Анатолий Исаенко, З-68. Незнаменательная дата. «Исход» советников и воинов из Египта, 1972

Исаенко

После трехлетнего пребывания в Египте с августа 1968 г. по август 1971 г. я проходил службу в знаменитом и легендарном отделении переводчиков ВИИЯ (существовало с 1967 года).
Выполняли мы внезапно возникающие задачи: заменяли преподавателей, ездили в краткосрочные командировки заграницу и по Союзу, сопровождали иностранные военные делегации, читали лекции и проводили политинформации на фабрике «Шерсть-сукно» и на заводе «Серп и молот», даже в партучете занимались выпиской партийных документов.
Но долго переводчик в отделении не задерживался. Работы хватало как в Союзе, так и за его пределами.
Однажды летом 1972 года меня вызвали в управление ГШ, и поручили на аэродроме в Чкаловском встретить больного сомалийского капитана. По договоренности с сомалийской стороной наше Министерство обороны принимало его на лечение.
По словам сомалийского летчика-капитана, на его дом напали грабители, один из ножевых ударов пришелся выше бедра, и ногу парализовало. Ходил он с помощью костыля на одной ноге.
А в это время, как когда-то говаривал наш преподаватель по военному искусству, на другом участке ТВД происходили неблагоприятные события.
А именно, президент Египта Анвар Садат неожиданно выслал из страны наших военных советников. Хотя год назад был подписан « Договор о дружбе и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Объединённой Арабской Республикой от 27 мая 1971 года». См. подробнее:
ru.wikipedia.org›wiki/Договор…сотрудничестве…1971)
Началась срочная эвакуация и «исход» советников и их семей из Египта.
В СССР летом занятия в военных академиях закончились. Наши два самолета улетели в Сомали и доставил туда группу слушателей военных академий и училищ, а на обратном пути, прихватив больного капитана, приземлились в Каире, взяв советников и их семьи, направились в Москву.
На аэродроме в Чкаловском собралась дюжина встречающих генералов всех родов войск и даже два адмирала. Встреча и прием советников были не только не обычными, но и торжественными.
После выхода из двух самолетов советники выстроились в одну шеренгу. Старший советник отдал рапорт московскому начальнику и доложил о выполнении задания. Произносились речи о выполнении интернационального долга.
Женщины тоже выстроились в шеренгу. Солдатики вручили женщинам гвоздики. Выглядело это очень эффектно.
Встреча, как говорится, была организована на государственном уровне. В большом ангаре была организована телефонная связь, работала почта и телеграф, развернут медпункт, расставлены койки и диваны для отдыха. Все напоминало зал для депутатов и V.I.P.
Так завершился «исход» советников и воинов из Египта, и закончилась «египетская пятилетка 1967 -1972 гг.», хотя некоторые специалисты оставались там до истечения контрактов.
Корреспондент АПН Егорин А.З. писал: « Не прошло и нескольких дней после окончания всей этой эпопеи, как было объявлено о награждении большой группы военнослужащих, «выполнявших интернациональный долг в Египте». Наградили почти всех, кто там был, участвовал ли в боях или не участвовал…». См. статью на сайте:
http://www.clubvi.ru/news/2011/04/07/ppl/egorin/zap/
Прибывших советников размещали в гостинице, которая уже тогда называлась «Хилтон», и располагалась рядом с ВИИЯ.

Я же встретил сомалийского капитана, оформил паспортный и таможенный контроль. Затем отвез его в гостиницу Министерства обороны на Мосфильмовскую улицу. Там я встретил знакомого переводчика. Мне повезло – у меня был всего один подопечный, а у него — тридцать человек из центральной Африки – приехали учиться военному делу настоящим образом.
На следующий день я посадил капитана на поезд, уходивший с Курского вокзала в Крым. Он поехал в город Саки на лечение.
Вручил я ему карту Крыма и «Русско-итальянский разговорник ».
Город Саки и его аэродром мне был знаком. В 1968 году отсюда мы, полдюжины выпускников ВИИЯ, на гидросамолетах улетали в Египет на три-четыре года, в знаменательный августовский день — как раз в день ввода наших войск в Чехословакию.
Неожиданно летом 1973 года я поехал в санаторий в город Саки (в это время шла премьера телефильма «17 мгновений весны»). В санатории я спросил у медперсонала о сомалийском капитане. Мне сказали, что он выздоровел, сначала двигался с палочкой, а затем ходил самостоятельно.
Позже я узнал, что капитан продолжал летать на военном самолете.

1971 год, после возвращения из Египта.

Анатолий Исаенко, З-68

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.