Евгений Логинов. Путешествие за Полярный круг.

Две недели на Кольском полуострове.

Летом многие стремятся окунуться в теплом море и едут на юг. Есть иная категория людей, которые любят север и экстрим, где есть возможность слиться с природой и познать себя в естественных условиях существования.
Ко второй группе относятся некоторые выпускники ВИИЯ. Один из них– Андрей Константинович Шульц, выпускник факультета западных языков 1973 года. Ежегодно он организует поездки своей сплоченной команды единомышленников по различным местам земного шара. Ранее, в 2013 году нам довелось побывать в команде Шульца в походе по шхерам Ладожского озера. Рассказ об этом есть на нашем сайте: http://vkimo.com/node/2402
В нынешнем году нам предстояло более сложное путешествие за Полярный круг на Кольский полуостров. Стартовали с Ладожского вокзала Санкт-Петербурга. Было приятно встретить знакомые лица и видеть всех в бодром здравии. Через сутки мы сошли с поезда в Кандалакше. Далее нам со всем скарбом предстояло проехать по суше более 200 км до поселка Ловозеро. Там в случае летной погоды нас должен был забрать вертолет. Так оно и случилось. Через час после взлета МИ-8 нас доставил к указанной точке на карте. Мы оказались в двухстах км к северу от Ловозера, там, где река Слюдянка впадает в Стрельну.
После выгрузки на пятачке, усыпанном камнями, мы, лежа на земле, взором проводили уходящий вдаль вертолет. В округе на 200 км не было ни людей, ни связи, никакой цивилизации, только природа и комары....
Надев противомоскитные сетки, мы приступили к формированию палаточного городка в лучах заходящего солнца. Прохлада опустилась на палатки. Утро порадовало солнцем и ветерком, который помогал бороться с гнусом. Началась сборка плавсредств, которые мы привезли с собой. Разведка местности показала, что неподалеку от нашего места расположения когда-то находилась геологическая партия. Геологи оставили после себя домик и топчаны с лавками для сидения.
Любители рыбалки закинули свои спиннинги в Слюдянка. Рыбацкое счастье улыбнулось автору этих строк: я поймал первую крупную щуку весом 2,5-3 кг. Она тут же пошла в дело и была приготовлена на обед. К исходу дня лодки и катамараны были собраны и опробованы на плаву.
Утром следующего дня, собрав палатки и рюкзаки с едой, мы стартовали с устья Слюдянки на юг вниз по течению реки Стрельна. В первый день нам удалось пройти по каменистому руслу примерно 11 км. Очередной лагерь разбили на берегу Стрельны. Рыбалка, ужин, отдых.
В дальнейшем было еще много стоянок, комаров и камней в реке. Многие участки реки можно было преодолеть, только толкая свое плавсредство по каменистой реке. Для этого было необходимо прыгать с катамарана и после схода с камней вновь запрыгивать на него. Это упражнение каждый из участников похода выполнял несколько десятков раз. Очень тяжело было идти, когда дул встречный ветер. Большая парусность судов не позволяла двигаться по течению реки даже при активной работе веслами. Плавсредства сносило вверх по реке, т.к. ветер дул с моря вдоль русла. Пикантность в этой ситуации добавлял дождь. Приходилось сходить на берег и тащить лодки и катамараны на веревке или толкать вдоль по реке. Такие упражнения позволяли укрепить мышцы спины, живота и рук. К концу путешествия все движения стали привычными, и тело уже правильно воспринимало нагрузки. Хождение по рекам – хороший тренажер для пресса! Купание в реке –прекрасная сна процедура!
Физические испытания с лихвой компенсировались окружающей природой, ее красотой и величием. Почти ежедневно мы встречали оленей, которые, спасаясь от гнуса, выходили к реке, где дул ветерок и можно было окунуться в воду или испить ее. Оленями вдоль реки по обеим сторонам проделаны тропы, по которым мы иногда и ходили. Множество следов и продуктов жизнедеятельности медведей было обнаружено нами. Примечательно, что свежие следы медведей были поверх свежих же следов оленей прямо у реки на песчаных пляжах....
