ВИИЯковцы — к 50-летию Войны Судного Дня и о событиях соседних лет.

Прошло 50 лет с начала войны Судного дня. По иронии судьбы в эти дни началось новое противостояние на Ближнем Востоке. Выпускники ВИИЯ 1973 года в основной своей массе были направлены в Египет и Сирию выполнять интернациональный долг. В эти дни они также отмечают день окончания Военного института иностранных языков. В беседах с ними всплывают воспоминания о наших коллегах, которым довелось быть участниками тех далеких событий, и о тех, кто не вернулся…
Война Судного дня. Начало — 1973 год (6 октября ). Была подольше, чем шестидневная война 1967 года — 19 дней. Война Судного дня была уже гораздо технологичнее, чем в 1967. ВИИЯковцы воевали  на обеих войнах.
В 1973 году виияковцы воевали уже шире, потому что к этому времени было подготовлено уже  больше арабистов. Практически виияковцы были везде во время войны в Сирии и Египте, были в самом пекле. Игорь Ячевский там что-то даже сбил из авиатехники, используя ЗСУ 23-4. Минское суворовское, которое Игорь окончил, + ВИИЯ — и враг не прошел. Ячевский Игорь Николаевич — Энциклопедия ВИИЯ (ВКИМО) (viiapedia.com)

