А. Малашенок, «Зенит». 1979 г. операция «Байкал-79».

Малашенок

27 декабря по всей нашей стране проходят мероприятия, связанные с годовщиной ввода наших войск в Афганистан. Именно в этот день подверглись нападению 23 объекта афганской столицы. Среди них, ставший символом оперции «Гром-333» дворец Тадж-Бек, гостелерадио, банк, узел связи и другие объекты. Среди объектов была и тюрьма Пули-Чархи. О том, как штурмовали тюрьму рассказывает ветеран Управления ФСБ по Приморскому краю подполковник Александр Малашенок , который с составе отряда «Зенит» участвовал в операции. Его интервью корреспонденту приморского еженедельника «Конкурент.ru» приводим в сокращении.

Афганистан 

— В 1979 году я окончил курсы усовершенствования офицерского состава — КУОС и попал в отряд «Зенит» в Афганистан. Перед нами была поставлена задача провести операцию под кодовым названием «Байкал-79» — захватить в Кабуле тюрьму Пули-Чархи и освободить 10 тыс. политзаключенных. Причем план тюрьмы у нас был в виде рисунка на листке в клеточку. И был он неверным… 

Нас было 30, а тюрьму охраняло 300 солдат. Хотя по правилам боя нас, нападающих, должно было бы быть в 10 раз больше, чем обороняющихся. Тем не менее тюрьму мы взяли без потерь за час и освободили премьер-министра, министра обороны, двух членов ЦК, семью Тараки, которая в тюрьме занимала целый этаж. Все они готовились к смерти и уже ничего и никого не ждали. Когда мы открывали камеры, они спрашивали, кто мы такие? А когда узнавали, что русские, переходили на русский — многие из них учились в СССР. За эту операцию я получил медаль «За отвагу». Перед штурмом мы провели мощный артобстрел крепости. Это был серьезный «фейерверк» над всем Кабулом, и прошел слух, что мы погибли. И когда мы вечером появились запыленные в нашем посольстве, на нас смотрели как на привидения. А было это 31 декабря. Все готовились праздновать Новый год. Посол приказал поставить столы в коридоре и «героям — накрыть!». 

В Кабуле мы оставались еще два месяца, осуществляя охрану лидера нового Афганистана Бабрака Кармаля. С одного котла с ним ели. Плов, манты. Наш приморский Валера Василенко научил повара Кармаля готовить борщ… 

Второй раз я был в Афганистане уже в 1981 году в составе группы «Каскад» в провинции Газни. Полгода занимался оперативной и боевой работой. Отправлял отряды в рейды. Однажды такой отряд попал в засаду, и у водителя БТРа пуля прошла в сантиметре от брови. Афганцы стреляли из английских карабинов, которые пробивали броню.

Там, в Афганистане, я начал сочинять песни и являюсь автором гимна КУОС — «Бой затих у взорванного моста, над Баграмом солнце засветило…». Там же я получил звание майора. С Родины по этому случаю мне прислали две бутылки коньяка. Одну я оставил в Газни, а другую мы на семерых, как говорится, раздавили. 


МИНИ-ИНТЕРВЬЮ

— Знаю, что всего 18 работников Управления КГБ Приморского края проходили службу на территории Афганистана. Вы сейчас встречаетесь?

— Конечно, встречаемся с теми, кто еще жив. 27 декабря регулярно отмечаем день штурма. Я к тому же руководитель Приморского отделения Ветеранов спецподразделений органов государственной безопасности. Сдружился я, кстати, в Афганистане и с Мирзоханом — племянником Наджибуллы. Он сейчас живет в Подмосковье. В эмиграции. 

— Кстати, американцы сейчас просят нас помочь им в Афганистане. Что слышно по вашим каналам? И как там сейчас вообще обстановка? 

— Я точно знаю, что сейчас афганцы молятся, чтобы русские вернулись. Они недовольны присутствием американцев, да и насмотрелись на талибов. Все сожалеют. Мы ведь им строили, учили их… 

Юрий УФИМЦЕВ
Источник: Конкурент.ру

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.