У нас с супругой появилась веская причина поехать в Москву. Не разгонять тоску и не за песнями. Мотив был и значительный, и нетривиальный. В конце сентября мы собирались на рождение внучки Алисы. Она ещё находилась в чреве матери, но имя уже получила. По нашим расчётам должна была появиться на свет как раз к нашему приезду в столицу. Ну, а ещё, если получится, я лелеял тайную надежду повидаться с давним товарищем, одногруппником по институту, с которым, так сложилось, больше не встречался с момента его окончания.
Алису, поскольку она ещё не родилась, мы ни разу не видели. Однако теплые чувства к ней стали испытывать заранее, задолго до её рождения, как только её лицо мы разглядели на снимке УЗИ. У нас возникли чувства симпатии и эмпатии к этому Человеку. И даже желание чуть ли не самим принимать роды. Ну, если не принимать, то хотя бы помочь нашими душевными порывами в этом трудном деле профессионалам. То, что нас не пустили бы в роддом на порог, не смущало. Мы готовы были, в крайнем случае, просто постоять рядом и поучаствовать в процессе, хотя бы тужиться мысленно, передавая свою энергию роженице. Таким образом, мы готовы были проявить свою сопричастность этому таинственному акту появления новой человеческой жизни и души.
Поездку до вокзала рассчитали по времени. Будильник не забыли поставить на 6 утра, чтобы как раз к 9-00 успеть на поезд, а к 14-30 на роды в Москву. Супруга всё хорошо спланировала.
Это только говорят, что «утро вечера мудренее». У нас вечер оказался мудренее. В вечерний час, когда на дворе темно и сыро, холодно и голодно, а в доме тепло, уютно, комфортно и сытно, потрескивал огонь в камине, в наших планах всё складывалось удачно. А вот с утра что-то пошло не так, как планировали.
Честно говоря, опаздывать на самолеты, поезда, пароходы и паромы — наша семейная традиция.
В таких случаях всегда следует назначить, а лучше найти виноватого. Если этого не сделать, то потом будешь мучиться угрызениями совести, себя корить, или супругу. Назначать виноватой свою избранницу, как показывает жизненный опыт, ни при каких обстоятельствах не следует. Иначе потом совесть и раскаяние замучают, что поступил как-то не так, не по-джентельменски.
Для поддержания внутреннего спокойствия и собственного умиротворения на всякий случай виноватым определил таксиста, который, как виделось со стороны, не очень напрягался доставить наши тела хотя бы за пять минут до отправления поезда.
Проложив на навигаторе маршрут и увидев ориентировочное время прибытия на вокзал, он тут же сначала как будто даже участливо заявил, что мы не успеем, и лучше нам даже не пытаться устраивать гонки со временем, мол, всё равно проиграем. Законы физики никто не отменял.
Приятно иметь дело с пессимистами. Потому что сразу сам кажешься себе лучше, мудрее и дальновиднее, а главное оптимистичнее. Может это и не так, но на фоне настроения таксиста, мы выглядели просто красавчиками. Нам оставалось только расправить крылья и полететь.
Несмотря на приговор водителя, решили попробовать вскочить на подножку уходящего поезда. Всё-таки в жизни не часто случаются поездки, чтобы повидаться с внучкой.
Через Западный скоростной диаметр навигатор показывал время в пути на 16 минут быстрее. Про себя подумал: «Я бы точно успел». Во всяком случае, так виделось со стороны пассажирского сиденья, глядя в навигатор. Для таких дистанционных мастеров существует поговорка: «Бодливой корове Бог рогов не дал».
Водитель, задача которого везти пассажиров к месту назначения, начал экономить наши деньги и зачем-то занудно объяснять, что платная дорога удорожит нашу поездку, что лучше уже не ехать на вокзал вовсе, а остаться дома. Такая перспектива нас не устраивала. Тягомотная «песня» таксиста, которому следовало выполнить заказ клиентов и получить тугрики, слышалась необычно, даже странно. Прислушиваться к его невероятным, непонятным для нас советам не стали. Хотя, возможно, он обладал даром предвидения будущего, и тогда точно следовало насторожиться. Нам, во что бы то ни стало, необходимо было попасть в Москву. Напрягать слух и разум, слушать и принимать в расчёт чьи-то доводы не хотелось. Важнее было повидаться с сыном, его избранницей, а главное — с внучкой. Так в бессмысленных разговорах прошло ещё 5 минут.