Один степановский курс был на войне Судного дня, как подольские курсанты осенью 1941 года…..
Нигде не проходило в архивах, но совершенно достоверная информация из первоисточника: уже на излете войны, когда на 103 километре шоссе Каир-Суэц готовили «шатры и столы» для подписания мирного соглашения, египетская бригада оперативно-тактических ракет нанесла первый в истории боевого применения ОТРК удар по израильской переправе.
Так вот именно рука виияковского переводчика по команде советника взяла дрожащую руку египетского «пускача» и нажала его пальцем красную кнопку «Пуск». Договорились заранее, что нажимать будет египтянин во избежание международного скандала из-за того, что «Советы вмешались». Но в последнюю секунду египтянин сдрейфил, а виияковец выручил. Имя его неизвестно, подвиг его бессмертен.
Насчёт 1967 года данных нигде нет, но слава Богу, в войну Судного дня никто из виияковцев не погиб.
И награжденных виияковцев в 1973 году было уже в разы больше, чем в 1967 и даже во время «войны на истощение» в 1970-1972 годах.
Так совпало, что в это время утонул в бассейне «Москва» (на месте Храма Христа Спасителя была такая дымящаяся парами лужа ) один слушатель и хоронили его в клубе. Впечатлительный народ подумал, что погиб на войне и, как говорили на кафедре ОТП, «камулфируют» отцы-командиры.
Печально все равно, конечно, но слушатель  не погиб на войне а утонул в бассейне: засосала сливная труба (техника безопасности персонала бассейна, ядрена вошь).
В 1974 году патрули на Бауманской с выпученными глазами смотрели, как шли на построения мамлеи и рядовые слушатели,  иногда с 2-3 медалями и орденами: ЗБЗ, Звезда плюс диковинные египетские и сирийские ордена.
Игорю Ячевскому, правда,  за сбитый израильский  самолёт дали только орден Знак Почёта.  Несправедливо. Чистая Красная Звезда должна быть — один из всех не сдрейфил, даже советники на барже попрятались в трюмы во время обстрела, а он мужественно встал к ЗСУ. Народ над Игорем потом подтрунивал — орден колхозников. Обычно за хороший урожай давали.  Красные Звезды политрабочие отжимали. На всех не хватало. Но Ячевского уважали и без ордена. Настоящий был офицер.
Сегодня палестинцам таких не хватает.
Кстати, меньше чем за месяц до войны Судного дня 1973 года, полыхнуло в Чили. Генерал Пиночет свергнул президента  Альенде, были бомбёжки президентского дворца, концлагерь на стадионе в Сантьяго, певец Виктор Хара, тысячи расстрелянных и запытанных.  Были в Чили  и виияковцы — испанисты.  Но вроде бы успели выскочить. Все.
Словом, осень 1973 года для ВИИЯ была жаркой. Не только для арабистов и испанистов.
Но и воздушный мост на Каир через Будапешт работал бесперебойного  через Brindizi Control.
В 1967 году были и другие горести события. В декабре 1967 года погиб в авиакатастрофе виияковец — бортпереводчик Вячеслав  Детенышев. Катастрофа под Будапештом была вне рамок войны 1967 года, но это  совершенно не умаляет героизма погибшего экипажа, включая виияковского бортпереводчика. Это был рутинный грузовой рейс Ан-12 в Каир — боеприпасы, другое вооружение, оборудование и снаряжение.
Боевая работа тоже становилась порой рутиной. Будапештский борт упал почти сразу после взлета на военном аэродроме Текель (место, знакомое многим виияковцам).
Причину катастрофы так официально и не объявили, но она была чисто технической — то ли перегруз, то ли обледенение (тогда ещё так не обрабатывали самолёты, как сейчас, тем более — военные).
Кто имел отношение к авиации, знает, что НИКОГДА не бывало в истории катастрофы только по одной причине. Всегда это — совокупность нескольких причин или факторов. Да и в будапештской катастрофе наверняка, к сожалению , нашлось место для ошибок экипажа (ошибка при загрузке и отсутствие умения парировать нефтяные ситуации) и в целом организации полетов. Но виияковец ушёл….
Печальный список виияковцев — борпереводчиков, погибших в мирное для страны  время, но по сути в боевых вылетах, довольно большой.
Можно вспомнить погибший летом 1970 года под Кефлавиком летевший в Перу Ан22 (виияковец Фильченко), в декабре 1970 же года Ан22 в Индии (бортпереводчик тоже  был виияковский, но собеседники, к своему стыду, запамятовали фамилию).
1976 год, август, Ту-95 из Кипеловского отдельного дальнего  разведывательного полка (392 ОДРАП) морской авиации Северного флота погиб в районе Ньюфаунлендской банки и с ним виияковец Витя Колибабчук. Было  много версий о причинах гибели экипажа, даже в постсоветской прессе и, вплоть до того, что самолёт был сбит американцами.
Октябрь 1978 года, Ан-12 Джанкойского авиаполка сбит при заходе на посадку под Тессенеем (Эфиопия), бортпереводчиком был виияковец Миша Шеленков, а пассажиром — слушатель 3 или 4 курса Юра Стокоз.
Это — только что сразу вспомнили собеседники. Наверняка, ко глубокому сожалению, список гораздо длиннее.
Бортпереводчик-слушатель пятого курса западного факультета Вячеслав Детенышев погиб в Венгрии в декабре 1967 г. Катастрофа случилась при взлете из Текеля (пригород Будапешта). Вячеслав поступил в ВИИЯ в 1962 году после срочной службы в армии, изучал испанский и английский языки.
Светлая память!
Когда в августе 1976 года кипеловский Ту-95 погиб сравнительно недалеко от побережья Канады, глубина была небольшая (Ньюфаундленская банка), и все тела подняли. Что важно. Практически во всех случаях, кроме только, наверное, Кефлавика, сохранились бортовые голосовые самописцы. Аппаратура зафиксировала поведение экипажей в последние секунды их жизни. Эти записи потом тиражировались и использовались на занятиях по летной подготовке экипажей, включая прикомандированных к летным полкам виияковцев .
НИ В ОДНОМ СЛУЧАЕ ЭКИПАЖ НЕ ПРОЯВИЛ ТРУСОСТИ ИЛИ ПАНИКИ. ОНИ ВСЕ ПРЕКРАСНО ПОНИМАЛИ, ЧТО ПРОИСХОДИТ И ЧТО, СКОРЕЕ ВСЕГО,  БУДЕТ С НИМИ ЧЕРЕЗ ПОЛМИНУТЫ ИЛИ МЕНЬШЕ.
Даже в объятом пламенем Ан-12, который экипаж пытался выровнять перед взрывом над полосой в эфиопском Тессенее, не было никаких панических криков или проклятий. Конечно, был и трехэтажный мат, но, главное, они до последнего мгновения все боролись за жизнь.
В ВИИЯ имеется доска памяти выпускников или слушателей , погибших в Афганистане. Вполне заслуженно.
Есть ли Общий Памятник Всем ВИИЯковцам, погибшим при выполнении воинского долга?
С 1955 по 1991 год СССР потерял на дальних вылетах за кордон 12 самолётов Ту-95 и примерно 30 транспортников Ан-12, Ан-22, Ил-76. Практически на всех этих самолетах в полётах были виияковцы.
Вот уже около 40 бортпереводчиков, погибших в боевых вылетах.
Наверняка и к сожалению, во времена постсоветской России также погибали наши коллеги, бортпереводчики, и не только. Может быть, и их память увековечат, а не только безусловно заслуженно увековеченных не вернувшихся с боевых выходов «афганцев»?
Ту-95 кипеловского разведполка затонул после падения и удара о воду на небольшой глубине. Все тела подняли. В том числе виияковца Витю Колибабчука. Обломки самолета водолазы подорвали , секретную аппаратуру тоже подняли. Но у военных в том районе не было судов с большими холодильными камерами, поэтому везти тела на Родину было невозможно. По команде из Москвы, все тела были, по традициям флота, «преданы морю». На картах была поставлена отметка и долго потом, проходя над точкой, экипажи таких же Ту-95 отстреливали ракетницы, отдавая парням честь.
В те десятилетия  кипеловский полк систематически  привлекали  для вскрытия надводной обстановки в Северной Атлантике, приглядывать и за главной базой ВМС США в Норфолке, привлекали, как говорили авиаторы,  покуралесить на рубеже развёртывания американских подлодок в Гренландском море и подергать за косички англичан с их подлодками, выходившими из базы в Шотландии.
Все это вместе даже на установочных совещаниях летному составу называлось «сходить за уголок » (обогнуть Норвегию). Поэтому многие бывшие сослуживцы, в том числе и виияковцы, бывали на месте гибели экипажа 1976 года  постоянно и салютовали тоже постоянно.
В авиагарнизоне Федотово (несколько км от Кипелово ) по традиции поставили мемориал с фотографиями погибших членов экипажа, где и Витя Колибабчук в скромной курсантской форме….
Такие мемориалы ставили в Федотово всем погибшим экипажам.
***
Несколько слов воспоминаний о награждениях переводчиков, спецпропагандистов и юристов. Те, кто был назначен в спецслужбы, естественно, не смогут и не захотят об этом распространяться. Но тех, кого командировала «Десятка» или ГлавПУР, — поведать могут.

