КОВРОВ-РОДИНА АК-47

Создание АК-47 английские историки относят к открытиям, которые изменили мир. Это лучшее огнестрельное оружие ХХ века. Только портрет Калашникова и чертеж автомата АК-47 до револьвера Кольта размещены в книге Дэвида Уэста и Стива Паркера. Изобретатель-конструктор менее двух лет работал в Коврове, но каких лет! «Ковров вывел меня в люди! Я обнимаю всех!» — сказал мне по телефону самый знаменитый оружейный конструктор 2 ноября.

Американский еженедельник «Ньюсуик» писал об АК-47: «Этот карабин настолько хорош, что американские солдаты, которым посчастливилось захватить АК-47 в бою, продолжают пользоваться им, рассчитывая на трофейные боеприпасы» (из книги Д.Н. Болотина).

60 лет назад в 1949 году принят на вооружение Советской Армии. О его создании в книге «История создания советского стрелкового оружия и патронов» рассказал лауреат премии имени С.И. Мосина, профессор, доктор исторических наук Давид Наумович Болотин. По его данным, на 1995 год было выпущено 70 млн. АК разных модификаций, тогда как американских М-16 Ю.Стоунерга-9 млн.

Сегодня Михаилу Тимофеевичу Калашникову – главному конструктору стрелкового оружия, доктору технических наук, дважды Герою Социалистического труда, генерал-лейтенанту Российской армии исполняется 90 лет. Из тех, кто помогал ему создавать АК-47,он помнит А.А. Зайцева и В.И. Соловьева, а еще — В.А. Дегтярёва. Помнит, что работал на 2-м этаже, в комнате заказчика. А на вопрос – где жил, в каком доме?- я получил ответ: «В заводском трехэтажном общежитии, недалеко от завода». Скорее всего, это дом№4 на ул. Лепсе, где 4-й этаж надстроили пленные немцы. Сообщил ему о детях Зайцева и Соловьева, да и о тех, кто его помнит, с кем он творил АК-47.

В день юбилея следует прикоснуться к золотым страницам нашей истории. Вот письмо из ГАУ, из Москвы с адресом: «Ковров Ивановской области, почтовый ящик№47»(октябрь 1946г.) директору Фомину и старшему военпреду Евстратову. Сообщается о результатах конкурса на разработку проекта автомата под 7,62 мм патрон образца 1943 года. И далее: «Совместным решением Министерства вооружения и УСВ ГАУ на Ваш завод командируется изобретатель-конструктор Калашников, проект которого удостоен денежной премии 7 тыс. рублей. По этому проекту Конструкторскому бюро завода №2 необходимо изготовить опытные образцы автомата в соответствии с Постановлением Совета Министров от 10 июля 1946 года и договором с УСВ ГАУ с таким расчетом, чтобы опытные образцы автоматов были поданы для сравнительных испытаний на НИПСМВО (полигон. — Прим.автора) в декабре 1946 года. Для выполнения этой работы в столь короткий срок прошу Вашего указания об оказании всемерной помощи конструктору Калашникову прикомандированием к нему опытных чертежников-конструкторов и технолога для разработки рабочих чертежей. Ввиду особой актуальности отработки конструкции автомата, прошу принять все необходимые меры к форсированию работ… Начальник управления инженерно-артиллерийской службы генерал-майор Дубовицкий».

В создании АК неоценима роль А.А. Зайцева. Его дочь Елена Александровна рассказала мне, что была даже задумка дать автомату имя «АКЗ-47»- отец ей говорил. Но наших земляков недооценили. Почему бы не исправить ошибку — Родина не должна забывать своих героев!

Представляю вниманию читателей последнее письмо А.А. Зайцева, адресованное Д.Н. Болотину, — трудночитаемое и с неизбежными поправками:

«22.06.91. Уважаемый Давид Наумович!

Все мои размышления привели к тому, что именно сегодня взялся написать…Знакомство наше с М.Т. Калашниковым состоялось в кабинете главного конструктора завода имени Киркижа, где мне предложили помочь Мих.Тим. в разработке техдокументации на 7.62 мм автомат по утвержденному техпроекту. Для работы нам выделил отдельную комнату старший военпред завода Евстратов А.Д., так как у главного конструктора такого места не нашлось. Это был сентябрь 1946 года. Я только демобилизовался из армии и начал работать в ОГК с апреля 1946 года. Ознакомившись с 7.62 мм самозарядным образцом карабина под промежуточный патрон образца 1943 года и общим видом предполагаемого автомата, Мих.Тим. передо мной поставил задачу о проработке технического проекта и разработке полного комплекта технической документации на 7.62 мм автомат для изготовления опытного образца… Времени на испытание на полигоне было явно недостаточно.

