. 16 ноября 2019 г. мне посчастливилось побывать в ветеранской семье, которая недавно отметили 70-летие своей семейной жизни.
Мария Михайловна Анфилофьева (Соколовская) – радист-пеленгаторщик пункта управления (8) 23-го отдельного Берлинского авиаполка ГВФ (военно-транспортная авиация) 2-й воздушной армии (командующий армией – генерал-полковник Красовский Степан Акимович, командир полка – полковник Чачанидзе Георгий Спиридонович, начальник связи полка (07.1941-01.1943) – инженер-капитан Ивонинский Андрей Андреевич, начальник радиостанции – техник-лейтенант Ефимченко Борис Иосифович, начальник связи эскадрильи – техник-лейтенант Цамцуров Владимир Иванович).
Мария Михайловна Соколовская родилась 22.01.1923 г. д.Будимирицы, Псковская обл. Вскоре после смерти отца в 1929 году семья переехала из г. Каменска-Шахтинского, Донецкой обл. к родственникам в Ленинград, где Мария вместе с сестрой жили до 1936 года. Затем семья переехала в Сочи. В 1940 году по окончании сочинской средней школы №40 Мария Соколовская поступила в Московский авиационный институт (МАИ). Но поскольку из-за нехватки мест не всем иногородним студентам предоставляли общежитие, ей предложили перевестись в Николаевский корабельностроительный институт, с последующим зачислением на 3-й курс МАИ, так как программы ВУЗов первых двух лет обучения были аналогичными. В 1930-е годы в СССР многие юноши и девушки мечтали стать летчиками. Для Марии примером для подражания была известная летчица Марина Раскова, которая в 1938 году вместе с В.С.Гризодубовой и П.Д.Осипенко совершила беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Дальний Восток, установив женский мировой авиационный рекорд дальности полёта. Поэтому Мария Соколовская начала заниматься парашютным спортом.
Но планам стать авиатором не суждено было сбыться – помешала война. 21 июня 1941 года Мария приехала на каникулы в Сочи. На следующий день они с мамой пошли на рынок, чтобы купить продукты, где и услышали по радио выступление В.М.Молотова о вероломном нападении Германии на СССР. В первые недели войны изменился облик курортного города: санатории стали военными госпиталями для приема раненых, на улице появились военные. Эта ситуация не оставила Марию равнодушной, и 1 августа 1941 г. она добровольно поступила на 3-х месячные курсы военных радистов, открытых на базе Сочинского аэропорта. По окончании курсов ее назначили на должность радиооператора Сочинского аэропорта, а затем весной 1942 года перевели на военный аэродром Закавказского военного округа в г. Минеральные воды. В августе 1942 года в ходе наступления германских войск на Кавказ, как вспоминает Мария Михайловна, в небе появился наш самолет. В ходе сеанса радиосвязи выяснилось, что на аэродроме остались девушки-связистки. Самолет приземлился и забрал оставшихся связисток под грохот канонады, приближающегося фронта. Самолет благополучно долетел до Баку, а затем в Тбилиси, где формировался (8) 23-й отдельный авиаполк ГВФ 2-й воздушной армии. С августа 1942 года Мария Соколовская – радист-пеленгаторщик в роте связи авиаполка. Полк выполнял задачи по доставке военных грузов, офицеров высшего командного состава и эвакуации тяжелораненых. Авиаполк участвовал в обороне Кавказа, освобождении Кубани, Крыма, Украины, в битве на Курской дуге, освобождении Польши, во взятии Берлина и в освобождении Праги, обеспечивая войска 1-го Украинского фронта. По воспоминаниям Марии Михайловны, ее авиаполк много сделал для обеспечения партизанского движения в Крыму. После войны партизаны неоднократно приглашали ветеранов полка в разные города Крыма на дружеские встречи фронтовиков.
