Военные переводчики, не вернувшиеся из Афганистана (1979-1989)

В феврале каждого года в странах, прежде входивших в состав Советского Союза, проходят мероприятия, посвященные окончанию войны в Афганистане. Ветераны вновь и вновь переживают боевые будни своей молодости, вспоминают товарищей, погибших в далекой стране.
Пятнадцать выпускников Военного Института Министерства Обороны погибли в гражданской войне в Афганистане.
К сожалению, в нашем институте статистики о погибших выпускниках не велось. Усилиями Союза ветеранов ВИИЯ путем опроса выпускников разных курсов, выпущенных из Военного института с 1979 по 1989 год, был составлен траурный список погибших. В результате работы в Центральном военном архиве Минобороны РФ, нам удалось установить по учетным карточкам точные биографические данные и обстоятельства гибели пятнадцати погибших выпускников. По инициативе Союза ветеранов ВИИЯ была изготовлена и установлена в холле главного учебного корпуса нашего института гранитная доска с фамилиями погибших боевых товарищей.
Вот эти имена:

мемориальная доска

Бесолов Артур Александрович
Ващенко Дмитрий Львович
Дорошенко Сергей Васильевич
Иванов Геннадий Ильич
Кашлаков Геннадий Анатольевич
Кирюшкин Герман Васильевич
Колпащиков Константин Николаевич
Кудрин Александр Дорианович
Лепехин Андрей Павлович
Лосев Виктор Семенович
Сенев Богдан Степанович
Стебунов Андрей Сергеевич
Татур Георгий Анатольевич
Тимуршин Рашид Ахметович
Шишкин Андрей Аркадьевич

К сожалению, решением командования ВУ МО РФ в связи с ремонтом памятная доска была снята со стены, где она провисела более 10 лет. Рядом с нашей доской, установленной за наши средства, в последние годы появились еще две доски, посвящённые погибшим выпускникам в Сирии. Место в холле стало памятным. Офицеры, имена которых выбиты на досках, были примером служения Отчизне и являлись образцом выполнения служебного долга для нынешних курсантов. В знаменательные даты на полочке памятной доски появлялись цветы, которые возлагались заботливой рукой начальника кафедры персидского языка, где учились погибшие в Афганистане офицеры. Проходившие мимо курсанты невольно обращали внимание на памятную доску, проникались чувством гордости, что в этих же стенах учились неординарные личности.Но все это было в прошлом.

Ремонт холла в учебном корпусе закончен в 2019 году, наведён блеск на стенах холла, а наша доска по-прежнему пылится где-то в недоступном для обозрения месте. Видимо руководство ВУ не хочет «портить» глянец новой плитки в холле нашими памятными досками. Вероятно, память о погибших военных переводчиках не заботит нынешнее руководство ВУ. На каких же примерах теперь воспитывают нынешних курсантов? – этот вопрос риторический. При всём при этом ВУ МО РФ считается «кузницей» военно-политических кадров.

5 thoughts on “Военные переводчики, не вернувшиеся из Афганистана (1979-1989)

  1. Мы ребят потеряли. Но сколь бы
    Ни безмерна утрата была,
    Нам дано отвлекаться от скорби
    На весёлые наши дела.

    Возвращаются радость и гордость,
    Осыпается траур с лица —
    Лишь полынная, терпкая горечь,
    Не спеша, покидает сердца.

    Нам в ушедших нельзя воплотиться,
    Возвратить им угаснувший свет —
    И минута молчания длится
    В тех, кто вынул счастливый билет.

  2. Из приведенного скорбного списка я общался только с Геной Кашлаковым. Он работал, если не ошибаюсь, в пехотном полку в Майданшахре, а я в штабе центрального корпуса. Когда он погиб, погиб геройски, приняв бой вплоть до рукопашного, мы занимались поисками. Его обезображенное тело обнаружили, а вот его советник подполковник Журавлев, с которым он тогда выехал на операцию, так и остался «без вести пропавшим».

    С уважением, Михаил Слинкин

  3. Уважаемые коллеги! Все это, конечно, очень печально. Память погибших должна быть не прикосновенна и не только «афганцев», а сколько ребят погибло в арабских войнах, в Эфиопии и других странах. Все они достойны, по крайней мере, мемориальной доски на территории нашего института. Но кто это разрешит. Была бы моя воля, я бы на месте памятника Ленину создал бы стену памяти погибших курсантов и выпускников Института. Но память о нашей альма-матер последовательно стирается, а то и просто уничтожается. И это началось не сегодня. Я один из не многих, кто поступил еще в ВИМО, а потом работал в ВКИ, в ВАЭФиП и в Военном университете и уничтожение института проходило практически на моих глазах. То Военный институт хотели объединить, точно не помню, с Институтом тыла в Балашихе, то Лужкову понравилось здание на Проспекте Мира, где размещалась Финасовая академия, а так как там были какие-то интересы Руцкова и нас объединили в новое учебное заведение Военную академию экономики финансов и права. Прошу обратить внимание на название, где нет никого упоминания об иностранных языках. Потом угроза возникла над территорией ВПА, которая находится вообще в самом центре, и был образован Военный университет в который вошли и два факультета, занимающиеся изучением иностранных языков. Причем главенствующее положение заняла ВПА. При этом политика МО была направлена на нивелирование значения изучения иностранных языков, выпуска военных переводчиков — этого института «коррупции».
    Когда было решено в ВУ открыть платный факультет, было выбрано место, где размещались РИО и типография. Мне было предложено найти другое место, где бы разместить РИО. В частности, посмотреть место, где раньше размещался музей Института( второй этаж Цоколя). Когда я туда вошел, то просто оторопел, такое впечатление, что это место использовалось спецназом для своих тренировок. Все стенды были сломаны, на полу битое стекло и фотографии героев-переводчиков, хотя это помещение всегда было закрыто на ключ.
    Ну а что вы хотите? У нынешнего руководства просто нет традиций, связанных с Институтом. Нынешний начальник (как говорится, ничего личного) строевой командир пришел начальником Юридического факультета (дай бог памяти) уже в ВУ. А сколько уже осталось в ВУ преподавателей, которые работали до 1995 года в ВИ?
    Но может быть командование разрешит разместить мемориальную доску хотя бы на кафедре Средневосточных языков? Если что не так, просто удалите пост.

    1. Спросите лучше у этого «руководства» -знает оно когда, почему и благодаря кому институт стал Краснознаменным? Они сейчас выносят ( во всяком случае я еще недавно это видел) по торжественным случаям, знамя с боевым орденом, полученным в мирное время. Тем кто был на этой доске и тем кто отдал жизнь, выполнив свой долг в других точках.. это им вручался этот орден и это их заслуга. Тем, кто снял доску это в голову не приходит, у них теперь не история института, а история аж целого университета и началась она с момента их появления и ремонта в этом холе.

    2. Баграм, все так. Спасибо!
      Спасибо, что подняли этот важнейший вопрос: методичное уничтожение устоев ВИИЯКА, ВИИЯ (ВИМО, далее по списку) как кузницы высококлассных ВОЕННЫХ ЛИНГВИСТОВ!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.