Хотел бы высказаться по поводу некоторых моментов в статье И.Крамника « Как начиналась война в Афганистане». В целом грамотная статья имеет, на мой взгляд, несколько неточностей, на которые я и хочу обратить внимание.
Наверное, правильно говорить исламский деятель, а не исламистский. В любом случае, говоря об исламских духовных лидерах, ни в коем случае нельзя ставить на одну доску Раббани и Х. Гульбедина. Раббани был и исламским лидером и лидером движения сопротивления. Х.Гульбеддин на тот момент был одним из самых влиятельных лидеров сопротивления, но никак не религиозным деятелем.
Офицеры Армии ДРА поголовно в СССР не обучались. Преувеличивать не надо. Было достаточно молодых амбициозных и активных офицеров, не проходивших обучение в СССР.
Тезис о том, что СССР стремился погасить революционность реформ нового руководства Афганистана – очень относительный. В одном месте гасили, а в другом так проталкивали постулаты марксизма-ленинизма, что становилось не по себе. В качестве примера, могу привести теоретические конференции в Харби Пухантун, на которых умница К.М. Цаголов рубился «не на жизнь» с начальником ПО аппарата ГВС, в которых я учавствовал самым непосредственным образом..
Раскол в партии НДПА произошёл до революции 7 Саура.
«Симпатии СССР в этом противостоянии были скорее на стороне умеренных «парчамистов», тем не менее, советское руководство поддерживало отношения и с «Хальком», надеясь повлиять на лидеров Афганистана.» Вот с этим согласиться очень сложно. Симпатии были на стороне Тараки, лично симпатии Л.И.Брежнева. В одном из недавних своих выступлений генерал-полковник Ивашов даже назвал убийство Амином Тараки одним из поводов для ввода войск. К Амину было очень настороженное отношение. Я сейчас навскидку даже не вспомню, был ли тогда в 1978-1979гг в составе Политбюро НДПА хоть один парчамист.
Вот не помню я, что Амин обвинял Тараки в оппортунизме. Сначала в афганских газетах написали, что Н.М.Тараки плохо себя чувствует и в связи с этим бразды правления НДПА берёт на себя Амин. В течение где-то месяца Тараки изолировали на территории президентского дворца. А потом его попросту задушили подушкой.
Амина хотели убить и здесь нет никаких сомнений. Его сначала пытались отравить, но спас наш же врач, который погиб во время штурма дворца.
Войска вводили не имея первоначально каких-то чётких представлений о времени их пребывания в Афганистане. Когда я попал в ДШБ Витебской дивизии ВДВ, начальник штаба батальона 50 полка рассказывал мне, что вопросы финансового довольствия никак не решались несколько первых месяцев. В первое время после ввода в дивизии просто не было финансиста, да и в штабе армии, полагаю, так же.
А противникам СССР, которые использовали ту войну по максимуму, сейчас это аукивается по тому же максимуму. Как говориться, не плюй в колодец…