Алексей Игнатьев. Легенды армии.

На

В создании фильма принимали участие выпускники Военного института иностранных языков и члены Союза ветеранов ВИИЯ Винокуров В.И., Исаенко А..И.,Логинов Е.Л.

One thought on “Алексей Игнатьев. Легенды армии.

  1. При просмотре пользовался видеофильмом на 38 минут без рекламы:https://tvzvezda.ru/schedule/programs/content/201509181301-qpj0.htm/201808241810-1ghl.htm
    Еще заметил несколько неточностей.
    — На 8-минуте. Ротмистр Игнатьев на японской войне. Но он ещё в 1902 году переименован в штабс -капитаны.
    — На 17-минуте говорится о женитьбе. А протрет показывают А.И. Игнатьева в 50-летнем возрасте. Кстати, этот портрет показывают в фильме семь раз.
    Фото сделано в 1927 году. Игнатьев сидит под портретом Ленина. В фильме портрет вождя обрезан. Только в одном месте заметна нижняя часть рамки.
    — В фильме говорится о смерти отца, а показывают портрет дяди.
    — На пятой минуте говорится о семье А.А. Игнатьева, а показывают фото семьи дяди.
    Далее, комментарий к фильму открывает суворовец Дмитрий Нестеров.
    http://www.mccvu.ru/contacts.php
    Там есть его электронный адрес. Как говорится,what is the plan of attack?
    Dixi et animam levavi — Я сказал и тем облегчил душу.
    Анатолий Исаенко

    ГЕНРАЛ А.А. ИГНАТЬЕВ – ДОСТОЙНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СТАРЫХ РУССКИХ ВОЕННЫХ КАДРОВ
    Он был лучшим представителем русской военной интеллигенции
    28 августа на телеканале «Звезда» состоялась премьера фильма о графе Алексее Алексеевиче Игнатьеве под рубрикой: «Легенды армии с Александром Маршалом. Алексей Игнатьев». Сразу отметим, что все мероприятия, связанные с рыцарем военной дипломатии А.А. Игнатьевым, мы называем ИГНАТЬЕВИАДОЙ.
    Покровительница истории Клио еще раз напомнила: «Игнатьевы всегда верно служили России!». Не отстает и геральдика, предоставляя описание герба графов Игнатьевых:
    «Щит четырехчастный. В первой и четвертой золотых частях изображена половина черного коронованного орла (в первой правая, в четвертой левая), держащего лазуревую державу. Во второй и третьей лазуревых частях выходящая из серебряного облака правая рука в серебряных латах, держащая серебряный изогнутый меч.
    Над щитом графская корона и графский коронованный шлем. Нашлемник: взлетающий черный Императорский орел, на его груди окруженный цепью ордена Св. Андрея Первозванного золотой щиток с червленым коронованным вензелем Александра II.
    Намет: справа — черный с золотом; слева — лазуревый с серебром.
    Девиз: «ВЕРЕ, ЦАРЮ, ОТЕЧЕСТВУ» черными буквами на золотой ленте».
    Отметим, что именно генерал-лейтенанту А.А. Игнатьеву мы обязаны возрождением суворовских училищ и знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии».

