Алексей Кармалито, З-74. К дню авиации. Бортпереводчики.

karmaloto

Бортпереводчики. Моя первая командировка.
В 1968 г. Я приехал из славного города Сочи (будущая столица Зимних Олимпийских Игр) поступать в не менее славный Институт Военных переводчиков. Учился в 1-й школе г. Сочи с преподаванием ряда предметов на английском языке. Сдал экзамены. Сочинение, естественно – 3, а все устные экзамены – 5. Итого – 18. Проходной балл был 17. Поступил. УРА!
Дальше – Мандатка, и определяют меня на Восточный факультет, язык – арабский. Тогда это очень востребовано было. Переодели в форму х/б и сапоги яловые и поехали мы в лагерный сбор. Палатки делились на «Восток» и «Запад». Мы, естественно, попали на «Восток».

В это время над нами стали летать ЭШЕЛОНЫ АН-12 из Чкаловского на Запад, в Чехословакию. Ну, летят, и пусть себе… летят… И, вдруг, по прошествии недели, нам ОБЪЯВЛЯЮТ, что мы должны переселиться на «Запад». Нас было немного, 10 человек. Помню БУЖИНСКОГО Женю (московский кадет) был потом Старшиной нашего курса, СИМОНОВА Колю (ленинградский кадет — RIP — Rest in Peace), УДОВА Сережу, МАРЧЕНКО Сережу, ИДРИСОВА Фарида, ИОНОВА Толю, а я стал в последствие младшим сержантом, а потом – и сержантом, командиром этой 1-й английской группы. (Вымпел «Победителя соцсоревнования» образца 1974 года, передан мною в Архив Клуба Товарищей ВИИЯ КА).
Как потом до нас дошло, этот перевод на «Запад» был вполне обоснован. Надо было в течение 1 года подготовить БОРТПЕРЕВОДЯГ для полетов на самолетах Военно-транспортной авиации (Кстати, с ПРАЗДНИКОМ ВВС, КОЛЛЕГИ! 12 АВГУСТА 2011 г.). И нас готовили. Присягу приняли в октябре. Я в группе был самым молодым – 17 лет. У «французов» был Саша ЗОЛКИН – 16 лет. Прошли специальную медкомиссию. Отдельный курс борт-переводчика преподавался нам одновременно с изучением других наук, без каких-либо исключений.
И вот проходит год. Наступает 1969. Первое задание. Нас отвезли на склады МО, где «экипировали» в гражданку образца 50-х. Даже носки без резинок. Были и такие. Полагались «Помочи», но их не оказалось. Зато костюмы и кепки были типа «Зашибись». Фильм «Место встречи изменить нельзя» про «Черную кошку» смотрели? Значит, понятно будет. Оформили всем нам «СЛУЖЕБНЫЕ» синего цвета загранпаспорта. Круто! И позвали… Провожал нас ЛИЧНО каждого «ДЕД» любимый Генерал-полковник АНДРЕЕВ (RIP)! И каждого напутствовал своими мудрыми и добрыми словами. И полетели мы в свой первый «Челнок». В Могадишо, Сомали. С Тульским полком ВТА. Сначала во Львов за грузом. Там после Хрущевских сокращений хранилась масса б/у авиатехники. Мы грузили на борт АН-12 по два МИГ-15. Крылья и стабилизаторы – отдельно вдоль бортов. Потом летим в Текель (промежуточная база посадки на территории Венгерской Народной Республики – тогда ВНР). Наутро – по маршруту. Египет (Авиабаза Каир Западный), Египет (Луксор), Южный Йемен (Аден), Могадишо (Сомали).
В Луксоре была забавная ситуация. Наша пара АН-12 шла впереди. Бортпереводчиками Я и Серега Удов. Сели на дозаправку. А экипаж решил над нами, видимо, пошутить. Говорят: «Ребята, вот там, в пустыне, есть колодец артезианский. Нам не хватает воды. В костюмчиках не пойдете. Грязная работа. Вот вам два ведра и переоденьтесь в комбинезоны. Ничего, что грязные и б/у, зато перед местным арабским населением вы будете выглядеть героями». Ну, мы и переоделись. И поперли пешедралом километров 2 по этой луксорской пустоши и песку. Жара! Комбязы черного цвета. ТЕПЛО! Кое-как дошли, наполнили ведра и поперли в обрат. Это было что-то. Но ведра донесли. А потом выяснилось, что вода и не была нужна… Но мы не обиделись. Как-никак с ЭКИПАЖЕМ срослись.
В Могадишо был отдых (2 суток). Познакомились с Индийским океаном. Купались и собирали кораллы мертвые среди выброшенных водорослей. Вот там и «повезло» мне встретиться с Медузой – «Корабликом». Маленький синеватый пузырек, а щупальцев и вообще не видно. Он уже практически погиб на пляже, но «СУЧНОСТЬ» свою поганую сохранил. В результате образовались волдыри на обеих ногах, единомоментно. Слава Богу, нас сопровождали местные хозяева, быстро намазали меня какой-то вонючей дрянью и отвезли в гостиницу. Там еще мазали и дали с собой. Ожоги сошли на 2-й день, как раз к вылету назад.
В Адене остановились на сутки. Мы были богаты! Нам сказали заранее, чтобы мы не тратили всю получаемую суточную валюту. Неважно, какой страны. Египет, Йемен или Сомали. В Адене все идет на «УРА» и меняется на местные ДИНАРЫ. Аден тогда был “FREE PORT” (по аналогии с Гонг-Конгом) после освобождения от английской колониальной зависимости. Товаров там накопилось УЙМА и все по демпинговым ценам. Тем более, что многие из них, напри-мер нейлоновые пальто на «синтепоне», пользовавшиеся повышенным спросом в Москве, для местных аборигенов никакой реальной ценности не представляли. Жарко там, однако. Получился обоюдный интерес. Им – избавляться, Нам – приобретать. Почистили их «Авгиевы» конюшни и немножко по дешевке прибарахлились вместе с экипажем.
А экипажи нас очень полюбили. Мы ведь языком худо-бедно владели и торговаться умели. Уже тогда. Что помогало в общении с местными торговцами и способствовало снижению и без того невысоких цен.
Зачем-то сделали «Подскок» в Ходейду (Северный Йемен). Убедились, что наша авиатехника им не особенно нужна. На стоянке истребители стояли без заглушек воздухозаборников двигателей и песок можно было выгребать руками.
Восток дело тонкое…
Потом, Слава Богу, Домой долетели…
И ВСЕ ЖИВЫМИ!

