Чтобы сайт был удобным, мы используем cookie-файлы и схожие технологии для сохранения и доступа к информации на вашем устройстве. Согласие на их использование позволит нам обрабатывать данные о ваших посещениях и уникальные идентификаторы. Если отказаться или потом отменить согласие, часть функций может работать не полностью.
Техническое хранение или доступ строго необходимы для законной цели — обеспечения работы конкретной услуги, явно запрошенной абонентом или пользователем, либо исключительно для передачи сообщения по сети электронных коммуникаций.
The technical storage or access is necessary for the legitimate purpose of storing preferences that are not requested by the subscriber or user.
The technical storage or access that is used exclusively for statistical purposes.
Техническое хранение или доступ, которые мы используем исключительно для анонимной статистики. Без судебного запроса, добровольного содействия вашего интернет-провайдера или дополнительных данных от третьих лиц такая информация сама по себе обычно не позволяет вас идентифицировать.
Техническое хранение или доступ нужны, чтобы создавать профили пользователей для показа рекламы либо отслеживать их действия на этом и других сайтах в похожих маркетинговых целях.
СЕМЕН АРАЛОВ — РУКОВОДИТЕЛЬ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ ВЫСТУПАЛ В ВИИЯ
Автор данных строк никогда не служил ни в разведке, ни в спецслужбах. Я был единственный из языковой группы, кто не служил в этих ведомствах.
Однажды я взял в библиотеке журнал «Родина», № 10, 2012, который посвящен 200-летию российской военной разведке. В журнале дается справка о 40 руководителях отечественной военной разведки (из них 9 расстреляно), размещено 32 фотографии.
Мое внимание привлекла фотография Аралова С. И. (1880 -1969).
Его фамилию я запомнил с осени 1963 года. В сентябре 1963 года Военному институту вернули знамя, которое хранилось в архивах.
Нас слушателей второго курса Военного института иностранных языков (ВИИЯ) после занятий собрали на лекцию в старом клубе. Представитель политотдела объявил:
«Перед вами выступит революционер, старый большевик Аралов Семен Иванович».
На трибуне появился крепкий старичок (83 года), волосы седые, одет в синий элегантный костюм, пиджак расстегнут, на нем несколько рядов наградных колодок.
Говорил уверенно, речь правильная, немного академическая. Выступление структурированно по разделам: рассказ первый – революционная работа; рассказ второй – воспоминания о Ленине; далее, работа на фронтах и дипломатическая служба.
О работе и руководстве военной разведкой не упоминалось, о военной службе в царской армии говорилось вкратце. Имя Троцкого не упоминалось. Тогда мы не знали, что за спиной этого человека четыре войны, и он был штабс-капитаном царской армии, получил награды (называют пять орденов). В Гражданскую войну он прошел все фронты. Докладывал Ленину и военному руководству о положении на фронтах.
Нам казалось, что слово «Реввоенсовет (РВС) было каким-то далеким и «древним».
Теперь известно, что он был первым руководителем (с 5 ноября 1918) Регистрационного управления Полевого штаба Реввоенсовета Республики (РУ ПШ РВСР), родоначальника ГРУ. Кстати, еще пять человек занимали эту должность по Регистрационному управлению: Гусев, Курский, Пятаков (расстрел), Ауссем (расстрел), Ленцман (расстрел). В апреле 1921 года управление стало называться разведывательным.
В «Дипломатическом словаре» о нем сказано немного. На дипломатическую работу направлен по рекомендации Ленина. Работал в Литве. Турции и Латвии. В 1941 ушел добровольцем на фронт, участник битвы под Москвой.
Написал книгу «Воспоминания советского дипломата. 1921 – 1922». М., 1960.
В книге есть его фотопортрет, где на груди размещены наградные планки, точно такие же, какие мы видели на лекции.
Переход его с военной стези на дипломатическую объясняют тем, что после Гражданской войны в кадрах было много военных, а нужны были дипломаты.
Перед поездкой в Турцию он был на приеме у Ленина, который посоветовал Аралову перековать меч на орало и учиться языку. Из Турции Аралов привез портрет Мустафы Камаля с личной надписью: «Товарищу Аралову». С Ататюрком они были ровесники, погодки (1880 год рождения).
За последнее время об Аралове появилось ряд публикаций, авторы поработали в архивах:
http://may1945pobeda.narod.ru/nkvd-Aralov.htm
http://skovorodnikov.livejournal.com/358851.html
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?PHPSESSID=ilsvs7r5226340mrenrd0h5cu4&topic=51.0
Военная энциклопедия о руководстве Араловым разведкой умалчивает, подчеркивая: Активный участник Гражданской войны, член КПСС с 1918, в Советской Армии с 1918. В 1917 примыкал к меньшевикам, стоял на позиции оборончества. Делегат 2-го Съезда Советов. После Гражданской войны зам. командующего войсками округа.
С 1938 – зам. директора Государственного литературного музея (директор Бонч-Бруевич В.Д., а его брат М.Д. Бонч-Бруевич был военным). Современные исследователи называют его разными слова: государственный деятель, революционер, большевик, полковник, дипломат и даже бывший террорист.
Одному из авторов по душе такие слова:
«Царский офицер, революционер-террорист, красный комиссар и советский полковник Семен Аралов умер 22 мая 1969 г.».
Жизнь и превратности судьбы Аралова – это частичка истории нашей страны, охватывающая четыре войны и немного мирной жизни.
Участник боев за Москву генерал Первенцев Г.Н. вспоминал:
«Расскажу, как С. И. Аралов стал одним из моих ближайших помощников. Он пришел в штаб дивизии и заявил, что хочет сражаться с захватчиками. Я не мог скрыть удивления, когда узнал, что ему уже 62 года, и поэтому пытался отговорить Аралова от вступления в ополчение, но это оказалось тщетным. Тогда я предложил ему работать в политотделе дивизии. Но Аралов наотрез отказался от этого предложения и азартно убеждал меня, что может работать на командной или, в крайнем случае, на штабной должности. Я согласился рекомендовать его на должность помощника начальника оперативного отделения штаба дивизии. И С. И. Аралов успешно справлялся со своими обязанностями. Он служил до конца войны…». Закончил войну в Германии.
То, что Аралов С.И. оказался работником Литературного музея в 1938 году остается загадкой. Недавно вышла книга «Они руководили ГРУ», в которой значительное место отведено Аралову С.И.
Аралов С.И. остался в нашем сознании как человек-легенда. Бронзовая фигура С.И. Аралова запечатлена на «Монументе республике», установленном в Стамбуле.
Анатолий Иванович Исаенко, З-68
Подполковник в отставке