Множество птиц, включая белых орлов, можно было наблюдать по ходу движения. Чем ниже по течению мы спускались, тем разительнее менялся рельеф. Равнина, покрытая ягелем и черникой, сменялась скалами, утопающими в лесу. На скалах гнездились орлы и ястребы. В скальных породах нам встретилось месторождение аметистов –полудрагоценных камней.
После притока реки Лямбуй начала встречаться горбуша, идущая на нерест из Белого моря. Чем ближе мы подходили к устью Стрелны, тем горбуши становилось все больше. Порой на порогах, где нам приходилось на руках перетаскивать свои катамараны, горбуша била по ногам. Горбатые спины горбуш на перекатах торчали из воды. Рыба дружными группами преодолевала пороги навстречу нам. Естественно, в наш рацион питания вошла теперь красная рыба. Бутерброды с рыбой на хлебцах стали обычным делом.
Через неделю путешествия мы устроили себе походную баню на берегу реки. Павел, капитан моего катамарана, с которым мы сроднились за поездку, мастерски подготовил из камней баню. Она представляла собой чум, обтянутый целлофаном, внутри которого была «каменка» и даже березовые веники. Баня, которая была горячей в течение трех часов, пришлась по нраву многим путешественникам, особенно женской части нашей команды. Пар был хорош. Сразу после парения мы бросались в холодную воду реки и тут же возвращались в баню. Удовольствие получили огромное. Спасибо Павлу и девушкам Елене и Лидии, которые помогали ему в строительстве бани.
За несколько дней мы преодолели более сотни километров. На нашем пути были реки Черная и Белая, которые впадали в Стрельну. Множество ручейков несли в главную реку холодные и кристально чистые воды.
Пожалуй, самой живописной была стоянка возле Дорофеевского водопада, проходя который одно из наших плавсредств перевернулось (оверкиль). Этот факт добавил только улыбок и хорошего настроения, т.к. до основных морских водопадов оставалось совсем немного идти. На память мы сделали коллективное фото в этом месте. На нем все по пояс мокрые, но довольные. Рыбалка у водопада была особо удачной. Большинство пойманной рыбы отпускалось. Нам оставался один дневной переход до непреодолимых порогов вблизи моря.
Достигнув больших и опасных непроходимых для наших судов порогов, мы решили разобрать плавсредства и дальше идти пешком. До Белого моря оставалось три километра. К исходу дня мы разбили свой лагерь в устье Стрельни.
Утром нас забрал грузовик ЗИЛ-131 (другой бы не прошел) и отвез в деревню Чаванга (примерно 45 км). Путь лежал через каменистые реки по бездорожью. Порой грузовик выезжал на песчаные морские пляжи и ехал по краю воды. Затем мы пересели в другой грузовик и проехали еще столько же до Устья Варзуги. Через реку переправились на моторной лодке типа «Казанка» за три ходки. Оказавшись на правом берегу Варзуги, после отдыха у костра мы отправились на машинах высокой проходимости (УАЗ-452) по песку в деревню Кузомень, где впервые за две недели ночевали в домах и даже попарились в бане. Утром отправились в деревню Варзуга (примерно 22 км), а оттуда в Кандалакша (более 200 км), где сели в поезд, идущий из Мурманска в Санкт-Петербург. Загоревшие на воде, небритые, пропахшие костром, уставшие с опустевшими рюкзаками (еда была съедена) мы ввалились в вагон и дружно отметили успешное возвращение. Поездка завершилась удачно, все довольны.
Спасибо Андрею Шульцу за прекрасную организацию похода за Полярный круг. Наша Родина уникальна не только своей природой, но и людьми, которые вдохновляют других на подобные поездки по нашей стране. Спасибо всем членам нашей экспедиции и до новых встреч!