А. Мельник, З-85у. Выступление на «Новом телевидении Кубани».

Мельник Аркадий

Прошёл февраль, насыщенный событиями. Наши ВИИЯковцы участвовали в «Уроках мужества» в школах, выступали перед воинскими коллективами в частях и военных училищах, рассказывая о нашей истории, перенимая эстафету у старших ветеранов…
В программе «Факты недели» НТК (Новое телевидение Кубани) принял участие Аркадий Мельник, 85-З. Эфир состоялся 20 февраля 2010г., ведущая программы Мария Кирейцева:
«Мельник Аркадий Леонидович, историк, преподаватель персидского языка в Институте экономики, права и гуманитарных специальностей, участник войны в Афганистане отвечает на вопросы нашей программы.
М.К. — Какой смысл сегодня вкладывается в понятие воин-интернационалист? Кто эти люди? Сколько их на Кубани?
А.М. – Чтобы раскрыть содержание этого определения необходимо вернуться немного в прошлое. Понятие «воин-интернационалист» появилось у нас в стране с вводом советских войск в Афганистан. С высоты сегодняшнего дня мы можем сказать, что это – отпечаток нашего советского, коммунистического прошлого. В то время наша внешняя политика строилась на основе пролетарского интернационализма…
М.К. – Объясните, пожалуйста, что это такое?
А.М. – В двух словах – это помощь, любые формы сотрудничества, в том числе и военного, с народами, партиями, борющимся за свое колониальное и социальное освобождение. Если, например, где-нибудь на каком-то далёком континенте произошёл какой-либо переворот или революция и их руководители объявили, что они будут строить социализм, то наша страна оказывала им всяческую поддержку и помощь. И вот, когда мы вошли в Афганистан, надо было как-то обозначить эту миссию, объяснить народу, с какой целью мы туда пришли. И такое определение было найдено в ведомстве Михаила Андреевича Суслова, главного идеолога КПСС. Я полагаю, что это было сделано по аналогии с интернациональными бригадами, которые в 36-38гг. сражались на стороне республиканской Испании. Но только с той лишь разницей, что в Испании сражались добровольцы из разных стран, разных национальностей, а в Афганистане на стороне апрельской революции сражались, наряду с афганцами, только граждане Советского Союза, хотя и разных национальностей. Поэтому нельзя в полном смысле утверждать, что эта революция была интернациональной, ведь представители других социалистических стран в этой войне не участвовали… За неполных 10 лет в Афганистане в рядах ОКСВ, — а это была 40-ая Общевойсковая Армия, военную службу прошли около 620 тыс. солдат и офицеров, в том числе 525,2тыс. в составе 40А, 90тыс в составе погранвойск и других формирований КГБ, около 5тыс. – от МВД СССР. Кроме этого, большое количество офицеров и генералов, – а их за это время набирается более 10 тыс. человек, служили в Афганистане советниками в афганских частях… Из Краснодарского края прошли по огненным дорогам Афганистана 7760 военнослужащих, 3050 из них награждены орденами и медалями, погибло 218 человек, без вести пропавшими считаются 9 чел.
М.К. — Если говорить о географии службы воинов-интернационалистов, — какова она? Есть ли воины-интернационалисты сегодня? Какие задачи они выполняют?
А.М. – Видите ли, география участия представителей СССР в локальных конфликтах после второй мировой войны обширна. Если распределить всё по годам, то получается впечатляющая картина: это участие в боевых действиях в Корее в 50-х годах, там особо отличились наши лётчики. Наши военнослужащие участвовали в напряжённейшем конфликте на Кубе во время Карибского кризиса 1961-1962гг., — там была развёрнута целая наша бригада, во Вьетнаме в 60-х годах, на рубеже 60-70-х годов в Египте, — там находились наш авиаполк и зенитно-ракетная бригада, в Эфиопии в 70-х годах. Кроме этого, наши военные специалисты были советниками в Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау, на Островах Зелёного Мыса, в других странах…
М.К. — Но сегодня вспоминают лишь об афганской войне. Справедливо ли это по отношению к другим???
А.М. – Это, — прежде всего, несправедливо. Данные об участии наших военнослужащих в других конфликтах в советское время были напрочь засекречены и те, кто туда выезжали, давали подписку о неразглашении, как тогда говорили, военной тайны. И даже на сегодняшний день эти данные всё ещё не систематизированы и не обобщены, не опубликованы, — в отличие от афганских событий. Просто афганская война была самым длительным и кровопролитным локальным конфликтом, который просто невозможно уже стало скрывать. Но давайте подумаем, — разве напрасны были потери и жертвы, понесённые нами до этого во многих частях света? Нет, конечно! Эти люди пожертвовали своими жизнями ради защиты своей родины, СССР, ради сохранения мира на земле. Было Великое Противостояние в мире, просто другого пути выживания не было… Эти жертвы не были напрасными. Долг наш, живущих ныне на свете, — говорить об этом, об их подвиге, воскресить их имена из исторического небытия, воздать им долг и восстановить историческую справедливость.
