24 апреля – день рождения выпускника восточного факультета ВИИЯ 1974 Владимира Григорьевича Княжева. Военную закалку Владимир получил в Уссурийском суворовском училище, где получил неплохое знание английского языка от В.Н. Шевчука, ставшего впоследствии начальником кафедры английского языка в ВИИЯ. Большую часть жизни Владимир Григорьевич посвятил изучению арабского языка. Побывал в командировках в ряде стран Ближнего Востока. Участвовал в боевых действиях. Ныне он является членом Союза ветеранов ВИИЯ и вносит большой вклад в сохранение его истории. Воспитывает внука-сувороца в духе патриотизма. Владимир является автором ряда публикаций, многие из которых размещены на нашем сайте. Сегодня к дню рождения автора мы публикуем его свежий рассказ «Учкудук–три колодца».
В этот солнечный день от имени Совета Союза ветеранов ВИИЯ позвольте поздравить Вас, Владимир Григорьевич, с вашим 64-х летием! Здоровья и успехов в ваших начинаниях!
I
Золото и смертельная отрава, имя которой – цианиды, связаны между собой неразрывно. Но это не та связь, что сразу приходит на ум: во все века эту отраву сыпали в вино и другие напитки, когда желали завладеть чужим золотом.
Речь пойдет о другом способе применения цианидов в целях получения вожделенного металла.
В пустынях Узбекистана затерялся город Заравшан. Мало кто знал о нем в Советское время. А в наши дни тем более нельзя рассчитывать на ответ, если вы спросите, что это за город и чем занимаются его жители.
В недавнем историческом прошлом ими были советские люди, приехавшие туда из разных, но технологически развитых районов огромной страны, с целью добычи золота и, соответственно, пополнения золотого запаса Советского Союза.
Они владели разнообразными специальностями, но эти специальности позволяли им трудиться на горнорудных предприятиях, на которых, в отличие от хорошо известного по кинофильмам открытого способа добычи золота, этот драгоценный металл получали из добытой в шахте руды, извлекая его с помощью жидких цианидов.
Рудные отвалы дыбились холмами на некотором удалении от добывающих предприятий, а раствор цианидов увозили подальше в пустыню, сливая в вырытые наспех котлованы. В результате там появлялись озера, в которых жизнь отсутствовала, но на берегу местами росла буйная растительность. Ни одной птичке или зверьку не приходила в голову мысль напиться этой водички. Как они узнавали, что водичка «мертвая», никого не интересовало.
Согласно первой из многочисленных историй, услышанных мною в Заравшане, интерес к озерам и «мертвой воде» проявился у людей лишь тогда, когда она вместе с грунтовыми водами подступила к городу: возникла угроза ее попадания в систему водоснабжения и городскую канализацию, в результате чего его жители поголовно могли перенестись в мир иной за считанные мгновенья.
Город спасли советские инженеры и специалисты, нашедшие технические решения. Как водится у нас, нашли и стрелочников: кого-то уволили, кого-то посадили.
Нашлись и те, кто струсил и покинул славный город.
Отвалы и озера остались. Деть их было некуда. Процесс добычи продолжался – стране нужно было много золота.
Когда в девяностые в Узбекистан приехали американцы, то выяснилось, что золото в Заравшане находится не только под землей, но и буквально валяется под ногами: огромные отвалы, заполненные вроде бы никому не нужными отходами, оказались настоящим кладом.
Представители одной из самых крупных в США золотодобывающих компаний заявили узбекам, что скоро все они будут купаться в золоте – передовая американская технология позволяет добывать золото из никому ненужных отвалов в промышленных объемах с намного меньшими затратами.
И это было правдой. В части извлечения золота из отвалов. И чем старше были отвалы, тем лучше: кто еще что-то помнит из школьного курса химии про окисление на открытом воздухе, тот с этим согласится.
Но сам метод извлечения золота из породы работал на принципе его выщелачивания, позволяя его добыть из рукотворных высоченных куч, в которые превращались отвалы руды после ее дробления в пыль, смешанную с цементом.
Кучи поливали жидкими цианидами, и реки раствора несли извлеченное золото к аффинажной фабрике, где его плавили в слитки.
Все вроде бы легко, но очень опасно, и, на самом деле, технологически совсем непросто. При строительстве производственного комплекса американцы с технологией строительства и культурой производства справились успешно, а вот с организацией были проблемы. Череда грубейших ошибок привела к затягиванию сроков сдачи объекта и увеличению стоимости в разы, так что первоначального кредита ЕБРР не хватило.
И поскольку с американцами было заключено модное по тем временам соглашение о разделе продукции, то лет двенадцать узбекам пришлось рассчитываться своим золотом с американской компанией, которая заставила их заплатить за все, в том числе и за деревянные черенки для лопат, привезенные из-за океана, хотя их можно было купить где-то поблизости. Но американцы были патриотами и «кормили» только своих производителей.