    НЕКОТОРЫЕ НЕЯСНОСТИ
    Как водится, в замечательном фильме можно найти «белые пятна». Процитируем ведущего Александра Маршала: «отклонив на вытянутую руку ВВЕРХ винтовку…».
    Здесь всего лишь одна буква меняет смысл.
    У А.А. Игнатьева: «Замерев на приеме «на караул по-ефрейторски», то есть отклонив на вытянутую руку ВЕРХ винтовки …». Тут же вспомним слова Николая Гумилёва: «Словом останавливали солнце, словом разрушали города».
    Автор данных строк еще 60 лет назад в школе по военной подготовке «брал на караул по-ефрейторски» Мосинскую винтовку. Легче оружейного приема не бывает.
    Еще одно выражение из фильма: «Хитро поглядывая на молодого юнкера …». Алексей Игнатьев не был юнкером. Он был камер-паж, рост – 11 вершков (около 190 см). Сравнить личного камер-пажа императрицы с юнкером – «смерти подобно».
    Вот откуда в фильме появился юнкер и юнкера (наша рота – это пажи): «А через несколько дней, опять-таки как необычайное новшество, нашей роте, вместе с другими училищами, была поручена охрана самого Зимнего дворца, и прохожие с удивлением увидели юнкеров, заменивших гвардейских солдат на Дворцовой набережной».
    «Зависть к пажам со стороны юнкеров усугублялась правом пажей выходить по собственному их желанию во все роды оружия, до артиллерии и инженерных войск включительно, становясь автоматически, при выходе в офицеры, выше юнкеров.
    Пажи специальных классов, и главным образом унтер-офицеры, носившие звание «камер-пажей», несли дворцовую службу, что, по мнению юнкеров, снижало их военную подготовку.
    С тех пор как юнкерские шпоры
    Надели жалкие пажи,
    Пропала лихость нашей школы…—
    пелось в песне юнкеров Николаевского кавалерийского училища».
    Диктор: «Вот Игнатьев на лошади позади кареты императрицы».
    Дело в том, что личные пажи не следовали за каретами. У них была «царская миссия».
    «Наша рота после выпускных экзаменов была срочно перевезена в Москву.
    Для всех, кроме нас, личных камер-пажей, начались репетиции царского въезда в Москву, при котором камер-пажи должны были сопровождать парадные кареты верхом на серых конях.
    В день торжественного въезда в Москву нас с Мандрыкой отправили с утра в Петровский дворец, где ночевала царская семья с ближайшим окружением. Процессия, длиной в одну-две версты, уже выстраивалась вдоль Петербургского шоссе. Шествие открывал кавалергардский эскадрон.
    Усадив царицу в карету и разложив трен, мы оказались свободными, но должны были поспеть в Кремль для встречи там процессии».
    Есть неточность и в количестве русских бригад во Франции и Салониках. Во Франции- две особые бригады ( в фильме – отдельные) и две особые бригады – в Салониках. В фильме — три бригады, одна из них в Италии?
    Неясность в фильме связана и с фотографией Софьи Сергеевны — матери Алексея Игнатьева. Диктор рассказывает о Софье Сергеевне, а на экране показана Екатерина Леонидовна – жена Н.П. Игнатьева.
    Примерно также обстоит дело и с младшим братом А.А. Игнатьева Павлом. Диктор называет Павла, а появляется фотография Леонида – двоюродного брата.
    Диктор говорит, что А.А. Игнатьев во время японской войны служил адъютантом. Отец не советовал Алексею служить адъютантом. Должность «старший адъютант топографического отделения» — не должность «адъютант его превосходительства». Одно время и в Советской Армии была должность «старший адъютант батальона» (танкового или пехотного) — т.е. НШ батальона.
    О посещении Игнатьевым посольства в Германии сказано обтекаемо – после 1923 года.
    У нас имеется документ из архива – письмо от полпреда в Германии в Москву от 18 августа 1924 года (АВПРФ ф.136, оп. 7, п. 103, д. 69, л. 38):
    «Вчера к тов. Дмитрову явился некий Евгений Ильич ГАУЗНЕР, назвавшийся посланцем от бывшего военного агента в Париже, графа ИГНАТЬЕВА, представивший письмо от последнего, (фотографию прилагаю) и просивший меня принять Игнатьева, находящегося в Германии в одном из курортов и готового приехать в Берлин для переговоров».
    А.А. Игнатьев находился на курорте Вильдунген (Германия) в 1924 году.
    Посещение курорта и посольства в Берлине описаны в книге «50 лет в строю».
    Вильдунген — город в Германии, в земле Гессен.
    А.А. Игнатьев вспоминал: «Полпред, как тогда именовался советский посол, находился в отпуске, и меня принял поверенный в делах, проявивший крайнюю осторожность, так часто свойственную временно исполняющим должность…, он обещал запросить руководство» (том второй, «В поисках выхода»).
    Через пять месяцев после написания данного письма А.А. Игнатьев (15 — 17 января 1925 г.) передал денежные средства Красину Л.Б. – полпреду во Франции в 1924 – 1925 г.г.

