А. Мельник. ИРАНСКИЙ ДНЕВНИК

группа в Иране

Как ранее сообщалось на нашем сайте (https://vkimo.com/node/336) , группа российских студентов Кубанского университета под руководством Аркадия Мельника-выпускника ВКИМО (З-85у)отправилась на учебу в Иран. Мы начинаем публикацию «Дневника Мельника».


ИРАНСКИЙ ДНЕВНИК МЕЛЬНИКА

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
5.08.2009
Иранцы привезли чай из Индии. Привезли тайком, так как индусы под страхом смерти хранили свои тайны. Но гилянский смельчак все-таки нашпиговал свой посох семенами чая и привез-таки его в Гилян более 100 лет тому назад. Теперь в городе Лахиджан есть музей чая и его первооткрывателя. В Раште свой говор, называется «гуеше гилаки» گویش گیلکی — Иногда сильно отличается от фарси, не все тегеранцы его понимают. (Кстати, какой умник ввёл в оборот такие переводы, как Решт, Мешхед, Герат, Мерв, Кередж, Тебриз, когда иранцы сплошь говорят: Рашт, Машхад, Харат, Марв, Карадж, Табриз?)
Фильмы в переводах идут в основном японские, индийские, американские. Русских, советских фильмов нет.
В библиотеке универа всего одна полка с русской литературой. Словарей Восканяна, Миллера, Рубинчика не было. Зато литературы на английском – пол зала. На французском нет, зато есть кое-что на немецком. Наверное, это неудивительно, если учесть, что университет был построен по немецкому проекту и немецкими специалистами.
В Гиляне живут нацменьшинства – армяне и талыши. Талыши живут в основном ниже иранской Астары. Как приятно было узнать, что одним из первых ученых, создавших грамматику и словари талышского языка был наш ученый иранист Миллер! В гилянском говоре сохранилось много русских слов, в основном в прибрежных деревнях – «лодка, водка, молодка», шкаф, заказ, боты, резина, пароход, помидор, папирос — правда, они их коверкают почти до неузнаваемости. В гостинице «мехмансарай»مهمان سرا — — при универе кухонная мебель, кровати – все из железа, сказывается отсутствие деловой древесины. Причудливое сочетание цивилизации и местного менталитета – на улице можно увидеть девушку в черном хиджабе, зато с кепкой на голове. Вешалка для одежды может висеть на кухне, рядом с раковиной для посуды. Мусорка может стоять прямо возле входа в гостиницу, хотя места кругом – футбольное поле. Зато тараканов нет! И на окнах ставят даже сетки от комаров. В комнате кондиционер, холодильник, телевизор, душ, горячая, холодная вода, туалет на иранский манер, почти что биде – все атрибуты современной цивилизованной жизни.
В Раште 2 армянские церкви, памятник Мирзе Кучек –хану (местному батьке Махно или Котовскому).
2 августа – день полиции, на улицах вся полиция города в белой парадной форме.
7 августа – جمعه — день рождения пророка Махдиروز تولد خضرت مهدی :. Его также называют имамом Нашего Времени – امام زمان. По этому случаю украшают дома, на входе во двор вешают блестящие ленточки.
Свадьбы в основном идут по пятницам.
Иностранцев, видимо, в Раште бывает мало (хотя мы встречали и иракцев, и французов, немцев, итальянцев и даже малайзийцев, а на базаре видели даже объявления на русском типа: носитель языка даёт уроки русского). На нас смотрели как на экзотику, выстраиваясь в ряд, — как мы выходили шумно (как всегда) из автобуса, фотографировались сами, снимали достопримечательности – جاهای دیدنی и давали интервью
– مصاحبه
Ездили на море в Энзели. Не в сам порт, представляющий собой крупный современный морской порт, а поодаль. Море – чистейшее, но удобств никаких. Цивилизация не коснулась этих мест! Господа олигархи, банкиры и предприниматели! Есть тема! Есть ниша, куда можно внедриться! От Астары на западе до Бандаре Торкман на востоке можно создать курортную зону мирового значения! Тут благодатный климат, гряда гор Эльборз защищают эти места от южного зноя, температура в основном держится около 27° — рай да и только! Солнце не печет, облачно, если пасмурно – моросит мелкий, приятный дождик, под которым можно ходить без зонта. Рашт – город дождя. شهر رشت شهر باران است Думайте, дерзайте, а наши «персы» вам помогут! (Без нас, кстати, вам не обойтись)
Ну, понятно, женщины сидят сзади отдельно в автобусе, мужчины впереди. Женщины если и купаются, то в платье, и обязательно в компании родственников или близких знакомых. С женщиной за руку не здороваются.
На базаре товары – на любой лад и вкус. Цены на большинство товаров, кроме импортных, — примерно в 2 раза дешевле, чем у нас. Импортные товары стоят примерно также, как и у нас. Тегеран или Рашт – это не Кабул или Конакри, где тебя обступят со всех сторон и готовы силком всучить тебе все, что надо и не надо. Везде корректность, любезность, воспитанность, уважение к иностранцу, — в общем, знаменитый персидский «таароф» — تعرف . И этот таароф проявляется не только в поведении, но и на уровне языка, — в Иране не услышишь мата, сквернословия, их язык изобилует выражениями вежливости и уважения к собеседнику: милостивый сударь! آقای محترم! Да не оскудеет Ваша рука دستتان درد نکند Я готов за Вас погибнуть ! قوربانتان بروم!. Сегодняшний персидский язык напоминает мне ту пору, когда русские выражались: батенька, сударыня, милостивый сударь, соколик и т.д. Безвозвратно, видимо (хотя, конечно, тут всё зависит от воли правителя), ушла из русского языка эта пора, а вот у иранцев всё это сохранилось…
В книжном магазине можно увидеть в переводе и Достоевского, и Чехова, и «Майн Кампф», и историю партии Туде, и «Династию Пехлеви». Плюрализм мнений – налицо. Правда «нейтральные» материалы про Гитлера на T.V. и журналах, вкупе с передачами про Лени Рифеншталь с её фильмом «Триумф воли» — پیروزی اراده явно оставляют неприятный осадок. Конечно, нет эротических журналов и массы голых тел на прилавках магазинов или книг порнографического содержания.