М.К. — В 90-годы прошлого века в обиход вошло такое понятие как «доброволец». Добровольческие отряды воевали в Приднестровье, в Карабахе, в Абхазии, в бывшей Югославии. Можно ли их считать воинами-интернационалистами?
А.М. – Думаю, что нет. Советские войска были введены в Афганистан решением высшего руководства страны, однако решение насчёт «ввода» добровольцев, скажем, в Приднестровье, Абхазию в 90-е годы не было. Да к этому времени и идеологическая шелуха насчёт «пролетарского интернационализма» и «братской помощи» поразвеялась… Просто люди, видя, как разваливается страна, как агонизирует власть, у которой не было ни политической воли, ни способности что-либо делать, сами, по зову своего сердца, стали на защиту и бывшей страны, и русского населения, наконец, по отношению к Югославии, — своих братьев-славян. Ведь давайте вспомним, в какой хаос превратил страну Горбачёв в конце 80-х, начале 90-х годов. Горбачёв в 85г. принял мощную державу, единую страну и буквально через всего-то 5 лет превратил её в огнедышащий вулкан. И это – аксиома, не требующая доказательств, — когда в стране порядка нет, тогда движение начинается снизу, народ начинает самоорганизовываться…
М.К. — Если говорить о вашем боевом прошлом. Вы воевали в Афганистане, имели отношение к специальной операции по захвату американских зенитных комплексов «Стингер». Какой след в вашем сердце оставила эта большая война?
А.М. – Всякая война есть трагедия…И какой след может оставить трагедия? Горечь потерь. Из моей группы, в которой я учился, погиб товарищ в 80-ом году. Так вот, я хожу по земле, а какое-то чувство вины перед Геной испытываю…Но если отвлечься от личных переживаний и эмоций, то следует сказать, что всё это неоднозначно…Душа раздваивается…Мы наделали, по вине руководства, массу ошибок в Афгане, но в то же время, жертвы наши были не напрасны. Я всегда вспоминаю письма родных, которые писали мне в Афган: ты находишься там для того, чтобы мы здесь жили спокойно. Мы защищали, кроме всего прочего, южные рубежи нашей Родины; когда мы были там, наша страна не знала, что такое наркоугроза, что такое терроризм. Посмотрите, за почти 10 лет афганской войны погибло, по официальным данным 14454 в/сл. Сегодня же только в одной России от наркотиков погибает ежегодно, я подчёркиваю, ежегодно! 30 тысяч людей…
М.К. — Вы написали очень смелую книгу «Как сдавали Афган», в которой критикуете целый ряд деятелей высшего руководства страны и армии, обвиняете их в некомпетентности. Не кажется ли Вам, что это слишком сурово? Неадекватно?
А.М. – Извините, война очень серьёзная и очень суровая вещь. Война – это не игра в «Зарницу»…И ответственность за промахи и упущения, за поражения, — военные ли, политические ли, — должны нести все, начиная от рядового солдата и кончая Верховным Главнокомандующим, а не выборочно…Здесь на карту ставятся жизни людей. А человек один раз рождается, один раз появляется на свет. И играть жизнями людей, — назовите это преступлением или грехом, от этого суть не меняется…. Я написал то, что я видел собственными глазами, свидетелем чего я был сам, — ничего не приукрашивая и ничего не сгущая. И я называю факты своими именами. Если Горбачёв и Шеварднадзе приняли решение о выводе войск из Афгана, исходя, прежде всего, из интересов Запада, а не Советского Союза, я так и говорю об этом. Если вывод советских войск из Афгана привел к обострению обстановки, а не к её разрядке, то я так и говорю. И, кстати, об этом пишу не только я. Вот в моих руках книга генерала армии Александра Михайловича Майорова «Правда об афганской войне». Генерал Майоров был главным военным советником в Афганистане в 1980-1981годах, т.е. почти в самом начале этой войны. Книга вышла из издательства ещё в 1996г., она написана на 14 лет раньше, чем моя. Это — уникальная, бесценная книга! Хоть мы и писали в разное время, и отдельно друг от друга, но мысли и выводы, к которым мы приходим, — удивительным образом сходятся, перекликаются…Об этом надо говорить, это надо знать, чтобы при очередном повороте колеса истории не повторять тех же ошибок. Ведь кто не помнит, не знает прошлого, обречён повторять его заново. И потом… я писал это в память о моих погибших товарищах. А это святое.
М.К. – Аркадий Леонидович, спасибо Вам за участие в нашей программе».
Часть интервью вы можете посмотреть, пройдя по ссылке: http://ntktv.ru/watch-us/tv-archive/fakty-nedeli/10114.html

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.