    «НЕКИЙ ТЕРРОРИСТ»
    События происходили в начале декабря 1906 года в Твери (отец А.А. Игнатьева родился в Твери и погиб в Твери).
    Неожиданно в фильме упоминается «столовая» в дворянском собрании Твери – в то время это был буфет (упоминается три раза в книге Игнатьева):
    «В пять часов, в перерыве собрания, отец пил чай в небольшом буфете, в кругу гласных». Он баллотировался в тверские губернские гласные.
    Говорится о местном управлении по-современному — Земская управа. На самом деле – это «Тверское дворянское собрание». Дом дворянского собрания (Тверь), построен в 1846 году, существует до сих пор. Сейчас там дом офицеров.
    Вкратце упоминается «некий террорист», убивший А.П. Игнатьева. Имя его известно, материалы следствия и суда находятся в московских архивах.
    А молодым читателям напомним. В прошлом веке многие с большим удовольствием смотрели по телевизору выступления известного литературоведа, народного артиста СССР и доктора филологических наук Ираклия Луарсабовича Андроникова (1908 – 1990).
    Его отец — Луарсаб Николаевич Андроников (1872—1939) был известным адвокатом и присяжным поверенным.
    Дело в том, что адвокат Андроников после гибели в декабре 1906 года отца Алексея Павловича Игнатьева защищал убийцу Ильинского Сергея Николаевича (1886 – 1914) и спас его от смертной казни. Судьба убийцы была незавидной.
    БЕЗ ВЫПИВКИ НИКУДА
    Во время русско-японской войны Игнатьев занимался военными агентами.
    В одном из эпизодов фильма упор делается на выпивку и достижении результата.
    В книге Игнатьева этот случай упомянут без выпивки:
    «Лишь через год, уже в Мукдене, все тот же генерал Сильвестр дал мне повод окончательно освободиться от этих обязанностей. Он проведал, что ночью будут выгружены тяжелые орудия, и высказал пожелание осмотреть их. Отказать в этом я не мог. Но Харкевич предложил мне скрыть этот факт от иностранных представителей. Когда на следующий день утром Сильвестр пошел искать орудия, их уже не было. Взбешенный, он бросился жаловаться на меня Харкевичу, а последний объяснил, что все, мол, зависит от капитана Игнатьева. Мне оставалось только просить начальство заменить меня другим офицером».
    Но дело в другом. За словами диктора показана фотография не периода русско-японской войны, а фотография Игнатьева и начальника французского генштаба Жоффра в период Первой мировой войны.
    Род Игнатьевых внес большой вклад в войну с Японией. Его двоюродная сестра Катя была на войне сестрой милосердия. Алексей был ранен на рекогносцировке: «разрыв наружного сухожилия с раздроблением кости». Провел более полутора месяцев в госпитале, переболел «маньчжуркой» — разновидность брюшного тифа.
    На род Игнатьевых надвинулось горе. Алексей вспоминал:
    «Семья наша потеряла в тяжелый день Цусимы всех своих моряков — трех моих двоюродных братьев: двух совсем молодых — веселого Диму Игнатьева, артиллерийского офицера на «Александре III», и скромного, усердного Сережу Огарева, друга моего детства, старшего минного офицера на «Наварине»; а главное — любимца всей семьи, уже старого моряка Алексея Александровича Зурова (его мать была сестрой моего отца)».
    НА СОПКАХ МАНЬЧЖУРИИ ВОИНЫ СПЯТ
    Важное место в фильме (почти три минуты) занимает сюжет о появлении вальса «На сопках Маньчжурии» (первоначально вальс назывался «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии»). Знаменитый Суворов сказал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». Считаем, что это высказывание относится и к вальсу «На сопках Маньчжурии».
    Жаль, что авторы не разместили портрет создателя вальса Ильи Алексеевича Шатрова. В моей записной книжке сохранилась такая запись:
    «Капельмейстер Илья Шатров воскликнул: «Музыканты, настал наш час!» – взмахнул рукой, и грянул боевой марш. Вслед за полковым знаменем он повел вперед свой оркестр. За ними поднялся в штыковую атаку весь пехотный полк. Боевой марш не умолкал, впереди оркестра шел капельмейстер Шатров. Артиллерийский снаряд противника ударил по оркестру, убит музыкант, ударной волной отбросило в сторону Шатрова. Но он с оркестром снова идет вперед. Мокшанский полк стремительной штыковой атакой отбросил противника и вышел из окружения, хоть и понес большие потери».
    С этими патриотическими и романтическими мыслями в душе в начале нынешнего века я направился в Тамбовское высшее авиационное инженерное училище. На здании училища я увидел мемориальную доску, установленную 25 мая 1985 года. На доске под лирой – эмблемой военных оркестров и военных музыкантов – сделана надпись:
    «Здесь проходили службу видные военные дирижеры и композиторы –
    авторы марша «Прощание славянки» В.И. Агапкин (1884–1964)
    и вальса «На сопках Маньчжурии» И.А. Шатров (1879–1952)».
    Удивительно, но о вальсе в книге Игнатьева имеется всего лишь краткая запись:
    «Вечером в Харбине я пошел пообедать в ресторан…В углу небольшой женский оркестр играл «На сопках Маньчжурии».
    ЕЩЁ НЕ ВСЕ СДЕЛАНО
    Фильм заканчивается благородными словами: «А.А. Игнатьев является примером подлинного патриотизма и образцом русского офицера.
    Однако чувствуется, что сказано и- сделано не все.
    Союз ветеранов ВИИЯ делает все возможное для сохранения в истории имени А.А.Игнатьева: мы взяли шефство над величественным памятником генерала на Новодевичьем кладбище, выпустили книгу «Рыцарь военной дипломатии», открыли памятную доску на доме, в котором он жил в Москве (Лубянский проезд, дом 17). Журнал «Дипломатическая служба», №3, 2017 полностью посвящен А.А. Игнатьеву. Напечатаны статьи: «А.А. Игнатьев и военно-музыкальные традиции» и «Генерал Игнатьев – пример нынешним миротворцам». Ветераны города Ржева всегда вспоминают графов Игнатьевых и проводят конференции.
    Надеемся, что этот фильм также внесет свою лепту в сохранение имени Алексея Игнатьева – славного сына нашего Отечества. Исполнителям нужного фильма от ветеранов большое спасибо.
    Дело Игнатьева продолжается в лингвистике, литературе, дипломатии и разведке.
    Эволюция и динамика ИГНАТЬЕВИАДЫ продолжается.
    Напомним, день кончины А.А. Игнатьева – 20 ноября 1954 года (родился в 1877). Слова из некролога вынесены в заголовок.
    Впереди работа в архивах и в Музее ВС. Вот данные из музея:
    «В Центральном музее ВС имеются следующие материалы писателя и дипломата А.А. Игнатьева: Русские и иностранные ордена, медали, нагрудные знаки,
    удостовирения, грамоты и свидетельства о награждении орденами и медалями, фотопортреты и личные вещи: шинель,китель, брюки, погоны, чернильные приборы,
    седло английское».
    В Российском архиве литературы и исскуства хрнятся следующие фотоматериалы:
    «Фото А.А. Игнатьева, индивидуальные и в группах с А.П., П.А., С.А., С.С. Игнатьевыми (отцом, братом, сестрой, матерью);
    Фото А. А. Игнатьева, индивидуальные и в группах, 38 ([1880-е] — 1953);
    Фото, снятые А. А. Игнатьевым во время русско-японской войны, 225 (1904 — 1905).
    Надеемся, что вновь созданная структура — военно-политическое управление Вооруженных сил РФ поддержит ветеранов, вспомнив старый девиз;
    «Где наиболее заботливо проводится политработа в войсках … там нет расхлябанности в армии, там лучше её строй, там больше побед».

    Анатолий Иванович Исаенко – подполковник в отставке, ветеран боевых действий в Египте (1968 – 1973).

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.