1967, 1970-1970, 1973, да и вообще, с 1967 по примерно 1989 — Ближний Восток.

1979-1989 и далее — Афганистан.

1975 — до развала Союза и далее —   Россия : Ангола и Мозамбик.

1977-1991 — Эфиопия.

Добавим Индонезию 60-х, венгерские события 1956 года, Чехословакию 1968 года.

Везде были виияковцы: погибали в боях,  и их награждали. Как это происходило в Афганистане в 1979-1989, Сирии и Египте — лучше всего расскажут участники событий. Были периоды, когда всех, а не только виияковцев, награждали очень скупо, а были периоды — щедро. Примерно, как в Великую Отечественную: в 1941 году награждали скупо, а в 1945 —  щедро. Были и откровенные перегибы. Награждали не столько отличившихся, сколько по разнарядке. Приходила разнарядка :

2 ордена Боевого Красного Знамени
5 орденов Красной Звезды
5 орденов — За службу в ВС СССР
20 — медаль За боевые заслуги
50 — медаль За отличие в воинской службе

И начинался дележ. Это не значит, что те, кого наградили, это не заслужили. Награжденные виияковцы,  безусловно, заслужили. Но по дороге наверх представления пропадали, переформулировались со Звезды на ЗБЗ, зато в штабах начали появляться паркетные  орденоносцы.

Доходило до того, что замполит Главного военного советника в Эфиопии после того, как виияковский летеха, вынес на себе тело своего убитого начальника (волочил на себе несколько километров под непрерывным обстрелом ) и его представили к ордену Красной Звезды, но наградили только ЗБЗ, этот замполит возмутился и сказал: Переводчиков к орденам не представлять, орденом может быть награжден только МЕРТВЫЙ ПЕРЕВОДЧИК.

***

Вот такие были перекосы. Ну, не мы, виияковцы,  первые это переживаем. Расул Гамзатов уже очень давно написал по этому поводу вот такие строки:

« Время мое не щадило героев,
Не разбирало, кто прав, кто не прав,
Время мое хоронило героев,
Воинских почестей им не воздав.
Время кружило, родство обнаружив
С птицей, над полем вершащей полет,
С птицей, которая храбрых от трусов
Не отличает, глаза им клюет.»
А если вспомнить «Полковнику никто не пишет» Габриеля Гарсия Маркеса, то там все по теме забвения прекрасно описано в прозе…
Главное, мы помним, хотя бы в своем кругу, а он не так уж узок. Мне лично это греет душу.
Без рубрики

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.