Недавно исполнилось 94 года преподавателю китайского языка, профессору Военного университета Ивану Дмитриевичу Кленину. И хочется сказать самые добрые слова этому Человеку уже сейчас, не дожидаясь очередных «круглых» дат.
Кто для меня Иван Дмитриевич Кленин – Человек, Офицер, Ученый.
Кленин – Человек
Сначала поражает в нем кажущаяся сухость и жесткость и только с годами понимаешь, что на самом деле – это постоянная собранность и готовность к действию. В нашей жизни нельзя допускать расслабленности, иначе «съедят». Но у Кленина его жесткость и умение проверять людей на практике сочетается и с доверием к людям, а главное – с готовностью брать ответственность на себя. Не случайно в зарубежные стажировки и командировки он, как правило, сначала посылал молодых – это и учеба, и проверка, но и доверие.
Кленин – Офицер
В первую очередь, офицер-фронтовик. Мне на всю жизнь запомнилась его фотография, которую я видел на стенде еще курсантом: пронзительный и даже яростный взгляд человека, вдосталь хлебнувшего военного лиха. Он как бы говорил: «Ну а ты-то сможешь?». И мы старались, как могли. И тоже с годами понимали, что жесткая военная дисциплина и требовательность Кленина – это непременные условия для тех, кто желает чего-то добиться в этой жизни.
Кленин – Учитель и Ученый
«Дедушка отечественного военного китаеведения». Для нас он всегда был Царь и Бог, который восседал где-то в облаках и иногда спускался на бренную землю, чтобы немного поучить уму-разуму молодых китаистов. И учил как надо. После его занятий все, что надо было знать, запоминалось надолго и потом очень и очень помогало в практической работе. Даже сами китайцы поражались нашим знаниям военной лексики.
Его многочисленные ученики – самый главный труд его жизни. Но есть еще и китайско-русский и русско-китайский военные словари. Эти словари – настоящий подвиг Ученого, посвятившего себя служению отечественному военному китаеведению.
У Кленина-Учителя не было любимчиков, он со всех требовал одинаково, невзирая на чьи-либо заслуги и регалии. И его всегда уважали и уважают за строгость и справедливость.
Но главное – он учил нас, как надо идти по жизни: прямо и не сгибаясь, не кланяясь и не лицемеря. Не всегда и не у всех из нас это получалось, но мы во всяком случае старались и помнили пример Кленина.
Спасибо, Вам, Иван Дмитриевич!
Гаврилов Виктор Александрович, выпускник 1979 года