Иранцы бережно и ревностно относятся к своему языку, не допускают засорения своего языка иностранными заимствованиями и всякой зарубежной, европейско-западной, в основном, грязью. Компьютер у них «районе» رایانه, велосипед – «дочархе» (буквально: двуколка) دو چرخه, сайт – «пайгах» پایگاه и т.д. Молодцы, у них действует комиссия по языку, где в законодательном порядке вводятся нормы правописания и применения тех или иных слов. Уважающий себя иранец, начиная от простого лавочника и кончая президентом страны, никогда не скажет: «в формате», «компонента», «суперджет» и т.д.; он скажет соответственно по фарси: «в составе», «составляющая», «сверхскоростной». Зачем? У них и в помине нет этой нашей мнимой учености и ложной образованности, обязывающая нас преклоняться перед всем западным и европейским, в т.ч. и перед их языком. Руководству нашей страны следовало бы у них научиться языковой политике. Они гордятся своим славным историческим прошлым, — если (по их мнению) арабы ассимилировали большинство покорённых народов: вместо коптов появились египтяне, ашуры стали сирийцами, берберы стали ливийцами, финикийцы стали ливанцами, то персы, несмотря на долгое арабское владычество, сохранили свой языковой строй, свою культуру, цивилизацию.
7.08.09
Вчера были в провинции Мазендаран, город Рамсар. Расположен на берегу моря, главная достопримечательность – канатная дорога,تله کابین . Замечательное место, жипописные картины. Гряда гор идёт вдоль побережья Каспия и заканчивается на границе с Афганистаном в Хорасане (столица Машхад). Здесь уникальный, благоприятный, мягкий климат, везде, где только можно, выращивают рис, чай. Обширны плантации киви с капельным поливом, которые вызревают к октябрю. Иранцы не знают, куда их девать и просят меня организовать поставки в Россию. По сути дела, равнинные места Гиляна и Мазендерана (за исключением лесной части гор) представляют собой сплошной редкозаселённый ареал. Если у нас на Кубани от станицы до станицы можно проехать и 10,и 15 км, то там таких расстояний между деревнями нет, как нет и деревни как таковой. Есть просто отдельно стоящие домики, вокруг которых раскинулись плантации риса. Рис они сажают и убирают вручную, комбайнов не видно. У них нет искусственной ирригации, как у нас на Кубани на рисовых чеках, просто количество выпадаемых осадков вполне достаточно для обильного полива.
16 августа – День возвращения пленных из Ирака. Пленных было около 45 тыс. Только в Гиляне – 2 тыс. Их с самого начала приняли как своих родных, такого отношения как к нашим пленным после Великой Отечественной или к афганским пленным до 90-х годов не было. По ТВ идет много передач про пленных, которые провели в иракском плену по 7-8 лет. В Гиляне реабилитационные центры не только для инвалидов, но и просто для участников войны, которые весьма в почёте. Многие участники войны с Ираком занимают высокие государственные должности. Вообще отношение иранцев к погибшим на войне шахидам весьма трепетное. В любом учреждении, вдоль дорог висят плакаты с фотографиями и именами погибших за отечество. Бывшая шахиня Ирана с гордостью сказала в интервью БиБиСи: мы вырастили поколенье, которое спасло Родину от внешнего иракского агрессора. А какое поколение вырастили вы? — спрашивала она, обращаясь к нынешним правящим муллам.
Развлечения иранцев.
В обычном европейском или российском понимании развлечений как таковых нет. У нас это ассоциируется с энным количеством спиртного, песнопением, шумом и гамом (извержение адреналина). Для этого у нас есть и соответствующие заведения – рестораны, бары, ночные клубы, стриптиз клубы со своими интим магазинами. В Иране всего этого нет и помине. Есть чайхане, где можно попить чаю, кофе, компоты и соки, съесть какое-нибудь колуче (کلوچه). Есть ресторан (его легче назвать общественной столовой советского времени), где вас угостят местными блюдами: рис хорешк, рис кабаб-кубиде, рис луле-кабаб, рис чале-кебаб, рис…., рис….Но это не означает, что они никуда не ходят. Отдыхать обычно выходят по вечерам, когда жара спала и чаще всего в составе семьи. Расстелют софре на газончике и едят себе берендж потихонечку, ведя мирную беседу. Посещают достопримечательности: гробницу такого-то имама, шейха или остада, мечеть какую-то, горы такие-то, город такой-то. Ну, и в принципе, — все. Есть зурхане ( زورخانه), где силачи меряются силой или таскают тяжести, кружатся в национальном танце под бой барабана- дохоль, в туркменские селениях – бозкеши, на Каспии, — многие виды спорта, связанные с морем: плавание, парусный сорт, лодка, каноэ. Но следует учесть, что все это – прерогатива мужчин. Для женщины спорт, — это ходьба по магазинам, базарам, наматывание кругов на кухне. Нигде не увидите женщин, занимающихся по утрам бегом-трусцой в облегающем спортивном костюме, подчёркивающем все её женские прелести. Женщинам разрешено купаться, но только не в купальном костюме, а прямо в хиджабе. И уж совсем неприлично для иранского мужчины купаться в плавках, — для этого есть шорты. Так что шорты в ходу!
Зато какой послушный народ получается в результате! Да с таким народом не то, что С.Хусейна, но и Америку можно победить, а если захотеть, то и коммунизм можно построить! У иранцев обходительность и вежливость в крови, на улице не услышишь крика, сквернословия. У водителей и в помине нет русской привычки живописно выложить тут же всё, что они думают об остальных участниках дорожного движения. Никто не спешит перебежать улицу (кстати, понятие пешеходного перехода, «зебры» в Иране, — чисто теоретическое понятие, улицу переходят где угодно, прямо под носом у бравого полицейского). Размеренно, не торопясь, ходят иранцы, нет дёрганий, нет суеты. И работают они точно также, не торопясь, без русского остервенения и авралов.

Чем заполнено эфирное время?
