Александр Карпенко. Сергей Маховиков – Штирлиц XXI века.

Карпенко

Не случайно организаторы вечера, посвящённого 85-летию со дня рождения знаменитого Штирлица – Вячеслава Тихонова пригласили на этот вечер актёра Сергея Маховикова. Я думаю, что сегодня, в 21 веке, лучше всех Штирлица сыграл бы именно Сергей Маховиков. И дело здесь не в каком-то запредельном актёрском мастерстве, а в предельной органичности актёра в ролях русских разведчиков. Я даже думаю, что сегодняшний Штирлиц, хотя он и не работает в логове смертельного врага, по своим человеческим качествам, как минимум, не уступает разведчикам былых времён. Поясню свою мысль. Сегодняшний разведчик, как правило, имеет за плечами афганскую войну. Война одних людей делает лучше, чем они были прежде, а других – ещё хуже. Вот из лучших людей, имеющих боевой опыт, и могут сформироваться настоящие разведчики.

Маховик Я видел много фильмов с участием Сергея Маховикова, и не было ни одного, в котором он бы меня разочаровал как актёр. А недавно пересмотренный «Сармат» побудил меня писать эти заметки, хотя там у Сергея – даже не самая главная роль. Я вообще думаю, что этот фильм серьёзно недооценён кинокритиками. И. если бы не трагическая гибель Александра Дедюшко, блистательно исполнившего роль Сармата, фильм запросто мог затеряться и, со временем, забыться. Если раньше, в советские времена, сериал был своего рода фишкой, то теперь, видимо, в силу невысокого качества большинства сериалов, люди стали смотреть на них «свысока». Как на полуфабрикаты, далёкие от настоящего искусства. Но когда основой сериала – сильный сценарий, когда режиссёр подобрал не одного хорошего актёра, а сразу нескольких, когда написан замечательный саундтрек к фильму, когда нет искусственного продления жизни героев, тогда может получиться сериал, превосходящий обычные полнометражные фильмы. И такое нечасто, но бывает.
Вадим Савёлов Сергея Маховикова верен изначальному афганскому братству, рождённому на войне. Ему «жжёт грудь» несправедливо присвоенная Звезда Героя. Хотя все они, боевые офицеры спецназа, были на той войне героями. Но героем с большой буквы – только один Сармат. В сущности, на войне, где геройство – это образ жизни, Герой Страны – это не случайный человек, а тот, кто возвышается над другими героями. Это – высшая степень героизма. По крайней степени, так должно быть. По Справедливости. Афганцы не бросают своих товарищей в беде. Память и фронтовое братство для них – не пустые слова! Вот что говорит об этом сам Сергей Маховиков: «Быть героем – это для избранных. Немногие актёры в нашей стране могут потянуть этот образ. Да простят меня братья актёры. Герой – не тот, кто бегает, стреляет, убивает, а тот, кому верят безоговорочно, кто в нужный момент может быть и слабым, и сильным».
Как афганец, могу сказать, что «Сармат» – один из лучших, на мой взгляд, фильмов об Афганистане. Хотя большая часть действия фильма происходит уже после войны. Но вспомним: и большая часть «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого протекает вне боевых действий! Зато какие характеры афганцев в фильме «Сармат»! И образ Вадима Савёлова, созданный Сергеем Маховиковым, ничуть не уступает образу Дедюшко – Сарматова. Вообще, в этом фильме блистательный актёрский ансамбль! И мы сочувствуем гибели даже «второстепенных» персонажей. Настолько трогательны в фильме отношения между людьми. Не только между афганцами. Например, между отцом и сыном Савёловыми. А женская любовь, пронесённая сквозь года и блистательно сыгранная Ольгой Кабо! Женщина способна уважать любого настоящего мужчину. Но настоящая любовь возникает редко и долго не отпускает. Но когда теряешь любимого, а затем внезапно обретаешь вновь — такое чувство способно свернуть горы!
В «милицейских» ролях Маховикову невольно проходится «опрощаться». Не случайно в последнее время он играет матёрых «убойщиков», вроде Льва Гурова, уже в их «жизни после жизни». В роли разведчика Сергей Маховиков более раскован – и, как следствие, более естествен. Его герои сперва думают. А потом уж – действуют. Понимаете, для разведчика в порядке вещей – перейти в разговоре на иностранный язык или процитировать наизусть Гумилёва. Этому их учат в разведшколах. Милиционер же, владеющий иностранными языками и цитирующий к месту классиков – маргинал в своём кругу, вроде Шилова из сериала «Ментовские войны» (прекрасная актёрская работа Александра Устюгова). Разведчик, в отличие от милиционера, по характеру работы – одиночка, ему часто приходится всё делать самому. Поэтому знать и уметь нужно многое. Конечно, высокоинтеллектуальный актёр может спрятать свой живой интеллект. Вот только будет ли он при этом естествен? Впрочем, это только мой взгляд со стороны. Опера тоже иногда попадают в ситуацию, когда против них — и «свои», и «чужие». Обложенному со всех сторон оперу выжить порой так же трудно, как и разведчику.
Makhovik Самая сильная роль актёра Маховикова — побеждённая им в молодости смертельная болезнь. Мне кажется, именно тогда произошло второе рождение человека, личности с большой буквы, автора песен, блистательного актёра. Тот поединок с болезнью был, как минимум, равен для него Афгану. Он победил страшную болезнь, стал сильнее и получил моральное право (для себя самого) играть тех самых афганцев, которые прошли эту уже почти забытую обществом войну. И сегодня, в канун юбилея Сергея, хочется пожелать ему великий Сценарий. Чтобы он был не хуже работ Юлиана Семёнова, на которых снималось старшее поколение наших актёров. И ещё – новых песен. Мне кажется, из актёров у нас часто получаются не только классные исполнители, но и Авторы с большой буквы. Такие, как Вертинский, Высоцкий, Визбор, Филатов.
Какие эмоции!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.