P.S. Обещал и сделал. Есть еще сюжеты. Но ВИИЯ убивают! Был на днях в Лефоротово. Понятно. «ХИЛТОН» давно снесли. Но ведь мне, как иногородцу, досталось еще побыть стар-шим наших 6-ти курсников в общаге под кодовым наименованием «ШЕРАТОН». Это, кто не знает, второй этаж казармы, начиная сразу от проходной. Окна выходят прямо на трамвайные пути. Там еще «ПАРТИЗАН» в нашу бытность на сборы селили.
Но не в этом суть. Просто обидно. Какой КОЗЕЛ и с чьей санкции умудрился выкрасить весь многовековой легендарный красный кирпич в веселенький светло-голубовато-серый цвет по всему фасаду? И более того. Руку поднял на наш замечательный скверик, огражденный уникальной кованной решеткой, позволявшей курсантам общаться со своими дорогими родными и любимыми?! Все это пространство ЗАКРЫТО ГОФРИРОВАННЫМ ЖЕЛЕЗОМ, выкрашенным в тот же колер. А для большего ПАФОСА пустили по верху еще и СЕРПАНТИНУ КОЛЮЧУЮ по американскому образцу! ТЮРЬМА!
Больше в Альма Матер я не ходок! Что толку, если рулят там ТАКИЕ ЧУЖИЕ люди. В моем представлении теперь ВИИЯ просто НЕТ! Боюсь, что и преподавание ЯЗЫКОВ, что было приоритетом данного заведения, УМИРАЕТ, если уже не СКОНЧАЛОСЬ.
Греет одно. Мы были там в НУЖНОЕ время, были востребованы и делали ВСЕ для РОДИНЫ, ОТЕЧЕСТВА СВОЕГО!
И получали БОЕВЫЕ НАГРАДЫ в «СОПЛЯЧЕСКОМ» возрасте, в МИРНОЕ ВРЕМЯ, рискуя своей молодой и единственной, как у всех, ЖИЗНЬЮ!
ОБНИМАЮ ВСЕХ!
ПОЛКОВНИК КАРМАЛИТО Алексей Витальевич
«ЗАПАД — 74»

3 thoughts on “Алексей Кармалито, З-74. К дню авиации. Бортпереводчики.