В Иране нет частного телевидения, все каналы – государственные. Развлекательных программ в европейском понимании с полуголыми девицами в клипах, естественно, и в помине нет. Иранские ханумы выступают по Т.В. только в строгих хиджабах. Программы носят просветительский, воспитательный характер. То идут передачи исторические, рассказывающие о славном персидском прошлом, то политического содержания на тему национализации иранской нефти правительством доктора Мосаддека, то разоблачающие шахскую династию. Организуют круглые столы, где политологи обсуждают (естественно в рамках существующей официальной точки зрения) текущие политические события, в основном в Афганистане и Ираке. Приглашаются теологи, где обсуждают темы мироздания, ежедневного поведения мусульманина и т.д. Бывают передачи типа наших «Что? Где? Когда?», только вопросы у них специфические, — в какой суре Корана содержится клятва? Где похоронена жена 7-го имама? Женщины в основном представляют свое умение что-нибудь пошить, приготовить вкусное блюдо, — делятся рецептами, секретами своего мастерства. Ну и, конечно же, не забывают о молитвах. Молитвы передают ежедневно, а по поводу какого либо праздника – проповеди. Единственно, чего нет, — так это той набатной истерии муэдзинов, призывающих рано утром правоверных к азану, которая передаётся через усилители в Кабуле, Джелалабаде или Конакри (Гвинея), Сане (Йемен). Особой навязчивости нет. Конечно же, бывает реклама. Но рекламируют в основном отечественного производителя, свой рис, свои фисташки, свои сухофрукты.

8.08.09
Вчера был день рождения пророка Махди. По Т.В. только и слышно разговоров о пришествии Махди, о том, что он должен спасти мир. У всех брали интервью, основной вопрос – что ждут от пришествия Махди. Проповеди в мечетях шли почти целый день, особенно запомнились трансляции плача, стенаний и мольбы чтецов Корана о пришествии спасителя. Попадаешь в какую-то наэлектризованную атмосферу, которая захватывает тебя полностью, заставляет оставаться наедине с самим собой, уходить в себя. Даже не зная арабского языка, невольно заражаешься неведомой силой, влекущей за собой.
В проповеди руководителя страны ( رهبر ) господина Хаменеи прозвучали многие нравоучительные вещи, которые показались даже интересными с чисто познавательной точки зрения. Куда идёт мир? В лучшую или худшую сторону? В какой-то степени для меня было открытием то, что руководитель говорил с уважением об ожидании христианами Иисуса Христа, иудеями – мессии, он уважительно говорил о буддистах, о зароастрийцах. Ничего подобного я не слышал из уст нашего Патриарха. Свою паству он также называет «дети мои» — فرزندان من . В конце проповеди он сказал примерно следующее. Помолимся Богу, чтобы врагам нашей страны не удалось нарушить мир. Пусть Бог удержит нашу молодёжь от необдуманных поступков. Пусть будет мир и спокойствие.
Ох, и есть о чём заботиться и печалиться уважаемому духовному лидеру! Непосильную задачу взвалило себе на плечи духовенство Ирана, — жить по божьему закону, да ещё и стать центром исламского мира (в Раште строится самая крупная мечеть в мире). Если прикинуть простую арифметику, — мусульман в мире 1,5 млрд человек, большинство из них – сунниты. Шиитов – явное меньшинство, 70млн в Иране + 6 млн в Азербайджане, + 2 млн. хазарейцев в Афганистане, + несколько млн в Палестине, Сирии и Ираке, чуть-чуть в Синде пакистанском. Ну, от силы 100млн наберётся. Почему ислам шиитского толка должен стать, по их мнению, ведущим направлением в исламе? Непонятно. Да и народец какой-то непонятный попался…Стараешься, стараешься для них, всё пытаешься делать по священному писанию, соблюдаешь пост Рамазан (за нарушение поста – привод в полицию, min штраф – 50$), оберегаешь молодое поколение от тлетворного влияния Запада, в компьютерные сети ставишь фильтры, чтобы пользователи Интернета не могли читать западную пропаганду, а они, поди ж ты, все недовольны… На последних выборах 20 млн. чел проголосовали за Мусави и только 6 млн за выдающегося исламского революционера Ахмади Нежада. Эх, неблагодарный народ…Ну, не хочет он жить по священному Корану, не хочет он соблюдать этот Рамазан, не хочет он жить по таким законам, что придумали муллы. Во всяком случае, я не встречал ещё в Иране человека, который был явно настроен в пользу нынешнего правительства. Политические партии в загоне. Партия национального доверия Каруби ( حزب اعتماد ملی), Партия Единения ( حزب مشارکت ), Партия Справедливости Хашеми Рафсанджани (حزب اعتدال هاشمی رفسنجانی ) находятся на полулегальном положении, доступ к СМИ крайне ограничен, а ряд других левых партий вообще загнан в подполье: Туде (توده ), Национальный фронт ( جبهه ملی), Федаийане Халк (большинство и меньшинство) (فدائیان خلق، اکثریت و اقلیت ) Организация исламских моджахедов ( سازمان مجاهدین اسلامی )
Что такое ислам в повседневной жизни Ирана?