Действия авиации стали основным и решающим фактором развертывания и ведения партизанской борьбы в Крыму в 1942–1944 годах, способствовали включению в эту борьбу многих жителей полуострова. С 1 ноября 1941 года по 17 апреля 1944 года самолетами типа ТБ-3 и Ли-2 выполнено 450 вылетов, самолетами типа ПР-5 и У-2 – 261 вылет. Вывезено из партизанских отрядов 1311 раненых и больных партизан, из тыла противника 545 человек гражданского населения. Было доставлено партизанам 725 тонн боеприпасов, продовольствия, медикаментов, обмундирования и других грузов. Всего за все три периода с января 1942 по апрель 1944 года совершено около 1200 вылетов основных типов самолетов. Без поддержки авиации о партизанском движении в Крыму не могло быть и речи.
За период с 1942 по 1944 год для поддержки и обеспечения партизанского движения в Крыму применялось от 3 до 20 самолетов различных типов и модификаций, которые были представлены военно-транспортными самолетами Ли-2 (ПС-84) и С-47, легкомоторными У-2 и С-2, удельный вес которых составлял 70% и бомбардировщиками ТБ-3, ДБ-3, СБ, Пе-2, что составляло 30%. За это время было выполнено более 1000 самолетовылетов, из которых более 800 выполнено фронтовой и дальней авиацией и авиацией Гражданского Воздушного флота, и около 200 – авиацией Черноморского флота. Из общего количества вылетов более 80% были успешными. Всего за 1942-1944 годы из-за сложного рельефа и погодных условий было потеряно 22 самолета. При этом потери самолетов из-за действий противника полностью отсутствовали.
История и анализ взаимодействия советской авиации и крымских партизан в 1942–1944 годах подробно изложены в монографии Сергея Ткаченко «Партизанская война в крымском небе: История и анализ взаимодействия советской авиации и крымских партизан в 1942–1944 годах».
Работа радиста-пеленгаторщика заключалась в обеспечении полетов самолетов по правильному курсу. Через передатчик узла связи радистом подаются команды, и этим обеспечивается одновременная пеленгация самолётных радиостанций, а, следовательно, определение направления его полёта. Самолёты, оборудованные радиопередатчиками во время войны, как и в последующие годы, работали в эфире не шифрами, а кодовыми таблицами. Бортовой радист сообщал свой позывной и координаты по азбуке Морзе, — указание точки по кодированной карте. Обнаружив связь самолёта, оператор по переговорному устройству должен назвать позывной и частоту, затем записать номер команды, время, частоту и позывной. Необходимо было обеспечивать круглосуточную радиосвязь с самолетами. Начальник связи эскадрильи техник-лейтенант В.И.Цамцуров так тщательно подготовил М.М.Соколовскую для работы радистом-пеленгаторщиком, читая индивидуальные полноценные лекции по радиотехнике с чертежами, как в институте, что она не знала никаких трудностей на фронте.
Самый сложный период работы приходился на зимнее время, когда нужно было длительное время сидеть без движения в холодном помещении, не отрываясь от радиоприемника. Не спасали от холода выданные валенки и полушубок, вспоминает Мария Михайловна. Но не все так было серо и однообразно во фронтовых буднях. В конце 1944 года Мария Соколовская случайно познакомилась в полковой столовой с летчиком Ширяевым Алексеем Вениаминовичем, служившем в 3-й эскадрилье. Это была любовь с первого взгляда! Сержант А.В. Ширяев (1922 г.р., в РККА с 10.1943 г., призван Кичменгско-Городецким РВК, Вологодская обл.) доставлял военные грузы на маленьком транспортном самолете У-2 (По-2) (посмотрите фильм «Небесный тихоход»), в том числе и в ходе Корсунь-Шевченковской операции (24 января–17 февраля 1944 г.), где в районе Тернополя, вблизи хутора Белая Корчма, подвергся обстрелу группы бандеровцев, будучи раненым в руку и ногу, сумел безаварийно посадить самолет (согласно архивным данным). За этот подвиг он был награжден медалью «За отвагу». О сложной ситуации на территории освобожденной Правобережной Украины говорит тот факт, что даже командующий 1-м Украинским фронтом генерал армии Н. Ф. Ватутин попал в бандеровскую засаду и был смертельно ранен 29 февраля 1944 г.