Мы не обещали таксисту, что заплатим по двойному тарифу за поездку, если ему удастся доставить нас к поезду хотя бы за пять минут до его отправления. Возможно, поэтому водитель вёл машину размеренно, даже в мелочах не нарушая правила, как будто опасался за наши жизни и хотел довезти нас до места назначения живыми и здоровыми. Похвальное поведение. И не исключено, что он хотел доказать нам правоту своего первоначального предположения.
В любом случае водитель — молодец, что не нарушал Правила дорожного движения. От такой «гонки» со временем адреналин совсем не вырабатывался. Мы заскучали, даже немножко приуныли. Следя глазами за бегущей стрелкой наручных часов, понимал, что нам не хватало всего пяти минут, которые, как казалось, мы могли выиграть за счёт мастерства водителя. Хотя, если быть честным и по мере возможности объективным, шансов успеть, из-за пробок и не вовремя появляющихся непредвиденных обстоятельств на дорогах, было немного. Вина шофёра тут не просматривалась.
Значит, нужно было просто поступить здраво, т. е. перестроить наше сознание и отношение к происходящему. Перестроились мы не быстро, а очень быстро. Надеясь на чудо, отпустили вожжи, перестали переживать и контролировать ситуацию, расслабились и стали получать удовольствие от поездки по красивому городу и свидания с новым членом семьи.
Видимо, так было угодно Высшей силе. Западный скоростной диаметр не помог. На съезде с него оказалась очередная пробка. Мы всё равно опоздали.
И испытали тихое веселье, что не пришлось бежать за уходящим поездом. Это была правильная реакция, потому что ассоциативная картинка двух уже не юных бегущих людей запросто могла бы спровоцировать панику среди доверчивой части населения города.
На душе у нас точно ангелы запели. Мы почувствовали восторг от сложившейся ситуации, которой надо было воспользоваться к нашему удовольствию. Во-первых, сразу осознали, что это к деньгам, т. е. придётся раскошелиться и купить новые билеты. Мы тут же их приобрели в привокзальной кассе. Во-вторых, к удаче, т. е. предстоит в течение нескольких часов незапланированно гулять по городу и думать о маленькой красавице.
Когда ещё выпадет такой счастливый случай столько времени любоваться центром самого потрясающего города на свете с хорошим настроением от предстоящего события. Хорошо, что не каждый день опаздываешь на поезд, и красоту принимаешь дозировано. Иначе глаза замыливаются и перестают её замечать.
До отправления следующего поезда и общения с г. Санкт — Петербургом в запасе оставались около шести часов свободного времени. Следовало с благодарностью признать, что опоздание — это удачное стечение обстоятельств и везение .
Потоки людей различных национальностей и рас, машин всевозможных марок, ряды старинных красивых зданий на Невском проспекте — всё это являлось объектом для наблюдения и созерцания.
Я люблю, подобно ребёнку, заворожено смотреть часами на лица людей, виды изысканных, элегантных фасадов зданий. Конечно, больше нравится всматриваться в красивые женские лица, ясно представляя настроение, характер, интеллект, иногда род занятий, озабоченность или безмятежность их обладательниц. Сродни театру.
В течение нескольких часов пешей прогулки по городу мимо проплыли судьбы сотен людей с их радостями, горестями, счастливыми моментами и достижениями. Мы непосредственно участвовали в этом спектакле жизни, который разворачивался в реальном времени прямо на наших глазах. Такое времяпрепровождение приносит удовлетворение и совсем другое мироощущение. Для этого нужно обязательно пребывать в расслабленном состоянии, отвлечься от текущих дел, забот, суеты и ловли ветра, чтобы взглянуть на мир с созерцательной стороны. В конечном итоге, для этого и стоит периодически опаздывать на поезда, самолёты и паромы.
Сын отреагировал на нашу «задержку» оригинальным предложением обязательно покататься на электрических самокатах и побывать в порту «Севкабель» у Финского залива.