Не надо забывать и про погашение кредитов. Так что купаться в золоте не пришлось, так как по большей части оно утекало за рубеж.
Дружеские объятия Америки дорого обошлись узбекскому народу. По рассказам самих узбеков, работавших на строительстве этого новомодного предприятия, в сельской местности семьи голодали, имея на зиму только один мешок муки.
Функционирует ли сегодня это предприятие, и во что обходится замена оборудования, я не знаю, но на личном опыте, приобретенном во время работы в иностранных компаниях, могу судить лишь о том, что импорт западных передовых технологий может дорого обойтись тем, кто решит ими воспользоваться, не научившись выстраивать отношения с этими «славными ребятами», которым, уж точно, палец в рот не клади.
Однако эти строки пишутся вовсе не для того, чтобы показать – ах какие плохие парни, эти янки. В конце концов, они делают свое дело. Делают неплохо и себе на пользу.
Нам бы не мешало также не забывать о своих «производителях деревянных черенков для лопат», т.е. о себе заботиться, используя, конечно, иные методы – грабить другие народы мы не приучены.
Но вернемся в Заравшан, где мне довелось услышать одну историю, за достоверность которой я ручаться не могу, но поверить в нее мне было не сложно, сознавая масштабы добычи золота в Узбекистане. То золото, производство которого я видел собственными глазами, работая в СП, это была капля в море.
Можно себе представить, сколько его производилось в советское время, до того, как промышленность Узбекистана захирела после распада СССР.
Старшее поколение отлично помнит песню «Учкудук — три колодца» и звонкий чистый голос ее исполнителя*.
В городе Заравшан еще оставалось много русских, которых в РФ никто не ждал, хотя это были уникальные специалисты. Кому-то посчастливилось продолжить работу по своей специальности и остаться в рядах золотодобытчиков.
От одного из них я и услышал историю про Учкудук, где были не только колодцы, но и подземные хранилища, битком набитые золотыми слитками высочайшей пробы.
Судьба этой части золотого запаса СССР ему была неведома, что вполне понятно, так как золото – это не только цианиды, но еще и тайны.
Так уж повелось, что персонажи, оставляющие после себя страшный след в истории человечества, уносят с собой «тайну золота партии». Наш пятнистый персонаж еще жив, еще отбивается от депутатов, возжелавших его крови.
Может быть, через много лет кто-то снимет фильм «Тайна трех колодцев Учкудука», и он будет также популярен, как «Золото Колчака» и ему подобные истории о бесследном исчезновении огромного количества золотых слитков.
Однако я хочу оставить в покое и золото и связанные с ним скелеты. Ими тема Учкудука в моем повествовании не исчерпывается. То, о чем я буду говорить ниже, для меня намного интереснее, чем яды, золото и тайны.
II
*Песню «Учкудук – три колодца» из репертуара вокально-инструментального ансамбля «ЯЛЛА» исполнил Фарух Закиров в1980 году.
Сочиняя эту песню на стихи Юрия Энтина, он даже не предполагал, что она станет в СССР супер-шлягером.
Ансамбль и его репертуар представляют собой этно-лингво-музыкальный феномен, в создание которого внесли свой вклад русские, узбеки, украинцы и евреи: Герман Рожков, Евгением Ширяев, Марк Фрадкин, Юрий Энтин, Равшан Закиров, младший брат Батыра Закирова, одного из идейных вдохновителей молодого коллектива, Александр Масляков и др.
Группа пела на русском, узбекском, немецком и английском языках.
Основу репертуара ансамбля «Ялла», конечно же, составляют композиции, созданные по мотивам народных узбекских песен, но его главной скрепой, по-прежнему, считается песня «Учкудук-три колодца», исполняемая на русском языке.
Если бы самодеятельный ансамбль, созданный в 1970 при Ташкентском театральном институте, стоя на подмостках его сцены, продолжал петь на узбекском языке, то вряд ли его известность распространилась дальше стен этого института.
Второй родной язык – русский – вывел их не только на всесоюзный, но и на мировой уровень, а родная узбекская речь вместе с мотивами восточных песен, звучавшими под звуки народных узбекских инструментов (дойры и др.) и сопровождение электрогитар и электрооргана, придавала неповторимый колорит исполнительской манере ансамбля.
Все это я рассказываю для того, чтобы показать читателю, как взаимодействует русский язык с родной речью представителей различных этносов, объединенных общим сознанием, появившимся в результате совместного проживания на огромной территории в составе одной супер-общности, созданной в свое время усилиями русского народа.