В любом заведении (школе, институте и т.д.) есть комната для намаза (напоминает нашу ленинскую комнату) и везде шастают руханиюн, этакие исламские комиссары. Они не только преподают ислам, но и ведут надзор за соблюдением святая святых, — исламского духа в повседневной жизни, — нельзя орать, нельзя ходить в обнимку с девушкой (не говоря уже про поцелуи в общественных местах), нельзя нарушать форму одежды (женщина должна ходить с покрытой головой и из-под рукавов у нее должны быть видны только запястья); если вдруг она обнажит локоть – это будет حرم и شرم верхом неприличия и непристойности. Молодежь, конечно же, плюёт на это как может, однако общие рамки вынуждена соблюдать. Ну, очень сильно похоже на советскую модель жизни, когда все клялись в верности партии, а в душе презирали её. Мы это уже проходили: нельзя вечно врать, нельзя вечно жить во лжи. Такой строй обречён. С одной стороны – да. Ну, а если посмотреть на это дело иначе? В этом есть, наверное, и свои плюсы. Во всяком случае, в Иране можно спокойно и в 2, и в 3 часа ночи одному пройтись по ночному городу и никто тебя не остановит и не попросит внезапно закурить, поинтересовавшись заодно и содержимым твоего кошелька. А у нас — лучше, что ли, если провоцирующие юбочки у девочек чуть ниже трусиков, также как кофточки чуть ниже бюстиков? Лучше, если на дискотеках и концертах девушки снимают трусики и размахивают ими над головами? Зато у них нет изнасилований, ограблений, развод в семье иранской, в отличие от нас, считается делом ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ, в этом разбирательстве участвует вся родня, — как с той, так и с этой стороны. Разводы – крайне редкое и крайне непопулярное явление. Смотришь иногда наше телевидение, — как будто вести с фронта передают: там убили, здесь ограбили, там мать дитя бросила, здесь дети родителей в приют сдали. В Иране это всё – с точностью до наоборот. Именно после поездки в Иран я ещё больше укрепился во мнении, что у нас в стране нужно ввести полицию нравов.
Что такое исламский строй в Иране?
Верховная власть принадлежит руководителю, в данном случае ходжатолэсламу Хаменеи. Президент, избранный в ходе всеобщих выборов, — фигура в основном подчинённая, исполнительная, не зря в стране нет должности премьер-министра.
Изучение Корана – обязательная необходимость (атрибут) на всех этапах обучения и образования. Пусть у тебя будет диплом Гарварда или Оксфорда, но если ты не можешь читать суру Корана, если ты не знаешь молитву, не можешь молиться, то тебя не примут на работу (положи исламский партбилет на стол!) А перед приёмом на работу тебе обязательно устроят экзамен (как сдают государственный язык в Эстонии или Киргизии), — а действительно ты умеешь молиться, не сочиняешь ли? Ну, до самого главного аргумента (проверка обрезания), конечно, дело не доходит, но остальные строгости очень даже соблюдаются.
Итак, руководитель, рахбар выбирается коллегиальным органом, который называется велайате факих ولایت فقیه . Это – верховная власть в Иране. Это – могущественный орган, который решает всё и вся.
Из чего складывается могущество والای فقیه ?
— экспроприация шахских земель и собственности (кстати, обширнейшие земли),
— доходы от нефти и сбор налогов,
— доходы от добровольных пожертвований и сборов в мечетях (кстати, весьма внушительные),
— хомс ((حمث, 1/5 доходов каждого мусульманина. У каждого правоверного есть свой عالم دین (духовный наставник), которому он открывает свою душу, который и считает, сколько его подопечный должен внести хомса (у суннитов это – закят, زکات )

Кум – иранский Ватикан ( кстати, пишется قم , а происносится «гумм», также как и قزوین «газвин»). Религиозный рахбар в Куме обладал и обладает в Куме властью большей, чем шах когда-то или сейчас президент. Кстати, революция потому-то и началась, что шах посмел обидеть религиозного руководителя Кума.
Причем действует система «ниппель». В каждом остане (провинции) проводятся выборы хабреган ( (خبرگان. Это – так называемые выборщики на европейский манер. Выбирают 2-3 улемов в состав ولایت فقیه . ولایت فقیهвыбирает руководителя и следит за его деятельностью (как бы коллегиальный орган). Руководитель назначает членов شورای اسلامی , а те в свою очередь определяют (или назначают) кандидата на выборы . Таким образом, круг замыкается, — я назначаю тебя за то, что ты проголосовал за меня. Передрали методы работы партийной советской номенклатуры!

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

15.08.09
Советской, русской техники на дорогах Ирана совсем нет – видели пару раз «ГАЗ-66», да «ЗиЛ». Наших легковых вообще нет. Надписей на русском и в помине нет, дорожные знаки и витрины дублируются на английском (на языке злейшего их супостата!). В Гилянской провинции нет железных дорог, а кому, как не России, строить здесь железные дороги? Если у них Энзели – окно в Европу (через Россию, также, как и для Афгана), то почему мы прошляпили эту геостратегическую выгоду? Поневоле призадумаешься над реальной действительностью: вместо того, чтобы надувать губы и пыхтеть, трубить о величии России, писать очередную книгу о том, что Россия спасёт мир (передаю привет ВИИЯковцу С.М.Небренчину!) пора понимать, что суровая действительность несколько иная, что в плане распространения своего влияния (хотя бы на ближайших наших соседей!) мы бесконечно отстали. Да не спасёт Россия таким макаром мир. Выйдите за пределы Садового кольца, ступите на землю Курска или Орла, приезжайте в Рашт и с ваших глаз спадёт эта миссионерская ваша пелена! Тендер на строительство мостов в Баку выиграли японцы, медные месторождения в Айнаке (Афган) разрабатывают китайцы, киргизские студенты из Бишкека, которые приехали с нами заодно на практику в Рашт, легче изъясняются на фарси, чем на русском (а ведь Пишпек, — это русское, казачье поселение!), — а мы всё крутим заезженную пластинку о величии России…
Конечно, самые совершенные двуязычные словари из существующих – это Рубинчик и Восканян. Гордость берет за нашу страну, за наших соотечественников, особенно когда сравниваешь их словари с новыми, изданными в Тегеране иранскими авторами. Например, в русско-персидском словаре доктора Голькарийан – куча ошибок, неточностей и конфузов: «облокачиваться» и «преклонить колени», оказывается, у него – одно и то же! Но нельзя же вечно выезжать на нашем славном советском прошлом! Сегодня смотришь: электронного русско-фарси и фарси-русского словаря нет, и чтобы найти нужное слово, приходится искать его английский эквивалент в англо-фарси электронном варианте. Где твоя былая слава и мощь, Россия?
Культурное наследие и достопримечательности.