  1. Алексей Кармалито. Комментарий дня сегодняшнего.
    Вспоминая все наше мятежное ПРОШЛОЕ, Я Радуюсь! Нам, в 60-х, довелось стать причастными к нашей Великой Авиации Боевой, Военной, которой исполняется 100 Лет! Мы ЛЕТАЛИ, но не пассажирами, а членами ЭКИПАЖЕЙ, самолетов АН-12, ТУ-95 РЦ, ТУ-16, АН-22, хоть места для нас, бортпереводчиков, конструкцией данных бортов не предусматривались… Поздравляю с Великим праздником летчиков, с которыми летал . Тульский, Новгородский, Кей Дайнянский, Псковский полки ВТА и др, 392 ОДРАП СФ ВМФ ТУ-95 РЦ, авиабазу Кипелово (Федотово), Вологда-18, авиабазу Энгельс, и всех всех других. СПАСИБО, ребята, что мы с вами вылетали в разные точки Мира, и возвращалиь живыми. Правда, не все… С ПРАЗДНИКОМ ВЕЛИКИМ! Поздравим Живущих. И почтим Ушедших! Вечная Память Боевым Товарищам!
    А. КАРМАЛИТО, полковник, бортпереводчик 1969-1974 гг..

  2. Дмитрий Бородинов. День авиации
    я вырос под рев моторов, которые рано по утрам разогревали на аэродроме Псковского Берлинского полка военно-транспортной авиации в Крестах около Пскова (в котором служил мой отец), и, несмотря на нашу совсем не авиационную виияковскую специальность, полжизни был связан с авиацией. В августе всегда праздновали День авиации http://www.ln.com.ua/~borodin/pics/Aviation%2081.jpg — это я в Краснодаре, 1980 или 81 год, с двумя сыновьями .
    Ура ВТА!
    Да крепнет Наше виияковское содружество и сообщество к вящей славе и силе русской!

  3. Михаил Крупышев. Мнение
    Алексей Витальевич, разрешите поделиться своим мнением. Я — Михаил Альбертович Крупышев, в недавнем прошлом преподаватель одной из военных академий, а сейчас, как ныне модно, распоряженец. Выслуги у меня, календарной, 30 лет. Помимо академии, я 16 лет прослужил в войсках. Крайняя должность — ЗНШ 67 обрСпН. Мечтал в свое время учиться в ВИИЯ, но… не срослось. А в январе-марте с.г. повезло, и я 2 месяца повышал квалификацию на курсах военного перевода. Это я к тому, что имею представление кое о чем. Так вот. 15 февраля, я, само собой, ждал, что в ВВУЗе, который дал столько выпускников в ДРА, состоится, по крайней мере, построение. Ничего подобного. Я спустился с 14 этажа вниз и положил к памятной доске цветы. А курсанты с интересом на меня смотрели. Позже выпускники ВИИЯ сказали: чего ты хочешь, даже памятную доску наши «афганцы» повесили за свои деньги. Вы говорите: там правят бал чужие люди, и я туда не пойду. Насчет «чужие» — согласен. А если не пойдете, так что же сетовать на то, что нынешним молодым нашим коллегам в башку втемяшивают ценности не истинные, а мнимые? Мне кажется, наоборот следует использовать каждую возможность общаться с курсантами. Они — лучше и восприимчивее, нежели мы о них порой судим. И способны различать те самые ценности — истинные и мнимые. ВИИЯ существует, пока жив хотя бы один его выпускник. А что обидно… мне тоже обидно, что нашу 67 обрСпН ГРУ ГШ помножили на ноль. Но рано расслабились, воду на нас они возить не будут. Времена такие: бывали хуже, но не было подлей. Нужно их пережить, и мы их переживем. С дружеским приветом.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.