Отношение к русскому языку, открывшему его носителям огромные возможности для самореализации и саморазвития, стало на постсоветском пространстве проверочным инструментом, показавшим степень порядочности, искренности и духовной зрелости тех, кто в свое время воспользовался этим языком для достижения своих собственных успехов – успехов каждой отдельной личности и целого народа.
Например, инструкции по использованию бытовой техники только на украинской мове, вместо английского или русского языков написать, конечно, можно, но ее терминологического запаса явно не хватит для работы в сферах высоких технологий и трансформации местечковой мовы в язык межнационального и интернационального общения.
Украинскому языку еще предстоит пройти этап дальнейшего развития в ходе формирования национального сознания и национальной экономики.
Очень жаль, что украинцы выбрали националистический вектор своего движения в будущее, которое для них сегодня определяет нацист Ярош и русофоб Мак-Кейн вкупе с другими нашими общими врагами, сумевшими за эти двадцать с небольшим лет взрастить ненависть к москалям, жидам и прочим, «кто не скачет».
Там, где этническая диффузия слабая, а русское ментальное поле сильное, мы видим нарастание сопротивления национализму и неонацизму.
Однако значительная часть украинского народа охвачена националистическим куражем, другая, меньшая часть, находится в состоянии ультра-националистического угара.
В целом, стремления украинского народа проявить полифоничность своей души и вместе с представителями других народов, живущими бок о бок с украинцами, начать строить общий дом, не наблюдается.
Как раз наоборот, мы видим, что украинцы хотят создать унитарное государство «тильки для себэ».
Вполне вероятно, что англо-говорящие и англо-думающие узурпаторы власти на Украине берут пример с так милых их сердцам Соединенных Штатов Америки: мол, там тоже Север с Югом воевал, там тоже, кроме англосаксов, было полно французов, бельгийцев и прочих европейцев. Но Север победил, вся страна говорит на одном языке, и англосаксы чувствуют себя в ней хозяевами. Вот и мы прижмем всех этих русских, евреев, болгар, венгров и прочих, кто к нам затесался – пусть знают, кто в доме хозяин.
Поэтому странно слышать из уст патриарха Кирилла обращения к украинскому народу как к общности, включающей в себя многочисленные этносы, живущие на Украине. Устаревшая советская терминология никак не способствует сближению современных понятий и явлений, наблюдаемых в ходе разворачивающихся на Украине событий.
Нет смысла апеллировать к родственным чувствам и причитать – ты же моя сестра, ты же мой брат! – если сознание родственника уже отравлено до такой степени, что стало враждебным и готовым пойти на братоубийство.
Нам с вами нужно трезво отдавать себе отчет в том, что все эти шовинистические, националистические, радикальные, прозападные, антироссийские, антимоскальские настроения наслаиваются на объективную реальность, создаваемую самими украинцами под воздействием этноопределяющих и этноразделяющих факторов.
Украинцы законодательно решили, что слышать вокруг себя они желают только украинскую мову. А родная речь является одним из главных таких факторов.
И сколько бы политики не твердили на разных телевизионных ток-шоу о том, что мы один народ, увы, современная наука этно-лингвистика на их стороне выступать не может. Конечно, они в состоянии найти каких-то языковедов, которые станут доказывать, что «ридна Украина» и «родная Украина» это одно и тоже, и что у нас с украинцами одни славянские русские корни.
Да, корни есть, и не только с украинцами, но и с черногорцами из Монтенегро.
И в Словении, Сербии и прочих землях наши люди живут. И что сказал Достоевский по этому поводу?
Не вступая в дискуссионные споры по вопросам языкознания, приведу некоторые современные представления о человеческой душе и родной речи.
О том, что души отличаются друг от друга своими качествами, сказал Владимир Путин в своем выступлении на прямой линии: «…у русских она шире». Надо ли тут что-то доказывать? Сомневаюсь. Надо ли русским слегка запахнуть свою душу и подумать о своем народе: как и на что он живет, помогая другим жить хорошо. Думаю, что надо.
Екатерина II говорила о богатстве и энергии русского языка. Этой иностранке было с чем сравнивать язык, который она полюбила и сделала его родным.
Однако, это все общие рассуждения. А где же физика души и речи? Вернемся к словам «ридна» и «родная».
Те, кто изучает историю славян, скорей всего скажут, что «рд» — это общий славянский корень, а «и-на» и «о-на-я» — это диалектальные огласовки.
Современные комплексные исследования показали, что при описании речи правомерно использовать такие понятия как «задающая частота» и «несущая частота», взятые из совсем нелингвистической науки. Когда-то у славян был один «задающий генератор», была красивая славянская ваза да разбилась на отдельные кусочки.