С самокатами сразу решили повременить. Пришли к совместному умозаключению не рисковать жизнью, рассекая по городу на этом пока ещё экзотическом виде транспорта. До Москвы непременно нужно было добраться дееспособными гражданами. Супруга, мой непревзойдённый штурман, со временем освоила вождение автомобиля, но держать равновесие на велосипеде и самокате так и не научилась.
Поэтому пришлось воспользоваться лишь вторым предложением сына. За пару часов неторопливого шага по Невскому проспекту, затем по Васильевскому острову, запечатлевая в памяти телефона восхитительные моменты городских пейзажей, мы, наконец, добрались до цели нашей пешей прогулки, сравнительно нового культурного пространства в бывшем порту «Севкабель». Место в прошлом для хипстеров и сталкеров превратилось в благопристойную культурную площадку. Отсюда открывается красивый вид на Западный скоростной диаметр, который проходит по Финскому заливу.
Ну, побывали. Заодно пообедали в кафе с красивым видом на залив. Представление о культурном пространстве получили и галочку поставили. В обратный путь отправились на такси заблаговременно. Не стоило испытывать судьбу дважды за день.
В ТРЦ Галерея, куда заглянули в поисках нужных подарков для внучки, моя вторая половина вдруг расплакалась. Слёзы были беспричинными. Я, как «кошка не чуяла, чьё мясо съела», не был готов к подобной реакции. Всё же участливо спросил: «Что, что случилось?». «Алиса родилась»,- вытирая слёзы, прошептала супруга.
Вот это эмпатия. Из 85 часов непростых родов это были действительно последние минуты перед появлением Алисы в мире людей. Прошло несколько минут, и позвонил сын, радостно сообщил о рождении дочери. Всё это время он находился в палате роженицы, спал урывками на полу и присутствовал при родах. Его трудная миссия тоже благополучно завершилась.
Позже, собрав друзей по случаю радостного события, Николай вдруг уверенно заявил, что рожать – это нормально, обычное дело, ничего сложного, что будь он женщиной, он бы точно справился с задачей. Верю. Тем более, что всё это время он находился в палате и наблюдал это таинство собственными глазами. Что тут скажешь. Талантливый молодой человек во всех отношениях.
До торжественной встречи в роддоме с Алисой оставалось несколько дней. Сын решил восполнить пробелы в нашем культурном образовании, в очередной раз повёз нас в Пушкинский музей. Поскольку мы совсем не были готовы променять теплый солнечный день и прогулку по городу на музейные залы, мы активно запротестовали против этой идеи. Реакция оказалась мгновенной. Он остановил машину напротив Храма Христа Спасителя. Душа не рвалась и в храм, который был огорожен строительным забором. Но цель неожиданной остановки оказалась не храм. Рядом размещалась парковка электрических самокатов. Про себя подумал: — Не мытьём, так катаньем. Не получилось покататься в Санкт-Петербурге, получится в Москве.
Я не сопротивлялся, скорее, радовался неожиданной возможности восполнить пробел в навыках вождения новым видом транспорта. Загрузив на телефон нужное приложение, отстегнув от стойки самокат, потирая руки от удовольствия, тихо произнёс: «Давненько не брал я в руки шашек!». «Знаем мы вас, как вы плохо играете!»- не замедлила ответить супруга.
Я с удовольствием наматывал круги на самокате, совершая опасные виражи. Как говорил один мой бывший начальник штаба полка, «сатисфанцию» получил.
Мечта Николая приобщить родителей к электрическим самокатам осуществилась только наполовину. Почувствовав, что от его стараний у мамы может случиться сердечный приступ, он отказался от идеи ознакомить её с сегодняшними достижениями технического прогресса городской среды обитания.
Ему пришла другая идея совместить поездку в храм с музеем. И он предложил: — Мама, папа, приглашаю вас посетить восьмое чудо света, Главный храм Вооруженных сил Российской Федерации. Вы не пожалеете об экскурсии.
