РУКОВОДИТЕЛЬ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ ВЫСТУПАЛ В ВИИЯ
Автор данных строк никогда не служил ни в разведке, ни в спецслужбах. Я был единственный из языковой группы, кто не служил в этих ведомствах.
Многие бывшие разведчики любят писать о разведке, другие предпочитают читать. В библиотеке я взял журнал «Родина», № 10, 2012, который посвящен 200-летию российской военной разведке. В журнале дается справка о 40 руководителях отечественной военной разведки (из них 9 расстреляно), размещено 32 фотографии.
Мое внимание привлекла фотография Аралова С. И. (1880 -1969). Его фамилию я запомнил с осени 1963 года. В сентябре 1963 года Военному институту вернули знамя, которое хранилось в архивах. Нас слушателей второго курса Военного института иностранных языков (ВИИЯ) после занятий собрали на лекцию в старом клубе. Представитель политотдела объявил: «Перед вами выступит революционер, старый большевик Аралов Семен Иванович».
На трибуне появился крепкий старичок (83 года), волосы седые, одет в синий элегантный костюм, пиджак расстегнут, на нем несколько рядов наградных колодок. Говорил уверенно, речь правильная, немного академическая. Выступление структурированно по разделам: рассказ первый – революционная работа; рассказ второй – воспоминания о Ленине; далее, работа на фронтах и дипломатическая служба.
О работе и руководстве военной разведкой не упоминалось, о военной службе в царской армии говорилось вкратце. Имя Троцкого не упоминалось. Тогда мы не знали, что за спиной этого человека четыре войны, и он был штабс-капитаном царской армии, получил награды (называют пять орденов). В Гражданскую войну он прошел все фронты. Докладывал Ленину и военному руководству о положении на фронтах. Нам казалось, что слово «Реввоенсовет (РВС) было каким-то далеким и «древним».
Теперь известно, что он был первым руководителем (с 5 ноября 1918) Регистрационного управления Полевого штаба Реввоенсовета Республики (РУ ПШ РВСР), родоначальника ГРУ. Кстати, еще пять человек занимали эту должность по Регистрационному управлению: Гусев, Курский, Пятаков (расстрел), Ауссем (расстрел), Ленцман (расстрел). В апреле 1921 года управление стало называться разведывательным.
В «Дипломатическом словаре» о нем сказано немного. На дипломатическую работу направлен по рекомендации Ленина. Работал в Литве. Турции и Латвии. В 1941 ушел добровольцем на фронт, участник битвы под Москвой. Написал книгу «Воспоминания советского дипломата. 1921 – 1922». М., 1960.
В книге есть его фотопортрет, где на груди размещены наградные планки, точно такие же, какие мы видели на лекции. Переход его с военной стези на дипломатическую объясняют тем, что после Гражданской войны в кадрах было много военных, а нужны были дипломаты.
Перед поездкой в Турцию он был на приеме у Ленина, который посоветовал Аралову перековать меч на орало и учиться языку. Из Турции Аралов привез портрет Мустафы Камаля с личной надписью: «Товарищу Аралову». С Ататюрком они были ровесники, погодки (1880 год рождения). На фото: Аралов и Камаль.
За последнее время об Аралове появилось ряд публикаций, авторы поработали в архивах:
http://may1945pobeda.narod.ru/nkvd-Aralov.htm
http://skovorodnikov.livejournal.com/358851.html
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?PHPSESSID=ilsvs7r5226340mrenrd0h5cu4&topic=51.0
Военная энциклопедия о руководстве Араловым разведкой умалчивает, подчеркивая: Активный участник Гражданской войны, член КПСС с 1918, в Советской Армии с 1918. В 1917 примыкал к меньшевикам, стоял на позиции оборончества. Делегат 2-го Съезда Советов. После Гражданской войны зам. командующего войсками округа.
С 1938 – зам. директора Государственного литературного музея (директор Бонч-Бруевич В.Д., а его брат М.Д. Бонч-Бруевич был военным).Современные исследователи называют его разными слова: государственный деятель, революционер, большевик, полковник, дипломат и даже бывший террорист. Одному из авторов по душе такие слова:
«Царский офицер, революционер-террорист, красный комиссар и советский полковник Семен Аралов умер 22 мая 1969 г.».
Жизнь и превратности судьбы Аралова – это частичка истории нашей страны, охватывающая четыре войны и немного мирной жизни. Участник боев за Москву генерал Первенцев Г.Н. вспоминал: «Расскажу, как С. И. Аралов стал одним из моих ближайших помощников. Он пришел в штаб дивизии и заявил, что хочет сражаться с захватчиками. Я не мог скрыть удивления, когда узнал, что ему уже 62 года, и поэтому пытался отговорить Аралова от вступления в ополчение, но это оказалось тщетным. Тогда я предложил ему работать в политотделе дивизии. Но Аралов наотрез отказался от этого предложения и азартно убеждал меня, что может работать на командной или, в крайнем случае, на штабной должности. Я согласился рекомендовать его на должность помощника начальника оперативного отделения штаба дивизии. И С. И. Аралов успешно справлялся со своими обязанностями. Он служил до конца войны…». Закончил войну в Германии.
То, что Аралов С.И. оказался работником Литературного музея в 1938 году остается загадкой. Недавно вышла книга «Они руководили ГРУ», в которой значительное место отведено Аралову С.И. Аралов С.И. остался в нашем сознании как человек-легенда. Бронзовая фигура С.И. Аралова запечатлена на «Монументе республике», установленном в Стамбуле.
Анатолий Иванович Исаенко, З-68 Подполковник в отставке