После некоторых размышлений приняли решение работать круглосуточно, а так как я был ничем не связан с семейной стороны, то сделать это было легче всего, директор завода пристроил меня и Мих. Тим. на 2-разовое питание в столовую. Через месяц напряженного труда вся техдокументация была передана в опытный цех для изготовления сразу 3 опытных образцов. Отдельные сложные детали (ствол, коробка, затвор и затворная рама) были сделаны пораньше. В течение следующего месяца были изготовлены все детали.

В ноябре началась сборка 1-го опытного образца и были проведены первые испытания. Наш слесарь-наладчик Борис Павлович Маринычев все время поговаривал, что нам сопутствует везение. Опытные образцы в 1946 г. Были названы АК-1 и АК-2 (со вставным прикладом). Они наверняка хранятся в музее на полигоне. Сборка и отладка следующих 2 образцов и подготовка техдокументации для отправки на полигон тоже требовали много времени, мне приходилось готовить документацию, а Мих. Тим. со слесарем – испытателем проводил испытания. В конце 1946 года – все трудности позади, все отправлено, я перехожу на другую работу, но из головы не уходит усовершенствование образца. Стал намечать некоторые доработки.

После испытаний на полигоне автомат АК-1 занял первое место и вышел во второй тур испытаний. Конкурентами были Дементьев-Ковров и Булкин-Тула. У них было больше поломок деталей в процессе испытаний на живучесть и задержек в ухудшенных условиях. При обсуждении результатов испытаний и образцов потенциальных противников Мих. Тим. колебался в проведении конструктивной доработки из-за недостатка времени. Но мне удалось его склонить к коренной переработке образца конструктивно (с целью улучшения эксплуатационных качеств), а также улучшению общего вида.

При доработке придавалось особое значение надежности работы автоматики и технологичности. В общем, мы согласились на коренную переработку автомата и назвали его АК-47. В связи с тем, что работы много, а сроки поджимали, мы попросили у главного конструктора еще одного тов. Это был инженер В.П.Пискунов. Он работал со мной 3 недели, разработал чертежи детали ствольной группы, и я от него отказался, так как он мог работать только одну смену, и то медленно. Я работал круглосуточно, из завода уходил домой только в баню, да иногда в кино.

Да! Это было хорошее время. Почему-то работалось вдохновенно, с душой. Все помогали, начиная от высокого начальства и кончая простым рабочим. Когда закончил все доработки, подготовил техдокументацию для запуска производства опытного образца для испытаний на заводе, сразу же облегченно вздохнул. Мы это дело отметили небольшим банкетом. Дольше все шло аналогично АК-1. После окончания испытаний на полигоне и утверждения на серию в 1948 году нам помогал уже в Ижевске В.И.Соловьев. («Они работали в связке с самого начала: Соловьев-Зайцев»,- говорил мне В. И. Данилов.-Прим. автора). Он делал аналитические расчеты, чем очень помог при изготовлении опытной серии в Ижевске. Вот все, что я мог написать спустя 45 лет…

На этом заканчиваю, с искренним уважением – А. Зайцев.

В КБ «Арматура» сохранились документы 1946-1947 годов о работе над автоматом конструкции Калашникова. В списке проектно-конструкторского бюро (ПКБ, ныне-КБ «Арматура») числятся И.С. Лещинский, М.М. Горюнов, А.П.Большаков, Л.М. Борисова,В.Е. Воронков, А.А. Зайцев, И.И. Слостин, П.П. Поляков, М.М.Соловьев, В.В. Калинин… Опытные с солидным багажом. Почему выбор пал на Зайцева, окончившего техникум МПС Коврова? Самородок? Или земляк Бахирева? В списке технологической группы- всего двое, Н.С. Горчаков и В.И. Данилов.

-Возникла проблема со штамповкой ствольной крышки и магазина: трещала сталь, — рассказал мне Виктор Иванович Данилов неделю назад. — Выручили ребята из Горького, с авиазавода. Посоветовали взять шведскую сталь с крыши «Победы», с автозавода — они ее на штамповке для авиапушек применили. Николая Степановича Горчакова срочно послали в командировку- проблему решили, металл он привез. Я занимался штамповой оснасткой, а Горчаков вел всю мехобработку. Здорово помогли в отладке автомата слесари- «золотые руки» Б. Маринычев и В. Пирогов.

Василий Иванович Соловьев был уже зрелым конструктором –оружейником. Вырос в большой семье в п. Иванищи, окончил Владимирский техникум, защитил диплом на «отлично». 12 лет работал начальником опытного производства там, где создавали автомат.

И автор этих строк — один из тех, кому посчастливилось работать и общаться с такими замечательными людьми.

А.Волгин

замначальника опытного производства

(и его начальник с 1975 по1992 год)

КБ «Арматура»

Газета «Знамя труда» от 10 ноября 2009 г.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.