Заявление о «Восьмом чуде света» прозвучало призывно и привлекательно, заинтриговало мозг. Честно говоря, я и первого чуда, сохранившегося до наших дней, не видел. Поэтому соблазн начать сразу с восьмого оказался велик. Не берусь судить о храме. Он поразил своей монументальностью и богатством отделки. Но я солдат. К богатству и роскоши не пристрастился. Хотя, наверно, храм и должен быть божественным. Меня больше поразил интерактивный музей. Мы шли из зала в зал, как нам казалось, практически не останавливаясь. 1418 дней войны и 26 600 000 погибших. Мы нашли данные об отце, матери, наших дядях и тётях, участвовавших в войне, о других родственниках и знакомых. Мы переходили от одной экспозиции к другой, не заметив, как пролетели четыре часа.
Наше знакомство с внучкой произошло только на четвёртый день её жизни, когда её забирали из роддома. Я волновался, как перед первым свиданием с девушкой. Оказавшись у меня на руках, маленькая симпатичная девочка внимательно смотрела на меня, издавала какие-то звуки, похожие на кряхтение, водила глазками, слушала мои нежные слова, обращённые к ней, и улыбалась. Нам обоим было хорошо. Оставалось ощущение, что она каким-то образом всё понимает, что я говорю. Только я не всё понимал, что маленькая красавица пыталось донести до меня. Наверно, радость, красоту и любовь.
Как короток и долог путь человеческий. Еще вчера сам был в возрасте Алисы и ни о чём не задумывался, а сегодня пришло время задуматься о скоротечности бытия. Пока Алиса только ест, спит, отправляет естественные надобности, улыбается, хмурится и что-то говорит на своем языке. Это её не портит, только красит.
Учёные и врачи полагают, что в грудном возрасте человек пока мало что понимает. На самом деле, возможно, груднички и Алиса в том числе, уже всё понимают, даже больше, чем мы, и обладают способностями, которые нам и не снились, а со временем по мере взросления они их почему-то теряют. Очень хочется в это верить.
Я убеждён только в одном, что пока прелестную головку Алисы в силу её юного возраста мысли о смысле жизни и скоротечности человеческого бытия не посещают. Главное, чтобы она росла и ощущала себя здоровой, оптимистичной, жизнерадостной, воспитанной, образованной, доброй, умной и красивой девочкой, чтобы жить ей пришлось уже в другом государстве: более справедливом, гуманном и комфортном для всех его граждан. Вот сколько добрых пожеланий представителю нового поколения людей.
С одной стороны можно признать, что большая часть моей жизни прожита, а с другой, если посмотреть внимательнее, она только начинается. Возможно, я стал хуже слышать в силу возраста, зато больше видеть благодаря приобретенному опыту. И планов, и интересов стало не меньше, а больше, чем в молодости. Действовать стал рациональнее, без глупого молодого задора. И девушки, и женщины также нравятся. Только сейчас больше люблю глазами, созерцательно, любуюсь ими как произведениями искусства. Голову не посещают мысли, как завладеть этим сокровищами на гормональном уровне.
Я всё сопротивлялся, когда супруга стала пробовать искать для меня подходящее уменьшительно-ласкательное имя: «Дед, дедушка, дедуля, деда».
Мне всё не нравилось. Разъяснение моей упорной невосприимчивости этого почётного звания дал стоматолог супруги, который сказал, что если у сына рождается дочь, то мать сына становится бабушкой, а её супруг — мужем бабушки. Очевидно, поэтому пока я не ощущаю себя дедушкой, только мужем бабушки.
Моё тайное желание осуществилось. С Олегом Балакановым и его супругой Галиной мы встретились в стильном месте, в ресторане «Восход» парка Зарядье, куда нас любезно пригласили на обед.
В зале ресторана царила уютная комфортная атмосфера. Глаза восторгались красивым видом через панорамные окна на Москву-реку. Но больше радовалась душа от встречи с давним товарищем, с которым не виделись с 1975 года. Отрадно было осознать, что прошедшие годы никак не повлияли на наши чувства. Как будто и не было этих 45 лет с момента окончания ВИИЯ. Олег практически не изменился. Только волосы на голове слегка припудрила седина, и глаза выдавали некоторую усталость. Но в целом всё тот же взгляд любознательного ребёнка.
Понятно, что наши образы и представления об этом мире претерпели изменения, но отношение друг к другу, радость общения остались прежними, как будто вчера расстались.