И теперь корень «рд» вроде бы один, но задающая частота в слове «ридна» отличается от таковой в слове «родная», поскольку на первую накладывается короткая несущая информацию и мелодию частота «ина», а на вторую – длинная «оная», требующая большей энергии и длины задающего импульса.
Сходите на концерт ансамблей народных танцев и песен – и вам не надо будет тратить время на чтение заумных научных статей, содержащих те или иные доказательства. Физика души и речи каждого народа откроется вам со всей очевидностью.
Переводчики, владеющие несколькими диалектами арабского языка, также вам подтвердят тот факт, что им приходилось перенастраивать свой внутренний «задающий генератор», когда они из Ливии приезжали работать, например, в Ирак, или из Ирака в Египет. Если переводчик этого не делал, то ни перейти на другой диалект, ни освоить его у него не получалось.
Вот только слово диалект я бы заменил, к примеру, на «иракский язык», поскольку он, вместе с другими этноопределяющими и этноразделяющими признаками, проводит четкую грань между арабскими народами – иракцами и египтянами, например.
Общаясь между собой и при этом используя слово «брат», эти народы считают братьями только тех, кто одной с ними веры, а вовсе не происхождения.
Люди, живущие в Черногории, одной с нами православной веры. Князь Александр Невский у них на иконах изображен вместе с другими нашими общими святыми. Но наши братья почему-то присоединились к санкциям против РФ «из-за аннексии Крыма».
МИД РФ отреагировал: «…политика Подгорицы идет вразрез с глубокими традициями дружбы и взаимопонимания между народами наших стран, опирающимися на трехсотлетний опыт российско-черногорских отношений». Спикер Госдумы Сергей Нарышкин, в свою очередь, подчеркнул, что «в России с сожалением восприняли решение Черногории присоединиться к санкциям».
В интервью местной газете «Дан» посол РФ в Черногории А. Нестеренко сказал: «У черногорских политиков короткая память. В 2005 году высокие черногорские чины нас буквально умоляли поддержать слабую черногорскую экономику инвестициями».
В благодарность за полученные от РФ два миллиарда долларов власти Черногории объявили, что считают вопрос вступления в НАТО одним из главных национальных приоритетов. Как сообщается на сайте черногорского правительства, во время выступления на трансатлантическом саммите в Брюсселе, состоявшемся в конце марта, премьер-министр Мило Джуканович заверил европейских и американских чиновников, что интеграция в военный альянс и в ЕС является главным приоритетом государства.
Наши братья что-то не торопятся сменить премьер-министра Джукановича. Наоборот, число тех, кто поддерживает вступление Черногории в ЕС, неуклонно растет.
Еще бы! Появляется шанс отнять у простых русских братьев их дома и квартиры, а у российских олигархов их «свечные заводики», введя визовые ограничения.
Стоит ли нам надеяться на то, что наши украинские браться поторопятся что-то сделать в отношении своего Премьера? Ответ очевиден.
Все дело в том, что процесс развития украинского сознания от сознания небольшой этнической группы до сознания полноценного этноса и народа, с переходом к национальному сознанию – т.е. сознанию украинской нации – идет полным ходом.
Но в отличие от сознания российской многонародной нации в нем нет места никому, кроме украинцев. Того, кто думает иначе, уже пугают танками и самолетами, избивают, шельмуют, похищают, убивают.
Такое национальное сознание не станет создавать Украину для всех. Даже если она станет федеративной, все равно «грабить банки в Техасе будет дозволено только техасцам».
Мы не можем запретить украинцам быть украинцами, но мы не имеем права повторять ошибки наших коммунистических вождей, позволивших нацистам развязать страшную бойню и распространить свое сознание на огромные территории.
Даже если ультра-националистическое сознание Правого сектора распространится только в нынешних границах украинского государства – это будет нашим поражением.
Действуя по старым схемам, американцы опять вскармливают национал-шовинизм, вот только, на этот раз, Второго фронта против Яроша они не откроют, и встречи на Эльбе (Днепре) у нас с ними не будет.
Нас упорно втягивают в войну, где нашим противником будет так называемый международный терроризм, т.е. войска профессионалов-наемников, войска националистов, войска исламистов-сепаратистов, банды маргиналов, собранных со всего света – все их тылы будут защищены и обеспечены войсками НАТО, не принимающими прямого участия в боевых действиях.
Очень хочется верить, что наш нынешний Вождь, в отличие от товарища Сталина, найдет способ задавить нацистов в зародыше, и договорится с украинцами о конфедеративном устройстве государства Украина, при котором все народы ее населяющие, смогут, не смотря на различия в образе жизни и мышлении, плодотворно трудиться на собственное благо и благо своей страны, жить счастливо и дружно. Примеры таких государств имеются. Далеко от Украины ходить не надо.
Москва, 24 апреля 2014 года