Музей вблизи Рашта называется موزه روستائ و میراث – хотя его дословный перевод звучит необычно: деревенский музей и наследия. Чтобы увековечить память прошлых предков решили отцы города создать музей под открытым небом: порыскали по окрестностям провинции, нашли подходящие живые экспонаты-дома, договорились о цене с хозяевами (!), ударили по рукам. Потом пришли специалисты-французы (почему не русские?) по этим делам, сфотографировали во всех ракурсах дома, пронумеровали балки, лясы, разобрали домишки и вот в окрестностях Рашта появился огромный, на 6 тыс. га музей под открытым небом, где в миниатюре собрана вся провинция Гилян 150-летней давности. Гиды-экскурсоводы предстают перед нами в национальных костюмах (Мухаммад Реза шах ввёл европейскую одежду только в 20-х годах прошлого столетия). Тут можно увидеть и домашнюю утварь, и ручные ткацкие станки, и ручные мельницы и прялки для разматывания коконов шелкопряда, и сушилки для риса и чая. Бережно относятся иранцы к своему прошлому, ничего не скажешь. У них есть память, а, значит, есть и будущее, чего нам иногда не хватает. Есть чему научиться и у них: во всяком случае, у нас в окрестностях Краснодара (на Кубани подобный музей открылся недавно вблизи Тамани, в станице Атаманской) подобного музея нет.
Принимают нас везде хорошо, — можно сказать, по высшему разряду. Встречает нас сам доктор Хатем-заде, ректор университета, в котором 12 тыс. студентов, 7 факультетов, 35 отделений, который готовит специалистов по 112 специальностям! Большое хозяйство! Везде даём интервью, нас показали даже по местному (областному) телевидению. Возят по достопримечательностям, приглашают в центр распространения ислама, везде дарят книги, книги, книги, которые здесь стоят на 2 порядка ниже, чем у нас (и это в стране, где писчая бумага импортируется!). Подумать только: мы получили каждый бесплатно 6-томный толковый словарь персидского языка (автор – доктор Моин)! Это – как наш Даль. Всё это – на халяву: книги, подарки, экскурсии, питание, проживание в общежитии, учёба. Я прикидываю, как бы это происходило у нас, в России. Знаю одно: с точностью до наоборот! Знаю, как кряхтят наши ректора, когда дело доходит до шкурного вопроса, — ответ всегда один: денег нет! Молодцы иранцы, они не только словесно заботятся о своей культуре и её распространении, но и на деле это демонстрируют. Спрашиваю у преподавателей: господин доктор, а сколько Вы получаете зарплаты? Оказывается, самые низкооплачиваемые специалисты, — это преподаватели языка. И низшая планка зарплаты в месяц – 1,5 тыс. $ плюс какие-нибудь премии или дополнительные заработки. И куда мне соваться в их калашный ряд со своей зряплатой в 3,6 тыс. деревянных? По сравнению с ними я – церковная мышь! Как тут у нас в России не быть проблеме утечки мозгов при таком раскладе? И ещё одна интересная деталь: если иранский преподаватель едет за рубеж по своим научным делам, то ему возмещают расходы (иранцы говорят: امتیازات میدهند ) за перелет, за проживание. Когда же я со своими друзьями в России обсуждал эту несправедливость, — мол, давайте напишу Сентюрину на эту тему (как никак наш «перс» ВИИЯковец – замминистра образования РФ!), то мне было сказано: ишь, какой ты хитрый жук, — ты хочешь словить и там, да ещё и здесь! Что остаётся мне делать? Сложить крылышки и больше не дёргаться: проблему утечки мозгов мы решим, в том числе и тогда, когда преодолеем сами себя, когда преодолеем вот такой образ мышления.
Оставляем позади Гилян с его пышной зеленью ( همه چیز سرسبز ), буйной растительностью, лесами, с природой, напоминающей мне районы Горячего Ключа, Джубги и Сочи и направляемся за перевал в Тегеран. Чем выше в горы, — тем реже леса, беднее растительность и, наконец, достигаем полосы, где начинаются почти что афганские пейзажи. Такие же абсолютно голые горы, такая же нечернозёмная земля, как в Афгане. Наш микроавтобус кружит по горному серпантину, минет то один опасный поворот, то другой, въедет то в одно ущелье, то в другое. Естественно, на макушке горы, где один климат меняется на другой (умеренный на жаркий), всегда бывают ветры. И вот иранцы (ах, какие они недотёпы! – думаем мы в силу наших имперских амбиций) уловили этот момент и понаставили на этом горном массиве… штук 50-60 ветровых электростанций. Много я проехал по России, много у нас ветров (Анапа, Новороссийск, Геленджик и т.д.), а вот таких электростанций не видел. Я только читал рассуждения наших спецов, что они-де капризны в эксплуатации, что срок их окупаемости – около 18 лет и т.д. Иранцы не рассуждают. Иранцы это сделали! Едем дальше. В горах Ирана очень развита система тоннелей. От Рашта до Тегерана их, наверное, не менее 15. (Мы потом ездили и в других направлениях, и там – такое же количество тоннелей). Тоннели разные, — от 100 метров до несколько километров. Не поскупились иранцы на их строительство, понарыли их, где только могли, — добротно, основательно. И не скупятся на строительство и, главное, содержание дорог. Их дороги, по сравнению с нашими, — в идеальном состоянии. Подумал: а может, не совсем верно у нас говорят, что, мол, потому-то у нас плохие дороги, что земли много и расстояния великие. Мне кажется, у нас в России дороги плохие потому, что Путин по ним не ездит, а все летает на истребителях. Вложения в строительство и содержание дорог обернутся большей отдачей в других отраслях: оживятся грузоперевозки, меньше аварий, меньше простоев, потерь рабочего времени. Жаль, что у нас президенты учили юриспруденцию, а не диалектику. Мои студенты, слава богу, не познавшие войны, смотрят широко открытыми детскими глазами на незнакомые горы, восхищаются необычными для русского глаза картинами, а я прикидываю в уме: во-о-он за той скалой может стоять ДШК, а за той бровкой десятку бойцов можно засесть с автоматами и пулемётами. Если будет засада, — нам крышка! Странное ощущение: такие же горы, считай, тот же язык, на котором говорили в Афгане, а войны-то нет, всё спокойно! Алхамделелла, благополучно добрались до Тегерана, поселились в представительстве Гилянского университета. Опять-таки особенность: почти у каждого университета в столице есть представительство (считай, — гостиница), где сотрудники университета могут приезжать по своим служебным делам и бесплатно проживать. Удобно, комфортно (туалет, душ, холодильник, газовая плита, кондиционер), все в интересах человека, всё для блага человека! Только для нас это было когда-то несбывшимся коммунистическим лозунгом, а для иранцев это – реальность. Какой провинциальный университет у нас в России может похвастать подобным представительством в Москве?