рушник от благодарных украинских селян генералу армии Н. Ф. Ватутину
В последний месяц войны 21 апреля 1945 г. самолет Ширяева А.В. был сбит над вражеской территорией. Когда эта местность была освобождена нашими войсками, то был обнаружен сгоревший самолет У-2 с останками пилота. Для Марии Соколовской это было большое личное горе. Она написала письмо Ширяевым в Вологду, и мать погибшего летчика пригласила ее жить в их семье как дочь. Даже спустя 75 лет после окончания войны Мария Михайловна рассказывала об этом с болью в голосе. После гибели любимого человека, чтобы сменить обстановку по ее просьбе она была переведена с аэродромной работы на должность бортрадиста одного из экипажей транспортного «Дугласа» – Douglas DC-3, поставляемого из США по ленд-лизу (экипаж – 5 человек, командир – Сиротеев Юрий Петрович). Мария Соколовская стала первой женщиной-бортрадистом в советской авиации!
День Победы 9 мая 1945 г. Марии Соколовской отпраздновать не удалось: только сели за стол, как поступила команда на срочно на вылет в район Праги для поддержки войск 1-го Украинского фронта, освобождавших Чехословакию. Война для нее закончилась 14 мая 1945 г.
Награждена орденом Отечественной войны II степени, двумя медалями «За боевые заслуги», медалями: «За оборону Кавказа», «За освобождение Праги», «За победу над Германией» и «Ветеран труда».
В 1946 году Мария Соколовская поступила в Военный институт иностранных языков (ВИИЯ). К тому времени она хорошо владела немецким языком, но по ее просьбе она стала изучать французский язык. Закончив институт в 1952 году, Мария Михайловна стала преподавателем французского языка в родном институте, Военно-политической академии, затем – в Министерстве внешней торговли. Мария Михайловна уволилась с военной службы в звании лейтенанта и с 1965 года преподавала в МГИМО. Среди ее студентов оказался и будущий посол Росси во Франции Орлов Александр Константинович (2008-2017).
Мария Михайловна несколько раз участвовала в работе Генеральной конференции ЮНЕСКО в качестве письменного переводчика. За время зарубежной работы происходило много встреч с интересными людьми. Так, в 1975 году, состоялась встреча Марии Михайловны с командиром эскадрильи «Нормандия – Неман», президентом Ассоциации ветеранов полка «Нормандия – Неман», Президентом общества «Франция – СССР» бригадным генералом Пьером Пуйядом. . Боевые пути 23-го авиаполка и эскадрильи «Нормандия—Неман» пересеклись в битве на Курской дуге.
М.М.Анфилофьева с бригадным генералом Пьером Пуядом на приеме в Посольстве СССР в Париже по случаю 30-й годовщины Победы 9 мая 1975 г.
Похороны Марии Михайловны состоятся на Троекуровском кладбище в четверг, 28 января, ориентировочно в 13:30.
Спасибо, Евгений, за это сообщение.
Конечно, безумно жалко Марию Михайловну.
Я переслал Ваше сообщение ректору МГИМО А.В.Торкунову,попросил его направить кого-нибудь на похороны от института и возложить венок. Сам я ,к сожалению, сейчас в Париже. Но,слава Богу,я успел навестить Марию Михайловну в конце декабря прошлого года,когда приезжал в Москву. Заехал к ней ненадолго домой, подарил книгу моих воспоминаний,которая вышла во Франции прошлой осенью и в которой я с большой теплотой говорю о Марии Михайловне,моей первой преподавательнице французского языка. Я знаю,что она успела прочитать мою книгу.Она сама мне сказала об этом по телефону. Это тот редкий случай,когда я успел в этой жизни сделать что-то очень важное,не откладывая на потом. И все это благодаря Вам,поскольку Вы дали мне её координаты. Спасибо Вам большое!
А.Орлов