И началась у нас Тегеранская жизнь…

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

12-тимиллионный Тегеран встретил нас с радушием. Я ожидал, что здесь будут сплошные небоскрёбы, однако взору открылись более скромные картины. Дома в основном здесь 4, 6-тиэтажные. И не потому, что здесь сейсмоопасная зона (иранцы умеют строить, и в Тегеране есть и 50-тиэтажные здания, на уровне облаков), просто здесь такой архитектурный стиль, особенность. Крупный, большой город Тегеран раскинулся на огромной площади. Причина не в том, что здесь – вдоволь земли, а просто так исторически сложилось. Например, на севере Тегерана, в Дарбанде, дома примыкают прямо к горе, задняя стена дома – это гора. Значит, экономят на земле. Метро, построенное по китайскому проекту, имеет всего 6 линий. Казалось бы, везде должны быть пробки, однако здесь пробок меньше чем даже в Москве или Краснодаре. Просто они поступили очень умно. У них в городе почти нет…перекрёстков! Нет таких сплошных пересечений улиц, как у нас. В местах пересечения улиц у них построены мосты, одна улица «пролетает» над другой по мосту, поэтому проблема простоя у светофора снята! По городу днём можно разогнаться до 120 км! Далее. В Тегеране есть улицы, где ходит исключительно общественный транспорт, — автобусы и такси. Я не видел трамваев и троллейбусов. Проблема перегруженности транспортом решается у них ещё одним способом: если номер твоей машины заканчивается, скажем, на нечётное число, то ты не имеешь право заехать в центр города по нечётным дням: воскресенье, вторник, четверг (это у них: один шамбе, три шамбе, пять шамбе). Придуманной талантливыми и невероятно находчивыми (для себя) российскими чиновниками дуристики типа: мигалок, спецномеров и т.д. здесь нет.
Улицы Тегерана имеют свои особенности. У нас магазины расположены хаотично: рядом с обувным магазином можно увидеть продуктовый, возле «Книги» может красоваться хозяйственный. В Тегеране и других городах всё несколько иначе: улица Асадабади торгует костюмами, а Енгелаб торгует книгами. Удивительно, но самое многолюдное место в Тегеране – как раз улица Енгелаб – место, где торгуют книгами. Наверное, весь Иран попеременно сюда съезжается. Иранцы ценят книгу, ценят знание, науку; учитель, остад у них в почёте. Например, Мусави после премьерства вновь продолжил свою простую преподавательскую деятельность на кафедре архитектуры Тегеранского университета. Не сравнить прилежность и старательность иранского студента и российского: если наш только и думает, как слинять с занятий, как придумать причину уважительную, то иранские наоборот, вгрызаются в науку, любопытствуют, одним словом, — учатся. Такой показательный штрих: при встречах и разговорах с иранскими студентами, изучающими русский, наши почему-то всегда съезжали на родной русский. Приходилось им постоянно напоминать, что они приехали попрактиковаться в персидском, а не давать уроки русского.
Иранцы, даже простые обыватели, знают лучше историю Советского Союза и России, чем среднестатистический россиянин знает Иран. С чем у русского может ассоциироваться Иран? Ну, с исламом, с аятоллой Хомейни. И – всё! Разве простой преподаватель русской литературы из Рыбинска, скажем, расскажет нам про Мозаффер-эд-дин-шаха, Мохаммеда Али, про тебризское восстание 1908г., что оно было возглавлено командирами федайских отрядов Саттаром и Багиром и руководи¬телем организации муджахидов Али-Мосью, что Саттар происходил из крестьян и с первых дней революции принимал в ней активное участие и стал признанным вождем тебризских революционеров, что в европейской печати его на¬зывали «азербайджанским Пугачевым» или «персидским Гари¬бальди». А вот иранцы могут рассказать и про Ленина, и про «июдушку» Троцкого, и про Брестский мир, который даровал Ирану свободу (Ленин подарил Ирану всё царское имущество в этой стране и в марте 1918г. русские войска были выведены из Ирана). Особенно любят они говорить на тему о Сталине, о Тегеранской конференции. Назовут они и имя Хрущёва, Брежнева, Андропова, Горбачёва. Хотя, конечно, возникают и споры, и неточности, особенно в оценке деятельности Горбачёва, который, по их мнению, был этаким политическим ангелом во плоти. Ладно, оставляем разговоры о политике и спешим на улицу Енгелаб, в книжные магазины, посмотреть книжный рынок. Заходим, например, в «Издательство Гуттенберг» (انتشارات گوتنبرگ), — нас интересуют словари, учебники фарси и русского для иранцев. Нашему взору открывается огромный зал, напичканный необходимой нам литературой. Хочется скупать всё! Наши магазины на Арбате (секция персидской литературы) отдыхают по сравнению с русской секцией Гуттенберга! Возле «русских» полок толпятся иранцы, проявляя явный интерес к русской речи. Завязывается разговор. Кто-то учился в Киеве на музыканта. Кто-то в Ставрополе на учителя. Хорошие были советские времена! Отношение к русским уважительное, дружественное. Правда, нет-нет, да и упомянут о том, что Садам обстреливал их ракетами советского производства, что Россия была в числе 36-ти стран, помогавшим Хусейну, что Иран в одиночку противостоял в священной войне (دفاع مقدس ) всему миру. Я тут же парирую, что это – не Россия, а Советский Союз, которого сейчас нет, а Россия не имеет к этому никакого отношения. Да и правда, соглашается мой иранский дуст, эти арабы такие дураки! обстреливали 9-тиметровыми ракетами 6-тиметровые тегеранские улицы. Что, они не могли рассчитывать длину?
Словари в основном Рубинчика и Восканяна, есть и другие, местные авторы, куча другой литературы. Словарь Рубинчика переиздан. Беру его в руки, вспоминаю, как мы ездили всей группой на Арбат в 83г. и покупали его. Конечно, Рубинчик – руководитель авторского коллектива. В том коллективе был и известный всем персам-ВИИЯковцам Дорри, был и менее нам известный некто Османов М.Н. Так вот, сегодня словарь Рубинчика издан в Тегеране под его руководством. Всё бы ничего, да вот только одна заковыка: на обложке красуется реклама, — словарь с дополнениями, с новой лексикой, вошедшей в употребление после исламской революции.
Конечно же, не все было идеальным в Иране, были моменты, когда нас и что-то смущало, что-то томило. Как вы думаете, какого русскому попадать после разгульной расейской жизни в Иран с его сухим законом, да ещё и в месяц Рамазан? То, что вы – иностранец, что вы курите, никого не колышет, вы находитесь на территории страны, поэтому должны соблюдать ее законы. И особенно вымораживало их стремление всюду нас сопровождать, рекомендации без особой нужды не фотографировать, настоятельные просьбы ставить их в известность, куда нам надо идти, чего нам нужно, чтобы они заранее согласовали. Я им, конечно же, ничего не говорил, что понимаю их контрразведывательный режим, но иногда хотелось взорваться и сказать: что же вы, ребята, так грубо работаете? И в туалет, что ли, ходить в сопровождении? Конечно, иранцы не агнцы божьи, не зайчишки. И у них хватает дуристики, хватает жестокости, — на месте бывшей гробницы шаха они устроили после революции общественный туалет, а знаменитого иранского певца, который работал на Т.В. 20 лет и уехал после революции в Европу, не согласившись с новыми порядками в стране, агенты безопасности поймали в Голландии и отрезали сначала язык, а потом обезглавили. Таковы факты. Но – с другой стороны, что тут удивительного, если страна 8 лет воевала, потеряла более 1 миллиона убитыми, была «зажата» с двух сторон неприятелем, — нами со стороны Афгана, а с Запада Саддамом? Не прошло и 10 лет, как ситуация вновь повторяется, только теперь с обеих сторон — американцами. В разговорах так и сквозит тревога по поводу возможной войны с Америкой. Но у иранцев есть Дух, и они преисполнены решимости защитить свою Родину. В этой связи мне хочется сказать следующее:
Мистер Обама! Не стройте планов войны против Ирана! Оно не стоит того! Как не стоило Америке ввязаться в Югославию, Афганистан, Ирак. Не повторяйте своего предшественника Буша, который своими военными расходами довел до ручки экономику США! Есть гораздо интереснее проекты (простаивающие со времён шаха), куда можно приложить американские усилия – проекты превращения пустынь Даште Лут и Даште Кявир в процветающие оазисы, в зеленеющие сады. Почему Иран строит ЯО и испытывает баллистические ракеты? Только ли идеологическая ненависть к Израилю движет им? Да нет же! Им движет простой военный расчёт: окружённый со всех сторон [Израиль, Ирак, Турция, Грузия, Сомали, Афганистан, Пакистан, остров Диего-Гарсиа, — а также не будем забывать, что американские базы действуют и на севере в Узбекистане (Ханабад) и Киргизии (Манас)] неприятелем, который зарится на ¼ запасов нефти в мире, расположенных в этом регионе, ему ничего не остаётся делать, как только готовиться к отражению воздушно-космического удара, который американское командование, начиная с 2005г., планирует провести против него. Вот он и вынужден защищаться!
Мистер Обама! Не стройте планов войны против Ирана! Не слушайте своих стратегов, которые хорошо пишут на бумаге, но всегда забывают про овраги. Нанесение воздушно-космических ударов по военно-промышленным объектам Ирана малоэффективно без проведения военно-морской, аэромобильной и сухопутной операций, без развития успеха другими видами и родами войск. Тем более, что ПВО Ирана не в самом плохом состоянии, а время, отпущенное на разного рода переговоры, было им успешно использовано для проведения маскировочных мероприятий и рассредоточения военных объектов. ВС Ирана, могущего легко мобилизовать более 2 млн. чел., имеют непрерывный опыт ведения б/д на протяжении последних 25 лет (участие в б/д против 40А в Афганистане, ирано-иракская война, югославский конфликт – на стороне косовских албанцев, поддержка иракских шиитов). По численности американская (или коалиционная) группировка войск против Ирана (с населением 70млн. чел.) должна быть сопоставима с группировкой во Вьетнаме (более 500 тыс в/сл). Мистер Обама, не берите на душу такой грех. В иранских горных массивах Эльборза и Загроса молодые американские парни, посланные для установления «демократии» в Иране, зажатые в горных тоннелях (тоннели – отличнейшие долговременные укрепленные оборонительные районы и наверняка такие же существуют в горах, невидимые с космических спутников) найдут свою верную гибель. Вспомните судьбу погибших американских морских пехотинцев, посланных Дж. Картером в феврале 1980г. для вызволения американских заложников. Открытие «третьего» фронта в Иране неизбежно потребует создание Объединенного Командования ВС США на Среднем Востоке, координирующего действия войск на сплошном фронте от Средиземного моря до Пакистана. Всё это приведёт к интенсификации б/д в Ираке и Афганистане, ёмкость ТВД возрастёт, ширина фронта будет составлять более 3 тыс. км. Ведение одновременных непрерывных б/д на таком огромном ТВД приведёт сразу же к неоправданным потерям в л/с и боевой технике. Потенциальный выигрыш в такой войне будет мизерным по сравнению с понесёнными потерями. Даже применение тактического ЯО против Ирана не даст желаемых результатов. Зона поражения охватит многие сопредельные государства, но в первую очередь США будут вынуждены «прикрывать» от последствий применения ОМП (или выводить) свои же группировки из Ирака и Афганистана.
Вас прельщает такая перспектива, мистер Обама? Подумайте, мистер Обама, что скажет общественное мнение у Вас в стране, какова будет реакция Ваших союзников, которые уже сегодня не хотят выделять дополнительные контингенты в Афганистан. Военно-политическое руководство Ирана учло все уроки как ирано-иракской войны (ракетная война), так и последних компаний США против Афганистана и Ирака. На момент вступления США в войну против Ирака, С.Хусейн забодал всех, наделал столько глупостей, что сковырнуть его оставалось только дело техники. Комплекс внутренних противоречий Ирака (вооруженное курдское движение, сунниты – шииты, авторитарный режим, наличие крупной богатой оппозиции за рубежом) находился в апогее. Комплекс же внутренних противоречий Ирана (20млн. азербайджанцев, немногочисленная армянская диаспора, немногочисленная безработица, сомнительная степень законности нынешнего руководства, 5млн иранской диаспоры за рубежом) на сегодня не вызывает особых опасений. Если против Ирака США сделали упор на подкуп высшего состава армии, то в Иране такой номер не пройдёт. В том то и дело, что развязанная против Ирана агрессия только сплотит этот народ вокруг нынешнего руководства (плохое оно или хорошее, — в данном случае это не важно). На этот раз Америка столкнётся с монолитным единством страны, с шиитами. Представим себе довольно чётко, что это такое. Это – не только «шахсей-вахсей», это – сотни тысяч шахидов с поясами смертников по всему миру против американцев и их союзников. Такая агрессия противопоставит Америку всему мусульманскому миру и новая волна терроризма, вызванная этой самой агрессией, вновь захлестнёт весь мир. По совокупности последствий – это сопоставимо с применением тактического ядерного оружия против США. Какие срочные и перспективные цели могут преследовать США в этой, слава Богу, пока что воображаемой (гипотетической) войне? Уничтожение АЭС в Бушере? (вероятность достижения – 30%. А какова будет позиция России, вложившей туда огромные средства?). Блокаду Персидского Залива? (вероятность достижения – 30% .Китай, Япония останутся без энергоресурсов). Смену режима в Иране? (вероятность достижения – 1%. Сегодняшняя оппозиция в Иране при всех своих разногласиях с руководством будет бороться с агрессором). Установление контроля над нефтяными резервами Ирана путем смены режима или другими способами? (Вероятность достижения – 1%). Не таким путём, не путём наращивания напряжённости, мистер Обама, Вы должны пойти, это – заранее проигрышный вариант; ни внутренние, ни внешнеполитические факторы, ни чисто военно-технические, не складываются в Вашу пользу, мистер президент, а потенциал Ирана вполне сопоставим с задачей одержания победы в региональном локальном конфликте средней интенсивности.. Выведите свои войска из Ирака, Афганистана, своих советников из Грузии, перестаньте заходить в порты Черного Моря, выведите свои авиабазы из Манаса и Ханабада, — и позиция Ирана изменится!
Руководство Ирана неоднородно, там есть как консервативное, так и реформаторское крыло – отражение расклада общественных сил. Можно прекрасно найти общий язык с реформаторским крылом, диалог-работу необходимо вести постоянно, а не заниматься ребячеством и обмениваться ультиматумами и угрозами. С иранцами, какими бы они не были трудными и упёртыми переговорщиками, в конце концов, можно договориться. Мир с Ираном, также как и с Афганом, в буквальном смысле можно купить за деньги, за капиталовложения. (Правда, для такой тонкой работы нужны мозги и искусство ювелира, а не мозги уорент-офицера. Нужно работать скальпелем, а не топором). Грозятся, что введут санкции против Ирана. Да он только сильней станет от этого и ничего ему не будет от этого! Как бы он не ввёл санкций против «мирового» сообщества! Получается по схеме: нас того, а мы крепчаем! Иран, кстати говоря, благодаря тому, что не был «интегрирован», как Россия, в международное сообщество, не пострадал от кризиса и ему глубоко начхать на мировые финансовые потрясения. Стратегия США по отношению к Ирану и Афганистану – это стратегия даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня (разделяй и властвуй!). Надо придумать что-то новое!
Удивляет позиция России по отношению к Ирану и Афганистану. Собственно говоря, этой позиции нет, мы очутились в роли политических пристяжных у США. НАТО и США не пожалели нас в Абхазии, а дали Саакашвили зелёную карту на агрессию. Так почему же в Кремле думают, что в случае с Ираном или Афганистаном Штаты нас пожалеют? Тональность выступлений в наших СМИ по поводу Ирана – предвзятость. Позиция – едва прикрытая, едва скрываемая: противоиранская. Но мы же не должны отождествлять правящий режим с самим народом в целом. Может, правительство Путина тоже кому-то у нас или в мире не нравится, так же как и Ахмади Нежада, но при чём тут русский или иранский народ?
Уезжали мы из Ирана довольные, счастливые. В аэропорту Хомейни у нас был перегруз веса – на 5 человек килограмм 30 книг. За лишний кг полагается платить 20$, но девочки мои очаровали своей персидской речью сотрудников, рассказали, что мы студенты и везём из Ирана книги, культуру их страны. Иранцы были обезоружены и нас пропустили без лишних разговоров. (Потом во Внуково, дома, с нас потребовали 1500рублей и ни в какую! Пофиг, что ты студент! Так я оставил свой чемодан в камере хранения). Мои студенты приобрели множество друзей, с которыми им не хотелось расставаться. Уезжали в твёрдой уверенности, что обязательно приедут, увидятся снова. Я свою миссию выполнил: забрал их живыми и здоровыми у родителей и таковыми привез обратно, — но с возросшим уровнем знаний, языка. За полтора месяца, что они пробыли там, — они у меня, выросли, по их словам, «на семь голов» по сравнению с остальными, оставшимися дома.
Таков Иран, — со своими плюсами и минусами, со своей жестокостью и ранимостью, со своей тоской по великому прошлому и нацеленностью на не менее великое будущее, со своим ребячеством и одновременно со своей старой, древней восточной мудростью, с напряжённой обстановкой вокруг своих границ, со своей понятностью и раздвоенностью.
Но мы пожелаем ему удачи! موفق باش، ایران! Да хранит тебя Господь, Иран! خدا نگهدارت، ایران! До новых встреч! تا دیدار بعدی! Пусть будет мир на твоей земле! بگزار در سرزمینت صلح باشد!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.